Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические характеристики сознания




 

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали следующие психологические характеристики сознания.

1. Способность к волевому контролю, сознательное управление своим поведением и поступками – управление силами воли. Воля дает возможность человеку с развитым сознанием ставить цели, планировать, анализировать промежуточные результаты, корректировать поведение с результатами. Иными словами сознание всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

2. Способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность. Данная способность, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

3. Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нём интеллектуальных схем. Схемой называется определённая умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определённый порядок.

4. Способность сознания человека к коммуникации, т.е. передача другим лицом того, что осознает данный человек при помощи языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передаёт людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), сколько о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

5. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Обобщённое отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Обобщённость существует в слове (мебель, приборы, пища, науки, искусство, слово – примеры обобщённых понятий). Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

6. Невозможно человеку осознать, что он есть, существует, осознать границу тела без способности к рефлексии. Рефлексия позволяет познавать психологические явления в самом себе и окружающих людях, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, это способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика. Рефлексия тесно связана с социально-психологической адаптацией личности, так как с рефлексивная способность даёт возможность личности осознать отношение к себе других людей, понять представления и ожидания окружающих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.