КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Грузооборот и пассажирооборот порта
Лекция 10. Транспортно-экономические и эксплуатационные характеристики порта
Грузооборот и пассажирооборот являются основными показателями работы порта, по которым можно судить о его размерах и значении в экономике региона. Под грузооборотом порта понимают общую массу грузов, проходящих через порт в обоих направлениях (ввоз-вывоз) за определенный промежуток времени. В общий грузооборот порта включают количество грузов, перегружаемых на рейдовых причалах (с одних судов на другие), а также на причалах клиентуры. Пассажирооборот - суммарное число пассажиров, прибывших в порт или отправленных из порта за определенный промежуток времени. В общем случае грузооборот подразделяют по направлениям, видам и наименованиям грузов, характеру перевозок. По направлению суммарный грузооборот порта складывается из общего количества грузов прибывающих и отправляемых по водным путям:
, (10.1)
Грузы прибывшие (отправленные) по водным путям как правило отправляются (доставляются) на самых различных видах транспорта. В связи с этим, составляющие общего грузооборота могут быть представлены следующим образом:
(10.2)
По характеру перевозок (или видам плавания) общий грузооборот подразделяют: а) в речных портах
, (10.3)
б) в морских портах
. (10.4)
Такое подразделение обусловлено следующими обстоятельствами. Малой скоростью (Qм. скор.) на внутренних водных путях следуют грузы, перевозимые караванами несамоходных судов. В связи с этим, в речных портах должны быть предусмотрены сортировочные рейды достаточных размеров. Международные перевозки требуют устройства таможенных служб, количество подразделений которых зависит от общего объема экспортных и импортных грузов (Qзагр. Плав.). В морских портах разделение грузооборота в зависимости от характера каботажных перевозок обусловлено различием размеров используемых судов и необходимостью устройства достаточного количества соответствующих причалов. Дальнейшая детализация грузооборота порта может быть выполнена в соответствии с числом обслуживаемых линий. Грузооборот порта по видам грузов имеет, как правило, очень неоднородную структуру. Основными видами перерабатываемых в порту грузов являются генеральные, навалочные и наливные. В соответствии с этим общий грузооборот порта может быть представлен в виде: (10.5)
При этом суммарный объем определенного вида груза составляют объемы каждого из его наименований:
В общий грузооборот речных портов включают также лесные грузы в буксируемых плотах. В зависимости от рассматриваемого интервала времени различают годовой (Qгод.), месячный (Qмес.) и суточный (qсут.) грузообороты. Годовой грузооборот порта характеризуется месячной и суточной неравномерностями. Месячная неравномерность поступления грузов в порт может быть обусловлена сезонностью некоторых (в первую очередь сельскохозяйственных) видов грузов, а также временем открытия или закрытия навигации в корреспондирующих портах. Так, например, причалы Астраханского порта, предназначенные для приемки грузов из северных регионов, в начале навигации работают, как правило, с недозагрузкой. Кроме этого, возможность доставки грузов в концевые порты, расположенные в верховьях рек либо на их притоках может ограничиваться периодом "большой воды". В речных портах коэффициент месячной неравномерности для линейного судоходства обычно находится в пределах 1.2 - 1.4, а для нелинейного - 1.3 - 1.7. В морских портах, обслуживающих международные перевозки, значение этого коэффициента может быть и выше. В соответствии с величиной коэффициента месячной неравномерности поступления груза в порт (kмес.) можно рассчитать величину грузооборота в месяц максимальной загрузки: , (10.6) , (10.7) где: nнав. - число месяцев навигации. Суточная неравномерность поступления грузов обусловлена как трудностями согласования равномерного прибытия судов в порт, так и воздействием на судоходство гидрометеорологических факторов (штормы, туманы, льды и т.д.). Величину суточного грузооборота можно рассчитать по формуле:
, (10.8) где: Nнав. - число дней навигации; kсут. - коэффициент суточной неравномерности поступления грузов в порт.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |