КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень инфляции
Уровень инфляции определяется как темп увеличения (прирост) уровня цен по сравнению с предыдущим годом. Для определения уровня инфляции используются индексы потребительских цен следующим образом: где - уровень инфляции в процентах; - индексы потребительских цен в текущем и базисном периодах.
Размер инфляции показывает, на сколько процентов увеличились цены, и определяется по формуле: Чтобы оценить динамику инфляции, определяется процентная норма инфляции по формулам: где – индексы смежных периодов.
Данный показатель характеризует, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Различают несколько уровней инфляции: низкую, ползучую, галопирующую, гиперинфляцию, суперинфляцию. При изменении N от 1 до 3% инфляция является низкой, от 3-9% - ползучей, от 10-99% - галопирующей, при N> 50 % — гиперинфляция. Если цены растут со скоростью, при которой расхождение между заработной платой и ценами велико, то разрушается благосостояние обеспеченных слоев общества и присутствуют характерные черты суперинфляции. Для измерения инфляции употребляется показатель - индекс покупательной способности рубля (), который показывает; во сколько раз обесценились деньги и определяется по формуле: Известны два основных источника информации по ценам. Первым источником является наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке, которое проводится с 1992 г. специальной службой при ФСГС. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о розничной торговле, объеме производства; обследованием покупок, используя данные статистики производства, статистики налогов и торговой статистики. Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается ИПЦ по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. Методология расчета индекса является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Периодичность расчета ИПЦ - недельная, месячная, квартальная, а также нарастающим итогом за период с начала года: недельная рассчитывается к предыдущей неделе, к последней неделе предыдущего месяца, к последней неделе декабря предыдущего года; месячная — к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года, к базисному году (до 25-го числа текущего месяца на базе еженедельных ИПЦ производится оценка ИПЦ за месяц); квартальная - к предыдущему кварталу, к соответствующему кварталу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года. Расчет за месяц, квартал, период с начала года производится цепным методом, т.е. путем перемножения недельных (месячных, квартальных) индексов потребительских цен. Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность предприятия включает расчет сводных индексов цен всей номенклатуры собственных товаров, индексов цен товаров и товарных групп и элиминирование инфляционного роста цен, который публикуется государственной статистикой для соответствующего сектора экономики (). Элиминирование инфляционного роста цен показывает изменение цен, обусловленное неинфляционными процессами, к которым относится изменение конъюнктуры рынка или качества товара. Данные процессы оцениваются с помощью индекса по формуле: Влияние инфляции, конъюнктурного роста индивидуальных цен товара и структурных сдвигов в его реализации на рост средних товарной группы или товара по регионам, или по магазинам, рассчитывается следующим образом: где Оценочная характеристика составляющих динамики цен товара определяется на основе экспертного коэффициента изменения качества товара () по формуле: Главным условием адекватного представления о работе коммерческого предприятия в период инфляции является пересчет всех стоимостных показателей в сопоставимые цены, т.е. Иногда используют способ пересчета показателей в твердую валюту. Однако такой способ не дает точных результатов, поскольку не учитывает влияние конъюнктуры валютного рынка. Для анализа влияния инфляции на цены также прибегают к экспертным методам. Одной из важнейших проблем, к решению которых приступила Федеральная служба государственной статистики при построении индекса потребительских цен, является учет сезонной составляющей по сезонным продуктам. Наблюдение за ценами и тарифами на потребительском рынке показывает, что цены некоторых товаров и услуг, особенно по отдельным видам плодоовощной продукции, подвержены заметным сезонным колебаниям в течение года. При этом такие колебания, как правило, носят циклический характер. Уже в настоящее время при расчете индекса потребительских ценФедеральная служба государственной статистики применяет ряд методов сезонной корректировки, одним из которых является замена товаров. Этот метод используется в случае, если цены на сезонные товары. отсутствующие в отдельные периоды года, меняются пропорционально ценам на аналогичные или эквивалентные товары соответствующей группы, имеющиеся в наличии в данное время. Например, цены на отдельные виды сезонных товаров, входящих в группы одежды и обуви, регистрируются лишь в периоды массовой реализации этих товаров. В несезонные периоды года повторяется последняя, имеющаяся в наличии цена периода массовой реализации товара без каких-либо ее изменений до начала следующего сезона, либо данная цена индексируется с учетам изменения цен на аналогичные виды эквивалентных летних или соответственно зимних предметов одежды и обуви, либо индексируется с учетом темпов роста цен в целом по соответствующей группе товаров. В условиях Российской Федерации в период высоких темпов инфляции, усугублявшихся резкими и разновременными скачками цен, отсутствовала возможность выявления тенденций и закономерностей сезонных колебаний цен и разработки индексов или коэффициентов сезонных колебаний цен и разработки индексов или коэффициентов сезонности. Учитывая, что первым годом, последовавшим после периода высока инфляции, сопутствующей либерализации цен, является 1994 г., в течение которого цены возросли в 3,2 раза против 26,1 и 9,4 раза в 1992-1993 гг. соответственно, экспериментальные расчеты, выявляющие характер тенденций ценовой динамики, а также определяются коэффициенты (индексы) сезонности, проведены за период 1994-1996 гг., а также январь-апрель 1997 г. В предлагаемом методе сезонной корректировки индексы цен, тезирующие влияние сезонного фактора, рассчитаны по отдельным товарам как отношение индекса цен за отчетный месяц к коэффициенту сезонности для данного месяца по каждому конкретному товару. Коэффициент сезонности для каждого отчетного месяца текущего года определяется как отношение среднемесячного индекса цен базисного года каждого товара к помесячным индексам цен того же года. При этом среднемесячный индекс цен для каждого товара рассчитан как среднегеометрическая величина корня двенадцатой степени из среднегодового индекса цен на этот же товар. Применение индексов сезонности при расчете индексов потребительских цен позволяет получить ИПЦ, в котором исключена сезонная волна, т.е. снивелированы сезонные колебания цен, что особенно важно в условиях умеренных темпов инфляции. Анализ динамики ценовой информации и определение степени влияния сезонной составляющей по отдельным видам товаров и услуг на значение сводного индекса потребительских цен показывают, что наибольшее влияние на изменение ИПЦ за счет сезонного фактора оказывают цены по группе плодоовощной продукции. Также установлено, что именно по этой группе продукции имеют место определенные закономерности в цикличности сезонных колебаний цен соответственно индексов, повторяющиеся из года в год. В то же время характер динамики цен по отдельным видам продовольственных товаров (кроме плодоовощной продукции), а также непродовольственных товаров и услуг показывает, что в условиях более широкого распространения метода замены отдельных видов товаров и услуг также возможно элиминирование фактора сезонности, влияющего на общий уровень индекса потребительских цен. Установлено, что влияние сезонных колебаний цен отобранных товаров и услуг, за исключением плодоовощной продукции, на сезонную составляющую сводного индекса потребительских цен незначительно, и применение по этим позициям метода расчета индексов (коэффициентов) сезонности для ИПЦ представляется нецелесообразным, Таким образом, система ИПЦ, рассчитываемого в России, включает: Ø сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного (базового) полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью (по структуре потребления семей по данным бюджетных обследований); Ø сводный ИПЦ, показывающий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг без товаров необязательного пользования; Ø ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, характеризующий изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов. Для каждой группы населения (например, пенсионеров) могут исчисляться групповые индексы цен; Ø индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету; Ø ИПЦ, рассчитываемый по набору из 19 наименований продуктов включая табачные изделия; Ø сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району. Проявление территориальных различий на рынке товаров и услуг выявляется в различной покупательной силе национальной валюту в регионах страны. Основным инструментом достижения соответствия между доходами населения различных регионов России и предложением потребительских товаров на региональных рынках является межтерриториальная дифференциация цен. Такая дифференциация стоимости жизни по регионам объясняется разницей потребностей населения и подразумевает существенное различие в натуральном и стоимостном выражениях потребительских наборов, которые обеспечивают равные условия для удовлетворения соответствующих потребностей. Для России регионализация потребностей населения является приоритетом и национальной особенностью. Межтерриториальные разрывы вуровнях цен определяют зависимость между спросом и предложением на рынке товаров и услуг. Для учета особенностей каждой цельной территории и соответствующей ей региональной структуры потребностей населения необходимо использовать региональные потребительские корзины, а также сделать оценку территориальных нормативов потребления. С этой целью можно использовать межрегиональные индексы потребления, которые представляют собой соотношение между размером потребительской корзины исследуемого региона и региона-эталона в единых ценах. При этом в качестве потребительской корзины, дифференцированной по регионам, можно взять прожиточный минимум, который рассчитывается в соответствии с природно-климатическими различиями условий жизни населения. Показатель прожиточного минимума включает стоимость набора товаров и услуг и отличается в зависимости от региона вариацией натурально-вещественного состава и уровнем цен, что позволяет проанализировать степень различий в региональном уровне покупательной способности населения, поскольку она выражается в количественных характеристиках минимальных товаров и услуг, соответствующих величине душевых доходов населения. Основными факторами региональной дифференциации доходов являются их уровень и структура, с одной стороны, и соотношения между ценами на различные товары - с другой. Для корректировки доходов необходимо исходить из межрегиональных индексов цен. Поправочный индексный коэффициент для дефлятирования доходов населения регионов относительно их уровня в регионе-эталоне (межрегиональный индекс цен) вычисляется по формуле:
при
где - межрегиональный индекс цен; - фиксированный набор товаров и услуг в стоимостном выражении (потребительские расходы) в среднем по Федерации; - цены на товары и услуги в регионе-эталоне; - цены на товары и услуги в исследуемом регионе.
Межрегиональный индекс цен может также использоваться приведения к сопоставимому виду доходов домашних хозяйств компонентов и общего объема потребительских расходов. Кроме того элементы потребления, или потребительские расходы на некоторые товары и услуги, могут также быть пересчитаны через субиндексы цен по группам товаров, например продовольственные, непродовольственные и др. При необходимости может проводиться пересчет расходов при большей детализации их компонентов с помощью субиндексов, например на обувь, одежду, мебель, хлебные изделия и т.д. При необходимости такого пересчета следует иметь в виду, что в условиях высокой инфляции динамика цен имеет сильную вариацию как по территориям, так и по товарам, что требует использования межрегиональных индексов в среднегодовом исчислении. В программах международных сопоставлений годовые индексы рассчитываются как средняя геометрическая из месячных индексов цен, поскольку это позволяет придать одинаковый вес всем месяцам года. Это исключает влияние инфляции, определяющей более значимые уровни стоимостных оценок номинальных показателей в конце года против их аналогичных величин в начале года. Результаты оценки покупательной способности рубля по регионам используются при расчетах национального уровня цен в ценах региона-эталона. В качестве весов региональных индексов цен могут выступать удельные веса территорий в общей численности населения страны или удельные веса фонов в общем объеме денежных доходов населения. Для установления цены на товар необходима определенная анархическая и исследовательская работа. С этой целью следует определить характер рынка, на котором предстоит выступить предприятию, стратегию своей маркетинговой политики, например, обеспечение выживаемости, максимизации прибыли, завоевание лидерства и увеличение доли рынка, обеспечение нужного уровня рентабельности. При этом требуется вывести для предприятия кривую спроса, которая показывает вероятные количества товара, продаваемого по ценам разного уровня, определить эластичность спроса, поскольку от эластичности спроса зависит целесообразность повышения или понижения цен. Затем необходимо построить графики зависимости общих затрат от изменения объема производства, кривые предельных затрат. Предприятие позиционирует свой вид товара на рынке. При этом нужно изучить цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позиционировании собственного товара. Кроме того, должен проводиться анализ поведения покупателя, возможность дискриминации цен, когда определенный товар продается по разным ценам для разных покупателей. Глава 2. Практика.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |