КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русловые и внерусловые порты
Лекция 9. Особенности размещения портов в различных естественных условиях Химический состав и физические свойства водной среды Свойства морской или речной воды определяются растворенными в ней веществами и, в первую очередь, солями. Даже пресная вода может содержать соли, делающие ее агрессивной по отношению к бетону и металлу. Морская же вода всегда характеризуется высоким содержанием ионов магния, натрия, кальция и др. Основную массу (88.7%) растворенных в воде солей составляют хлориды (NaCl, MgCl2). 10.7% составляют сульфаты (MgSO4, CaSO4. K2SO4). На долю остальных веществ обычно приходится не более 0.6%. Кроме перечисленных солей морская вода может содержать сероводород, а также до 100 мг/л свободной агрессивной кислоты. В связи с этим методология проектирования портовых гидротехнических сооружений всегда предусматривает выполнение химических анализов воды в районе будущего строительства. Наиболее солеными (30-350/00) являются открытые моря, имеющие непосредственный водообмен с океаном. Соленость внутренних и закрытых морей значительно ниже: n - Черное море - 170/00; n - Азовское море - 140/00; n - Балтийское море - 100/00; n - Каспийское море - 140/00. Соленость воды в мелководных заливах, в которые впадают крупные реки, как правило, значительно ниже: например в Финском заливе величина солености не превышает 10/00. Количество растворенных в воде химических веществ определяет и ее основные физические свойства - удельный вес и плотность. Удельным весом морской воды называют отношение веса некоторого ее объема при t=17.50C к весу такого же объема дистиллированной воды при t=40C. Плотность морской воды - отношение ее удельного веса некоторой температуре t0 в месте отбора пробы к удельному весу дистиллированной воды при t=40C. В метрической системе мер значения удельного веса и плотности морской воды численно оказываются равными. Прозрачность морской и речной воды определяется количеством взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и устанавливается визуальным путем на основании видимости погружаемого белого круга диаметром 30 см. Максимальная прозрачность (до 60 м) наблюдается в Красном и Средиземном морях. Прозрачность устьев рек эстуарием и мелководных заливов обычно не превышает 1 м.
Порты, расположенные на внутренних водных путях (речные, озерные, водохранилищные, на искусственных судоходных каналах) по своему назначению и выполняемым функциям соответствуют морским портам. Тем не менее вопросы размещения речных и водохранилищных портов, а также приемы компоновки их основных элементов имеют свои специфические особенности. По расположению различают порты на естественных (реки, озера) и искусственных (водохранилища, каналы, шлюзованные реки) водных путях. Порты на свободных реках подразделяют на русловые, внерусловые, смешанные и устьевые. Русловые порты. Акватории и причальный фронт русловых портов находятся непосредственно в коренном русле реки или ее побочном рукаве. Характерным примером руслового порта является Пермский речной порт(рис.9.1).
Рис.9.1.Схематический план районов Пермского порта: 1 - химических грузов; 2 - перевалочный; 3 - городской грузовой; 4 - пассажирский Размещение грузовых айонов Пермского порта выполнено с учетом течения реки и в соответствии с принципами сочетания порта и города. Участок реки, на котором предполагается размещение руслового порта должен удовлетворять двум основным требованиям:
Русловые порты обычно состоят из нескольких грузовых районов, нередко расположенных на значительных расстояниях один от другого (рис.9.1, 9.2).
Рис.9.2. Схематический план районов Нижегородского порта: 1-Центральный грузовой; 2-Волжский грузовой; 3-пассажирский; 4-Окский грузовой
Районы лесных и навалочных грузов (руда, уголь, песок, минерально-строительные материалы), как правило, выносятся за пределы населенного пункта. В пределах города обычно размещаются районы штучных, экологически чистых грузов, а также пассажирский район с речным вокзалом. При наличии крупных предприятий, расположенных на берегах реки, в непосредственой близости к ним размещаются и причалы клиентуры. Причальный фронт русловых портов обычно соответствует форме данного участка берега реки в плане - прямолинейной, выпуклой или вогнутой. При выборе местоположения порта наиболее предпочтительными являются прямолинейные и вогнутые (с большим радиусом кривизны) участки берега. Такие участки удобнее не только для маневрирования, подхода и швартовки судов, но и трассирования железнодорожных и подкрановых путей, производства дноуглубительных работ. На участках реки с малыми радиусами кривизны береговой черты трассирование как сухопутных, так и водных подходов оказывается затруднительным.
Акватория руслового порта обычно граничит с основным судовым ходом. В связи с этим русловые порты на свободных реках характеризуются, как правило, хорошими условиями для подхода судна к причальному фронту, или отходу от него. На внутренних водных путях России русловые порты получили наибольшее распространение. Это объясняется, в первую очередь, специфическими гидрологическими и топографическими особенностями равнинных рек - значительными сезонными колебаниями уровня, а также высокими берегами, затрудняющими образование затонов. Внерусловые (затонные) порты - размещаются вне русла реки в естественных либо искусственных бассейнах (затонах), соединяемых с основным руслом подходным каналом (рис.9.3). Затонные порты характеризуются, по сравнению с русловыми, следующими преимуществами:
Вместе с тем внерусловые порты имеют и ряд существенных недостатков. Создание искусственных акваторий неизменно связано с огромным объемом земляных и дноуглубительных работ. Маневрирование судов в стесненных акваториях ковшей или затонов часто оказывается затруднительным. Слабый водообмен с основным руслом способствует загрязнению воды и отрицательно сказывается на санитарном состоянии затонов. Эксплуатация внерусловых портов неизменно связана со значительными расходами на производство ремонтных дноуглубительных работ, необходимых для поддержания рабочих глубин в затонах и на подходных каналах. С целью уменьшения заносимости и улучшения условий маневрирования судов причальный фронт в ковшах располагают под возможно меньшим углом к оси основного судового хода. Одним из рациональных вариантов создания внеруслового порта является использование островов, расположенных в судовой протоке. В этом случае акваторию порта образуют в результате строительства дамбы, соединяющей верхнюю по течению реки оконечность острова с берегом. Примером является затон Печорского порта и судоремонтного завода, образованный островом и трехсотметровой дамбой. В условиях проникновения приливной волны до акватории внеруслового порта и значительных приливо-отливных колебаниях уровня, искусственные бассейны оборудуют воротами или шлюзами.
Рис.9.3. Схема внеруслового (затонного) речного порта: 1 - подходной канал; 2 - бассейны; 3 - причальный фронт; 4 - акватория порта; 5 - входной рейд
Внерусловые, или затонные порты повсеместно распространены в странах Западной Европы, где практически все крупнейшие порты расположены в искусственных бассейнах и ковшах (рис.9.4).
Рис.9.4. Система бассейнов порта Роттердам
Оптимальная компоновка речного порта (руслового, внеруслового, смешанного) достигается на основе технико-экономического сравнения вариантов размещения порта, с учетом топографических и гидрологических условий, а также строительных и эксплуатационных требований. При сравнимых технико-экономических показателях предпочтение, как правило, отдают внерусловому (ковшевому) варианту размещения порта.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |