Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развития отечественного валютного рынка




Возможные пути стабилизации и дальнейшего

Очевидно, что среди основных задач Банка России в области регулирования внутреннего валютного рынка на современном этапе в кратко- и среднесрочном плане можно назвать следующие.

 

1. Обеспечение ликвидности отечественного валютного рынка и, соответственно, эффективности расчетов по внешнеэкономическим операциям;

2. Обеспечение должного контроля за соблюдением законности при проведении коммерческими банками валютных операций в настоящее время и в период обострения валютного кризиса; временное введение валютных ограничений по капитальным операциям, сокращающих вывоз капитала за рубеж; принятие мер направленных на репатриацию средств, переведенных за рубеж в преддверии августовского (1998 г.) кризиса;

3. Проведение сбалансированной (с точки зрения обеспечения рентабельности приоритетных экспортных отраслей и критического импорта) политики регулирования валютного курса рубля, отвечающей интересам большинства отечественных производителей и приоритетам развития экономики в целом;

4. Наращивание золотовалютных резервов за счет повышения объемов обязательной продажи экспортной выручки, ужесточения контроля за целевым использованием валютных средств, приобретаемых импортерами, и снижения в результате объемов валютных интервенций;

5. Повышение эффективности управления золотовалютными резервами Банка России, минимальное их использование для достижения своих целей на внутреннем валютном рынке.

 

Решение лишь второй из упомянутых задач может дать наиболее быстрый эффект, поскольку лежит в административной области валютного регулирования и валютного контроля. Оно зависит в большей степени от эффективного взаимодействия Центрального банка с Госналогслужбой (ГНС), Государственным таможенным комитетом (ГТК) и Комиссией Валютно-экспортного контроля (ВЭК), а также от правильности и тщательности проведенного аудита, качества работы подразделений банковского надзора и инспектирования.

Успешное достижение всех остальных перечисленных целей зависит в основном от правильности выбранных ориентиров в проведении Банком России политики регулирования валютного рынка, которые, во многом, определяются политикой валютного курса.

В этой связи Центральному банку в краткосрочном плане помимо жестких административных мер в отношении банков, допустивших в период августовского (1998 г.) валютного кризиса серьезные нарушения валютного законодательства и нормативных актов Банка России после их тщательного аудита, а также совместной с ГНС, ВЭК и ГТК проверки наиболее активных участников валютного рынка и ужесточения контроля за операциями по вывозу капиталов за рубеж, целесообразно предпринять следующие шаги в области регулирования отечественного валютного рынка и валютного курса рубля.

1. Ужесточить контроль за рисками коммерческих банков, возникающими в ходе проведения валютных операций. Сократить в рамках контроля открытой валютной позиции банков (ОВП) лимит на операции против каждой иностранной валюты в соответствии с мировой практикой на уровне не более 5% от капитала (собственных средств) банка, что сократит валютные риски коммерческих банков и их клиентов и что будет весьма своевременным в связи с введением с 1999 г. в расчеты единой европейской валюты Евро. Общий лимит ОВП иностранных валют против национальной имеет смысл оставить на нынешнем уровне с учетом того, что большая часть операций на отечественном рынке проводится против доллара США. Поэтому банки, не желающие диверсифицировать валютные риски будут вынуждены автоматически сократить абсолютный размер ОВП.

2. Развить далее уже предпринятое Банком России в Указании № 364-У от 30.09.08 выведение "фиктивных" опционных сделок за рамки расчета ОВП. Имеет смысл включать в расчет ОВП только сделки с опционом, заключенные на определенных валютных (фондовых) биржах, которые для этих целей должны получить специальную лицензию банка России, подтверждающую надежность их системы расчетов и программных продуктов исчисления опционных премий. Опционные сделки с клиентами банка могут приниматься в расчет ОВП только при наличии "зеркальной" опционной сделки через определенную биржу.

3. Официально установить порядок расчета форвардных курсов и цен фьючерсных контрактов в соответствии с международными стандартами, который использовать при включении в расчет ОВП форвардных и фьючерсных операций коммерческих банков 1).

4. Банку России, видимо, целесообразно сосредоточить свои усилия на регулировании единого (только одного) валютного курсарубля - официального, применяемого для целей налогообложения и учета в банковской системе.

Устанавливать официальный курс иностранных валют к рублю первоначально имеет смысл по "корзинному" методу на основе средневзвешенного курса доллара США к рублю, рассчитываемому по итогам торгов на всех, сколько-нибудь значимых региональных валютных биржах (или межбанковских рынках), действующих на территории Российской Федерации. В качестве "весов" при расчете курса доллара целесообразно принять соответствующие доли оборота каждого рынка в совокупном обороте доллара США на валютном рынке страны. В роли компонентов "валютной корзины" можно взять в зависимости от выбранных приоритетов в соответствующих пропорциях валюты стран - основных внешнеэкономических партнеров России или валютную структуру внешних обязательств России.

В среднесрочном плане, полезно было бы провести следующие необходимые мероприятия.

1. Изменить макроэкономическое направление политики регулирования валютного курса рубля: перейти от скрытого субсидирования импорта через завышенный курс рубля к стимулированию отечественных экспортных и импортозамещающих производств за счет заниженного (относительно покупательной способности) валютного курса рубля, т.е. темпы обесценения национальной валюты должны опережать внутренние темпы инфляции.

2. Во главу угла целесообразно, отбросив отдельные псевдо-монетаристские лозунги (настоящего монетаризма в отечественной экономической политике никогда не было, да и в нынешних условиях разговоры о нем просто не имеют никакого смысла), поставить более соответствующие современным задачам экономики неоконсервативные (кейнсианские) принципы стимулирования отечественного производства за счет создания внутреннего спроса, в том числе и со стороны государства. Для этого имеет смысл сделать валютный курс более активным инструментом в руках государства в проведении его экономической политики. Согласно кейнсианским постулатам государственного регулирования экономики главной его задачей является поддержание равновесия национальной экономической системы путем балансирования основных макроэкономических показателей: текущего баланса, уровней цен, занятости и валютного курса и защита ее от неблагоприятных воздействий внешних факторов мировой экономики (резкого значительного падения цен на энергоносители, например).

3. Для стабилизации валютного рынка важно будет путем принятия продуманной системы валютных ограничений по капитальным операциям ограничить отток ресурсов за рубеж и, тем самым, сделать отечественный валютно-финансовый рынок более замкнутой системой, в которой легче строить рыночные механизмы внутреннего саморегулирования.

4. Для нейтрализации воздействия валютных интервенций, которые неизбежно придется проводить, особенно при нынешнем выводе экономики страны из кризиса, а также на начальных этапах создания системы внутреннего регулирования, необходимо как можно скорее создать эффективные механизмы "стерилизации" возникающих изменений внутренней денежной массы. Для этого необходимо будет восстановить ликвидный внутренний рынок государственных ценных бумаг и активное участие Банка России в операциях на "открытом рынке".

5. Пересмотреть общий подход к критериям целесообразности и эффективности валютных интервенций. Основной задачей проведения валютных интервенций в нынешних условиях Банку России, видимо, следует сохранить "сглаживание" наиболее резких колебаний курса иностранных валют к рублю. Поскольку для достижения этой цели Банк России должен вмешиваться в рыночные процессы только при выходе значений курса за определенные рамки, он всегда должен покупать валюту интервенции (доллары США) против рублей, когда ее стоимость минимальна и продавать, когда - максимальна. Следовательно, если центральный банк руководствуется экономической целесообразностью, его операции по регулированию курса национальной валюты всегда будут прибыльными. Поэтому Банку России целесообразно разработать и внедрить систему стоимостных показателей оценки эффективности своих операций на внутреннем валютном рынке.

6. В ближайшее время, вероятно, потребуется провести мероприятия по восстановлению и развитию в нужном направлении биржевого рынка (в том числе и регионального) проведения срочных сделок. Это поможет коммерческим банкам более эффективно регулировать свои ОВП, хеджировать свои валютные риски и повысить качество обслуживания клиентов.

7. На основе межбанковского депозитного рынка (конечно, после его полного восстановления после кризиса) Банк России может развивать инфраструктуру отечественного валютного рынка путем организации проведения прямых форвардных сделок с иностранной валютой с крупнейшими по капиталу и наиболее активными на валютном рынке коммерческими банками.

Видимо, целесообразно в ближайшее время комплексно рассмотреть вопрос о стратегии и тактике проведения валютных интервенций и, возможно, сделать форвардные сделки основной формой валютных интервенций Банка России (по примеру центральных банков Великобритании, Сингапура и др.). Такие сделки позволят снять напряжение и неопределенность, господствовавшие на отечественном валютном рынке с самого начала его существования. Кроме того, центральный банк, заключая такие сделки на поставку иностранной валюты через определенные промежутки времени, будет сверять правильность выбранной линии, в политике регулирования валютного курса, с относительной эффективностью (прибыльностью) своих операций.

8. В соответствии с изменениями направления валютной политики, вероятно, следует изменить подходы к управлению валютными резервами Банка России. Было бы целесообразным размещать их в пропорциях "валютной корзины" рубля (в случае принятия такого варианта), которую пересматривать ежеквартально, что позволит избежать валютных рисков (в рублевом выражении) в балансе Банка России. Работу по повышению эффективности управления валютными резервами Банк России может в этом случае сосредоточить на выборе пропорций инвестирования в различные инструменты на различные сроки.

9. После достижения стабилизации внутреннего валютного рынка Банк у России в рамках постепенной либерализации отечественного валютного рынка на какое-то время (естественно, насколько это будет позволять политическая обстановка) целесообразно в плановом порядке (а не вынужденно под давлением очередного валютного кризиса) отказаться от массированных валютных интервенций и отпустить валютный курс в "свободное плавание" для того, чтобы рынок сам нашел его равновесное значение.

Если сейчас и в последующем пытаться вновь предпринимать попытки искусственно "стабилизировать" валютный курс в нестабильных экономических условиях или, еще хуже, - зафиксировать его значение на сколь-нибудь продолжительный период, то это приведет опять к увеличению значения нереализованного инфляционного потенциала в величине валютного курса рубля, а, следовательно, накоплению противоречия между его реальной и номинальной стоимостью. Это противоречие может временно нейтрализовываться за счет валютных интервенций центрального банка, неизбежно ведущих к сокращению официальных валютных резервов и соответствующему снижению доверия участников рынка к регулирующей политике властей.

Многолетний мировой опыт регулирования валютных курсов убедительно доказывает, что ни один центральный банк мира (особенно наглядно это демонстриру ю т пример ы многолетнего опыта Банка Японии и немецкого Бундесбанка, а также совсем недавниесобытия в Индонезии, Южной Корее и в Бразилии) не может без значительного ущерба для внутреннего валютного рынка и всей национальной экономики достаточно длительное время удерживать курс своей валюты на уровне, противоречащем фундаментальным экономическим курсообразующим факторам и ожиданиям участников рынка. Когда официальные валютные резервы снижаются до минимально приемлемого уровня, накопленные противоречия между его реальной и номинальной внешней стоимостью валюты снимаются в результате валютного кризиса. Причем масштабы кризиса в соответствии с «эффектом зашкаливания » тем более разрушительны, чем дольше откладывалось радикальное решение проблемы.

На российском валютном рынке эти закономерности рыночной экономики, похоже, уже начали проявляться в полной мере. Каждый очередной глобальный валютный кризис, несмотря на различные сценарии конкретных валютных потрясений, проявляется в более острой чем у предыдущего форме. Для наглядности этого достаточно сравнить последствия пресловутого "черного вторника", с его одномоментным ростом курса доллара к рублю на 38.6 %, последующим возвратом последнего к почти докризисному уровню и дальнейшим его повышением в 1.5 раза в течение трех месяцев, с августовским (1998 г.) валютным кризисом. Произошедший вслед за 17 августа 1998 г. в течение всего лишь первой декады сентября «скачок» курса доллара США к рублю составил более чем 2.6 раза! Причем произошло это после безуспешных попыток Банка России ценой значительного снижения своих валютных резервов удержать курс доллара в рамках вновь объявленного «валютного коридора», с верхней границей «выросшей» почти на 50 % до 9.5 рублей за 1 доллар.

При анализе возможных последствий очередного обострения ситуации на отечественном валютном рынке также следует учитывать уже накопленный и сохраняющийся в текущей величине валютного курса рубля нереализованном инфляционном потенциале, который может «взорваться» в любой момент в случае обострения политической и/или экономической ситуации, а также иррациональности ожиданий отдельных крупных участников валютного и финансового рынков.


1) Автор выражает благодарность Верникову А.В. и Камбурову С.В. за замечания по содержанию статьи, а также Новоселову И.В. за большую техническую помощь, оказанную в ходе ее написания.

1) Практически такая ситуация существовала только на протяжении 1992 г., в течение которого темпы роста цен догнали, а затем и опередили темпы снижения валютного курса рубля поэтому для «чистоты» расчетов в графике № 2 используются сравнительные данные за 1993-1998 г.г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.