КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регионализация управления
Решение вопроса о формировании системы органов регионального управления субъектов Федерации требует выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности. В зависимости от специфических особенностей региона (численного, национального и демографического состава населения, климата, географического положения, удаленности от центра и т.д.) набор приоритетных направлений, на которых сосредоточиваются основные управленческие усилия, может быть различным. Между тем есть сферы управления, которые одинаково важны для всех субъектов Федерации. Среди них выделяют управление: – политической жизнью; – сферой материального производства; – финансово-кредитным комплексом; – потребительским рынком; – социально-бюджетным комплексом; – использованием природных ресурсов; – общественной безопасностью; – информационной средой. Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов в деятельности государственных органов, определяющие общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г. В нем под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти (федеральных и региональных) по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются: – обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; – обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; – выравнивание условий социально-экономического развития регионов; – предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; – приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; – максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; – становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Среди важнейших положений региональной политики в Российской Федерации: – децентрализация власти путем закрепления за субъектами Федерации возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти; – обеспечение действия принципа равноправия субъектов Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти, с учетом специфики каждого из них, путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов Федерации, соблюдения их прав и интересов в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство предполагает разграничение предметов ведения между федеральными и субъектными (региональными) уровнями власти. Поэтому наиболее важной управленческой проблемой регулирования федеративных отношений в России является проблема разделения властей «по вертикали». Несмотря на то, что Конституция России разграничивает полномочия федерального центра и регионов (субъектов Федерации), проблема разделения властей по вертикали остается неурегулированной до конца. Наибольшую проблему по разграничению полномочий составляют вопросы совместного ведения. Дело в том, что в Конституции выделяются вопросы, относящиеся: – к исключительному ведению Федерации; – к совместному ведению Федерации и ее субъектов; – к ведению субъектов Федерации. Подобная практика имеется и в конституциях других стран. При этом к вопросам совместного ведения Конституция относит 14 позиций. Этот слишком широкий перечень создает правовую неопределенность. В результате большое число вопросов совместного ведения требует дальнейшего правового регулирования, например, природопользование, лесопользование, разграничение государственной собственности, землепользование. Всего по оценкам специалистов требуется разграничить предметы ведения по 44 направлениям (70 вопросов совместного ведения). Вопросы же, отнесенные к ведению субъектов, не перечисляются. В Конституции отмечается, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения субъекты «обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). В итоге такой неопределенности многие субъекты, особенно республики, относят к «своим» ряд вопросов, относящихся к ведению Федерации. Итак, политико-правовая асимметрия субъектов Федерации значительно усугубляется имеющим место несоответствием республиканского законодательства федеральному, что порождает разбалансированность между федеральной властью и властью субъектов Федерации. В Конституциях большинства республик, особенно тех, которые были приняты до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., содержалось много противоречий с федеральной Конституцией. В конституциях республик Саха (Якутия), Тыва, Башкортостан, Дагестан и других закреплялся государственный суверенитет, прослеживалась различная степень суверенности в вопросах государственного устройства, разграничения предметов ведения и полномочий с федеральным центром, провозглашалось верховенство республиканских законов. Ряд республик стремится взять на себя решение вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации в таких сферах, как оборона, экономика, гражданство, внешняя политика. В конституции некоторых республик были введены нормы, закрепляющие особую роль титульных наций, без учета многонационального их состава. В национальных республиках сложились различные формы правления: а) президентская – в Чувашской, Бурятии, Коми, Саха (Якутии); б) парламентская – в Хакасии, на Алтае, в Удмуртской, Карелии, Марий Эл; в) смешанная – в Адыгее, Башкортостане, Карачаево-Черкесской, Мордовии, Северной Осетии – Алании, Татарстане и др. С точки зрения принципов организации федерации могут быть договорные и конституционные. Российская Федерация пошла по пути обеспечения системы отдельных дифференцированных договоров с каждым своим субъектом. Смешанное конституционно-договорное построение является еще одной важной особенностью Российской Федерации. Следует отметить, что заключение сепаратных договоров между отдельными субъектами Федерации и центром – прецедент, не имеющий аналогов в мировой практике. Поэтому требуется создание более четкой правовой основы для заключения таких соглашений. Негативный аспект существующей практики заключается в том, что из процесса заключения договоров с субъектами Федерации исключаются федеральные и региональные законодательные органы власти. Это ставит такой договор как бы над Конституцией и законами, делает его подготовку и заключение не подконтрольными соответствующим законодательным представительным органам власти. Неоднозначными являются и последствия заключения таких договоров. Вряд ли они выравнивают политико-правовую и экономическую асимметрию субъектов Федерации. Например, особые статусы республик Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия) получили дальнейшее закрепление в договорах о разграничении полномочий, которые дают им огромные льготы. Так, Саха (Якутия), добывающая 98% российских алмазов, получила монопольное право на их добычу и продажу. В Татарстане и Башкортостане выведены из-под юрисдикции федерального центра основные рентабельные отрасли: нефтепереработка, нефтедобыча, энергетика. Беспрецедентные региональные контрасты представляют собой и экономические статусы различных субъектов Федерации. Таким путем политико-правовая асимметрия как бы дополняется экономической асимметрией.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |