Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Революционное народничество




Либеральный курс Александра II совпал с широким общественным подъемом. Однако путь преобразований был глубоко противоречив: он не затронул основы государственной власти, а самодержавная государственность внутренне была чужда либеральным началам. Поэтому в общественном движении России второй половины XIX в. все более значительную роль начинает играть революционное направление.

Социальную основу этому направлению составил особый слой профессионалов умственного труда – интеллигенция, в значительной степени состоявшая из разночинцев, выходцев из обедневшего дворянства, духовенства, мещанства, крестьянства. Интеллигенты-разночинцы рвались к решительной переделке мира, враждебно относясь к устоям старого строя – государству и церкви. Самодержавие усугубляло радикализм интеллигенции, отстраняя ее от политики и широкой общественной деятельности, а самих интеллигентов-разночинцев мучило чувство вины перед простым народом за его бедственное положение. Стремление интеллигенции к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства породило такое явление, как народничество. Как общественное направление, народничество стало складываться в конце 60-х – начале 70-х гг., когда представители радикально настроенной интеллигенции выдвинули задачу решения социальных проблем революционным путем – силами самих народных масс, руководимых народнической организацией. На рубеже 60-70-х гг. сложилась идеология радикального народничества, представленная тремя течениями. Пропагандистское течение возглавлял П.Л.Лавров, бунтарское – М.А.Бакунин, заговорщическое – П.Н.Ткачев.

Первый крупной акцией народников явилось массовое «хождение в народ» летом 1874 г. В движении приняло участие до 2 тысяч пропагандистов (в основном учащаяся молодежь), вдохновленная идеей поднять народ на всеобщий бунт (бунтарское течение). Этой народнической пропагандой было охвачено 37 губерний. Однако успеха акция не имела, и ее участники пришли к выводу, что надо заменить хождение в народ планомерной, систематической работой в деревне, внушать крестьянам в популярной форме свои идеи (пропагандистское течение). Неудачи «хождения в народ» выдвинули необходимость создания централизованной организации с четкой структурой и разработанными целями и программой действий. Она была создана в 1876 г. и получила название «Земля и воля». В 1879 г. в «Земле и воле» выдвинулась группа сторонников тактики политического террора (заговорщическое течение). На съезде в Воронеже произошло разделение «Земли и воли» на 2 организации: «Народную волю» и «Черный передел».

«Народная воля» была строго централизованной организацией заговорщического типа, именовавшая себя партией и объединявшая до 250 разного рода кружков в 50 городах. Основными программными требованиями «Народной воли» были созыв Учредительного собрания, введение народных представительных органов власти на всех уровнях при всеобщем избирательном праве, введение свободы слова, вероисповедания, печати, сходок, широкого общинного самоуправления, переход земли, фабрик и заводов «в собственность народа» с последующей передачей их в пользование крестьянским и рабочим общинам и др. Народовольцы поставили своей целью свержение самодержавия. На первый план выдвинулась идея цареубийства, которое, по убеждению народовольцев, дезорганизует правительство и послужит сигналом к народному восстанию. 25 августа 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес «смертный приговор» Александру II. Началась настоящая «охота» на царя. Всего на царя было совершено 8 покушений. Власти приняли энергичные меры к выявлению и нейтрализации террористов. 27 февраля 1881 г. им удалось арестовать многих членов Исполнительного комитета «Народной воли», в том числе и Андрея Желябова, главного организатора готовившегося нового покушения на Александра II. Подготовку этого покушения возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. в результате очередного покушения Александр I был убит. Вскоре народовольцев арестовали и казнили.

Народническая организация «Черный передел», которую возглавил Г.В.Плеханов, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью своей деятельности пропаганду в народе подготовки аграрного переворота. В 1882 г. «Черный передел» распался на отдельные кружки. Некоторые из чернопередельцев, эмигрировавшие в 1880 г. вместе с Плехановым за границу, пришли к марксизму.

    1. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

 

Первая половина XIX в. стала временем необычайного взлета в культурном развитии России. Впоследствии этот период вошел в историю как «золотой век» отечественной культуры. В это время были созданы выдающиеся памятники литературы и искусства, которые на века вошли в сокровищницу мировой культуры. Значительных успехов достигла русская наука. Достижения русской культуры определялись многими факторами: петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных контактов с Западной Европой. Росли города, ставшие основными культурными центрами. Увеличилась численность городского населения. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, усилилась потребность в грамотных и образованных людях. В указанный период культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и, в связи с этим, имела ярко выраженный национальный характер. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство.

Одним из показателей культурного состояния народа, страны является образованность общества. Существовала сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские школыс программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян – гимназии.Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения – военизированные кадетские училища и др. Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей. Развивалось университетское и высшее специальное образование.

В первой половине XIX в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. Становление России как великой евроазиатской державы требовало активного исследования отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И.Ф.Крузенштерна. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. В 1811 г. русские моряки предприняли попытку второго кругосветного путешествия, обследовали Курильские острова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пребывание в плену В.М.Головнин использовал для сбора ценнейших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819 г. была осуществлена русская экспедиция в Антарктиду. Продолжалось изучение Камчатки, острова Сахалин, а также западного побережья Северной Америки и Аляски. После всех этих экспедиций на карте мира многие географические объекты были названы русскими именами.

В особую отрасль выделились гуманитарные науки. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. «Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник древнерусской литературы. В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Этот труд вызвал широкий общественный резонанс. Большую известность получили работы других историков. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М.Соловьев, написавший 29-томную «Историю России с древнейших времен» и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного факультета в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Заметно оживилось газетное и журнальное дело. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н.М.Карамзиным. В 1814. г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека в России. В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи. В 1852 г. богатейшая коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Особого расцвета в первой половине XIX в. достигла литература. Именно она определила это время как «золотой век» русской культуры. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли. Именно в этот период творили выдающиеся представители русской литературы: Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров и др.

Для архитектуры первой половины XIX в. характерно создание крупных и завершенных ансамблей в стиле классицизма. Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем столица.

Русская музыка первой половины XIX в. получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Многовековое музыкальное народное творчество дало мощный толчок для развития национальной музыкальной школы. Создателем русской классической музыки по праву считается М.И.Глинка, автор оперы «Жизнь за царя».

Освободительные реформы 1860-70-х гг. направили течение русской духовной жизни в новое русло. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знаний в массах. Резко выросло количество начальных школ. И все же две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Развивалось и среднее образование. Его давали классические гимназии и реальные училища. Возникли женские гимназии. К концу XIX в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тысячами учащихся (примерно в шесть раз больше, чем в середине столетия) и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тысячами учащихся. Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине XIX в. был основан ряд новых университетов: Варшавский, Новороссийский (в Одессе), Томский. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в четыре с лишним раза (с 14 до 63), в них обучалось около 30 тысяч студентов.

Просвещение в пореформенную эпоху распространяли библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, которые основывались земствами, комитетами грамотности и различными обществами. Во второй половине XIX в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей. Третьяковская галерея, Русский музей в Петербурге. К 1890 г. Россия стала третьей страной в мире (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. В России она несла особую нагрузку: ей приходилось восполнять (наряду с университетами, земствами, адвокатурой) отсутствие партий и парламента. Важной силой становились и газеты.

Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Ученик С.М.Соловьева В.О.Ключевский больше внимания уделял народной жизни, быту, социально-экономическим процессам и изложил результаты своих исследований в блестящем «Курсе русской истории».

Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины XIX в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы – о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова. В 80-е гг. начался творческий путь А.П.Чехова. Яркой чертой пореформенной литературы был реализм – стремление изобразить «правду жизни», обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчетливо это проявилось в поэзии Н.А.Некрасова и сатирах М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Демократическо-реалистический дух 60-х годов повлиял на искусство. В живописи он был представлен движением «передвижников», в музыке – кружком «Могучая кучка», в театре – драматургией А.Н.Островского (почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы). Вершиной русской живописи стали полотна И.Е.Репина, в творчестве которого совместились основные направления передвижничества – мысли о народе, интерес к истории, тема революции («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста» и др.) В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества. Развивалась русская национальная музыкальная школа, основанная М.И.Глинкой. Вершиной мировой музыки стало творчество П.И.Чайковского. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись первые русские консерватории.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в XIX в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в XIX в., развивались и приумножались в последующее время.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как проходила подготовка крестьянской реформы?

2. Перечислите основные положения реформы 19 февраля 1861 г.

3. Охарактеризуйте другие реформы 60-70-х гг. XIX в. Каково их значение?

4. Назовите важнейшие «контрреформы» Александра III

5. Какие внешнеполитические задачи решались Россией во второй половине XIX в.?

6. Раскройте сущность, направления и этапы деятельности революционных народников.

7. Докажите, что XIX в. стал временем небывалого взлета русской культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.