Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные теории. Типологии




Биогенетические теории личности

Вариантом биогенетической концепции являются теории, получившие название «типологии». С античных времён авторы пытались связать отдельные аспекты личности с физическими особенностями человека, выделяя, таким образом, различные типы личности и совокупности личностных черт, которые присущи различным типам телосложения.

Среди типологических классификаций, разработанных в ХХ веке, следует отметить представителей немецкой «конституциональной психологии» - типологии Э. Кречмера /Kretschmer, 1925/ и У. Шелдона /Sheldon, 1954/; в них сделана попытка связать характер реакций человека с его физической конституцией, так как считалось, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

Так, Э. Кречмер предложил конституционную типологию личности на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения.

1. Астеник – человек крупного, худого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

2. Пикник – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой с большим животом, круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик – человек с развитым крупным скелетом, выраженной мускулатуры, пропорционально крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.

4. Диспластик – человек с неправильным телосложением, различными диспропорциями конституции тела.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспособляется к окружению, чувствителен, раним. У шизотомиков происходит колебания между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувств. Шизотомиков можно подразделить на следующие группы:

1. Чистые идеалисты и моралисты.

2. Деспоты и фанатики.

3. Люди холодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности:

- храбрые, борцы, народные герои;

- живые организаторы крупного масштаба;

- примеряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают 2-х типов:

1) энергичные, резкие, уверенные в себе, агрессивные;

2) мало впечатлительные, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Согласно представлениям У. Шелдона, высокие худые люди эктоморфного типа чаще всего будут робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди мезоморфного типа должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Невысокие люди с признаками тучности, относящиеся к эндоморфному типу, скорее всего, будут общительными, весёлыми и спокойными.

Фрейдизм (психоанализ)

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности Зигмундом Фрейдом (1856 -1939), австрийским врачом-психиатром – основоположником теории и практики психоанализа. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».

Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения – влечения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству, составляющие часть психики, которую Фрейд назвал «ОНО». Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений – влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мнению Фрейда, неизвестна и непознаваема. «ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либидо» и, будучи бессознательным и иррациональным, подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье, по мнению Фрейда, есть главные цели в жизни человека.«ОНО» – это движущая сила активности личности.

«СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая исполняет роль совести, критики, цензора. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», человек испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает «неподобающие» влечения и инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: во снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания).

Уровень «Я» – сознательная часть психики, находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. В сознательной части личности господствует «принцип реальности» в противовес «принципу удовольствия». «Я» оценивает уместность и выполнимость действий, мотивируемых потребностями «Оно». «Я» приобретает способность определять, какие влечения, смотря по обстоятельствам, могут найти удовлетворение, а какие нет.

На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется принципу реальности. Если энергия либидо не находят выхода, то будут у человека психические отклонения, неврозы, истерики, тоска, немотивированные приступы агрессии, раздражительность и пр.

Неизбежны внутриличностные конфликты, человек – существо противоречивое, личности трудно постоянно взвешивать требования «Оно» и моральное давление «Сверх-я», поэтому человек порой склонен снимать напряжение (сбрасывать) в агрессии, прибегает к психотропным веществам, использует механизмы психологической защиты

 

Неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, шли по линии огра­ничения роли сексуальных влече­ний в объяснении психики человека и поиска новых движущих сил че­ловеческого поведения. Неофрей­дизм исходит из признания решаю­щей роли среды, тем самым вместо биологических ими выдвигались ме­ханизмы социального порядка. Од­нако сохранялась постулируемая противопоставленность личности и общества, их конфликтность. Бессознательное лишь наполня­лось новым содержанием:

§ место не­реализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вслед­ствие чувства неполноценности (А. Адлер);

§ коллективное бессозна­тельное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг);

§ невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм);

…и другие психоаналитические механизмы от­торжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдиз­му, коренным тенденциям развития личности.

 


Индивидуальная психология (неофрейдизм)

Отойдя от психоаналитического движения, Альфред Адлер (1870 – 1937, Австрия), бывший ученик З. Фрейда, разработал теорию, основанную на важной роли переживаемого чувства неполноценности в развитии личности. Термин «комплекс неполноценности» ввёл А.Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся следствием их малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребёнка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если цель превосходства включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то личность развивается в здоровом конструктивном направлении (стремление к превосходству принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради совершенного способа жизни).

Однако, вследствие отсутствия «социального интереса», нежелания или неумения сотрудничать с другими людьми, некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По А.Адлеру борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) – это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Таким образом, успешность личности в жизни, по-мнению Адлера, определяет уровень социального интереса – способность человека к сотрудничеству. На пути формирования социального интереса стоит чувство неполноценности. Чувство неполноценности заставляет развиваться и самосовершенствоваться. Но иногда, в силу каких-то причин чувство неполноценности превращается в комплекс неполноценности, делающий человека неспособным бороться с жизненными трудностями. У других людей такой комплекс в результате сверх компенсации может превратиться в комплекс превосходства, заставляющий в любых обстоятельствах стремиться к доминированию. Причины возникновения комплексов неполноценности и превосходства:

1. Детская избалованность и воспитание по типу «кумир семьи».

2. Болезни физическая неполноценность.

3. Жестокое обращение, недостаток любви и заботы со стороны родителей.

4. Педагогическая неграмотность родителей.

Комплексы неполноценности и превосходства делают невозможной социальную успешность личности, мешают проявиться в обществе, завоевать уважение и признание окружающих реальными социально ценными поступками.

Индивидуальные стратегии псевдокомпенсаторного поведения людей, страдающих комплексами неполноценности и превосходства, которые помогают самоутверждаться и привлекать внимание окружающих к важности собственной персоны:

- Потребность любой ценой вызвать восхищение (самореклама, самонаговоры, безудержная фантазия и небылицы и пр.)

- Бесконечные жалобы (на здоровье, на нехватку средств, на коварных людей, на жестокого начальника, на детей-бездарей и пр.)

- Систематические опоздания на встречи.

- Жестокость и непримиримость, агрессивность, преувеличенная требовательность к окружению (желание вызвать страх, панику, замешательство, чувство вины).

Потребительское отношение к людям, деление окружающих на достойных и недостойных, людей «своего» и «чужого» круга («комплекс французской болонки») и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.