Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Импорт и Экспорт фруктов России




В последние годы объемы импорта фруктов растут. Это связано с ростом потребления фруктов не только традиционных, например, яблок, но и экзотических, которые не произрастают в нашей стране. Рост потребления импортных фруктов связан с ростом благосостояния российских граждан, а это ведет к увеличению покупательной способности и перераспределения семейного бюджета, немалую долю в котором выделяется на покупку фруктов.

В Россию поступают по импорту следующие фрукты: бананы, финики, инжир, ананасы, авокадо, гуаява, манго, апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны и лаймы, виноград, арбузы, дыни, яблоки, папайя, груши и яйва, абрикосы, вишня и черешня, персики и нектарины, сливы и терн, земляника и клубника, малина и ежевика, смородина и крыжовник, клюква и черника, киви.

Самый популярный в России экзотический фрукт - ананас. На его долю приходится более 70% от общего объема импорта фруктовой экзотики. Наименее известными в России являются питайя, личчи, карамбола, дуриан и рамбутан. Доля экзотических фруктов составляет 3% совокупной стоимости фруктового импорта.

Зарубежные компании — экспортеры фруктов неоднократно заявляли, что рассматривают Россию как очень перспективный рынок. Объем импорта фруктов за 2009 год составил 4250 тыс. тонн.

Рис. 4 Структура импорта фруктов в Россию за 2009 год.

Анализ рисунка 3 показывает, что наибольшую долю в объеме импорта фруктов занимают бананы – 22% и яблоки – 20%, доля апельсин, мандарин, винограда, груш и айвы – 12, 10 и по 8% соответственно. Эти приоритеты во многом отражают потребительские предпочтения россиян.

Среди различных сегментов фруктового рынка в России спрос наиболее велик на бананы, являющиеся абсолютными лидерами продаж. Как отмечают эксперты компании-импортера «JFC», за последние два года потребление бананов возросло вдвое.

По мнению российских импортеров, высокая доля в общем объеме импорта бананов в России связана прежде всего с тем, что цены на бананы очень низкие: в России цена, включающая и расходы на транспортировку за тысячи километров, и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, и уплату всех таможенных платежей, не превышает одного доллара США.

Бананы в Россию поставляют 8 государств. Объем импорта бананов в 2009 году составил 895,4 тыс. тонн на сумму 480,7 млн. долларов. Основным поставщиком бананов на российский рынок является Эквадор, доля которого в 2009 году составляла 90% в объеме импорта бананов. Другими поставщиками бананов являются Колумбия, Коста-Рика, Панама, Филиппины, их доли составляют 1-3%.

Рис. 4 Доля основных стран поставщиков яблок в Россию в 2009 году.

Яблоки в Россию в 2009 году поставляло около 40 государств. Объем импорта яблок составил 812,7 тыс. тонн на сумму 351,1 млн. долларов.

На долю двух основных поставщиков яблок Польши – 23% и Китая – 18% приходилось в 2009 году более 40% от общего объема импорта яблок за рассматриваемый период.

Рис. 5 Доля основных стран поставщиков апельсин в Россию в 2009 году.

Апельсины поставляли в Россию в 2009 году около 20 государств. Объем импорта апельсин составил 509,8 тыс. тонн на сумму 281,4 млн. долларов.

Крупнейшими поставщиками апельсин в Россию в 2009 году являлись Марокко – 25%, Египет – 21%, Турция – 20%, Аргентина – 13% и ЮАР – 16%. Суммарная доля этих поставщиков в общем объеме импорта апельсин составляла 95%. Мандарины в Россию поставляли в 2009 году 25 государств. Объем импорта мандарин составил 410,6 тыс. тонн на сумму 261,5 млн. долларов.

На долю 2 крупнейших поставщиков мандарин в Россию в 2009 году Марокко – 37% и Турция – 23% приходилось 60% от общего объема импорта мандарин за этот период.


Рис. 6 Доля основных стран поставщиков мандарин в Россию в 2009 году.

Виноград в Россию в 2009 году поставляло около 40 государств. Объем импорта винограда составил 320,7 тыс. тонн на сумму 342,7 млн. долларов.

 

Рис. 7 Доля основных стран поставщиков винограда в Россию в 2009 году.

Крупнейшими поставщиками на российский рынок винограда в 2009 году являлись Узбекистан – 45% и Турция – 16%. Таким образом, на долю двух поставщиков винограда приходилось более 60% от объема импорта этого продукта за этот период.

В связи со значительной долей импорта на российском фруктовом рынке особое значение приобретает деятельность отечественных импортеров фруктов. Среди поставщиков на российском фруктовом рынке лидируют три петербургских компании: «Sunway Traders», «СОРУС» и «JFC International».

Основная доля фруктов, официально ввозимых в Россию, доставляется в петербургский порт (около 80%), 20% поставок приходится на порт в Новороссийске. Это связано с достаточно высокой мощностью порта второй столицы и его относительно развитой технологической базой, а также с тем, что Петербург расположен ближе Новороссийска к основным российским рынкам сбыта.

Эксперты высказывают мнение, что во многом именно популярность петербургского порта стала причиной лидерства петербургских компаний-импортеров на российском фруктовом рынке. Эти компании начинали с торговли на рынках, став крупными современными компаниями, которые используют передовые технологии хранения и транспортировки фруктов и практически не имеют в стране легальных конкурентов, соперничая главным образом со структурами теневого фруктового бизнеса. В ближайшем будущем развитие петербургских компаний – лидирующих импортеров фруктов в России, продолжится в связи с активным ростом потребления фруктов в России.
Одна из основных проблем российских импортеров фруктов связана с таможенными правилами и платежами. Представители компаний отмечают, что во взаимоотношениях с таможней остается масса проблем, связанных, в частности, со взяточничеством, высокими пошлинами и налогами.

На долю этих компаний-импортеров приходится около 80% ввозимых на территорию России бананов. Доля «JFC Internationa» в общем объеме импорта бананов составляет около 30%, по другим позициям - апельсинам, яблокам, грушам – доля этого импортера колеблется от 20 до 25%. Компания «СОРУС» занимает около 20% фруктового рынка России. Доля «Sunway Traders» несколько превосходит долю двух описанных компаний, приближаясь к 30%.

Один из ведущих операторов российского фруктового рынка, компания «Sunway», образовала международный холдинг, обеспечив таким образом усиление собственных позиций на рынке в России. В 2004 году был образован холдинг «Sunway Group», в состав которого вошли пять компаний, обеспечивающих развитие специализированных направлений и проектов: ООО «Санвэй групп», ООО «Агролайн», ООО «Русагро», SWT Trader S.A. (Эквадор), «Sunway Traders Beijing» (Китай). Другим шагом к усилению позиций на российском рынке для компании «Sunway» стало строительство фруктового терминала в поселок Шушары под Санкт-Петербургом на площади в 3 гектара.

Конкурентами ведущих импортеров являются небольшие компании, производящие совместные закупки судовых партий в составе логистических групп «Konfey», «Baltfruit», «Fruitbrothers». Кроме того, на рынке работают мелкие фирмы-импортеры, перекупающие фрукты в Европе, в то время как у крупных игроков существуют прямые контракты с первым звеном экспорта — фруктовыми компаниями Эквадора или Чили. Как было отмечено выше, своим лидирующим положением успешные петербургские фирмы во многом обязаны наличию в Петербурге достаточно развитого порта, но нельзя сбрасывать со счетов и их собственные достижения.

Лидеры-импортеры российского рынка фруктов начинали бизнес в середине 1990-х годов с закупки фруктов на европейских рынках. За прошедшее время многое изменилось — петербургские импортеры успели создать серьезную инфраструктуру: так, «Sunway» покупает суда, а «JFC» активно приобретает и строит склады и терминалы. Инвестиции в инфраструктуру у всех петербургских компаний включают создание разветвленной российской сети дистрибьюции. Так, у «JFC» в шести российских городах расположены терминалы, а в структуре "СОРУС" действуют 15 представительств. В 1999 году «JFC» разработала масштабную программу закупок и реализации бананов и стала владельцем торговой марки "Bonanza-Золотое дно", а в 2002 году создала компанию «JFC-Cargo», оказывающую логистические услуги розничным сетям. Таким образом, инвестиции в инфраструктуру, а также грамотно построенные логистические цепочки являются основными причинами успеха петербургских импортеров.

Актуальной проблемой для российского рынка фруктов является наличие значительного количества пестицидов и нитратов в импортируемых фруктах. В частности, даже выборочные проверки плодоовощных баз, проведенные Россельхознадзором, обнаружили десятки тонн овощей и фруктов, уровень пестицидов в которых вреден для здоровья. В мае текущего года Россельхознадзор предотвратил попытку ввоза в Россию нескольких партий яблок и овощей польского производства, содержащих пестициды и нитраты. В двух партиях яблок общим весом 38 тонн были обнаружены остаточные количества пестицида карбендазим, не допустимого в яблоках согласно российскому законодательству.

Именно несоответствие продукции фруктов международным стандартам продовольственной безопасности явилось причиной, по которой в 2005 году Россельхознадзор выдал запрет на ввоз в Россию плодоовощной продукции из Молдавии. В 2006 году было принято соглашение о возобновлении поставок, но с большими оговорками: Молдавия могла экспортировать лишь оставшиеся фрукты из прошлого урожая; вся продукция должна была проходить через единственный таможенный пункт в Бричанах; российские специалисты в течение месяца наблюдали за произрастанием будущего урожая и контролировали работу местных фитосанитарных служб. Лишь в 2007 году Россельхознадзор и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Молдавии пришли к соглашению о возобновлении поставок в Россию овощей и фруктов в полном объеме.

Экспорт отражает параметры вывоза товара с территории России в другие страны мира. В экспорте учитывается не вся продукция вывозимая из России, а только та, которая не возвращается обратно на территорию страны. Часть продукции может реэкспортироваться обратно, если она, например, была забракована получателем или не была продана на товарном аукционе.

Таблица 3

Натуральный объем экспорта свежих фруктов из России, 2005-2012 гг. (тыс. т)

Параметр                
Экспорт (тыс т) 27,6 31.8 49.9 42,1 27,0 18,3 19,1 20.0
Динамика экспорта (% к предыдущему году) - 15,3 56.9 -15.6 -35,9 -32,2 4,5 4,8

Таблица 4

Прогноз объема экспорта свежих фруктов из России, 2013-2014 гг. (тыс. т)

Параметр    
Экспорт (тыс т) 20,9 21,8
Динамика экспорта (% к предыдущему году) 4,4 4,1

 

Экспорт свежих фруктов из России рос в 2005-2007 гг. и достиг 50 тыс. тонн. В 2008-2009 гг. произошло снижение экспорта на 46% в связи с кризисной ситуацией в экономике. В 2009 г экспорт свежих фруктов из России составил 27 тыс. тонн.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.