КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая система. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь
Тема 4 Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Принципы Конституции Республики Беларусь Структура Конституции Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм по разделам, главам и последовательность их расположения. Иными словами, структура Конституции — это ее внутреннее строение, разделение ее на определенные части: разделы, главы, статьи и т.д.
Принципы Конституции — это исходные основополагающие начала, положения, которые предопределяют и характеризуют ее сущность и содержание.
Примечание. Разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем референдума. Изменения и дополнения в Конституцию не вносятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. По способу внесения изменений и дополнений различают «гибкие» и «жесткие» конституции. Первые (встречаются довольно редко) изменяются в том же порядке, что и обычные законы (например, Конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуется соблюдение определенных условий. К примеру, жесткость Конституции может обеспечиваться: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в Парламенте (Италия, Япония и др.); принятием поправок на референдуме (Франция и др.); утверждением поправок субъектами федерации (США, ФРГ и др); повторным принятием поправок Парламентом следующего созыва (Греция и др.). Некоторые «жесткие» конституции устанавливают не одно правило «ужесточения», не одно требование, а несколько. Помимо «обычной» жесткости в некоторых странах устанавливаются так называемые неизменяемые нормы. Например, статья 139 Конституции Италии устанавливает, что республиканская форма правления не может изменяться. Аналогичные нормы есть и в Конституции Португалии. Наиболее «жесткой» конституцией принято считать Конституцию США. Конституция Республики Беларусь также является «жесткой», о чем свидетельствует вышерассмотренный порядок внесения в нее изменений и дополнений, предусматривающий соблюдение ряда соответствующих требований. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Понятие конституционного строя рассматривается в двух аспектах: формальном и содержательном. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как устройство государства и общества в соответствии с Конституцией. Из такого понимания вопроса вытекает, что любое государство, имеющее Конституцию, будет являться конституционным (правовым). Однако в реальной действительности не всякое подобное государство может быть таковым. Поэтому здесь важно учесть содержательный аспект конституционного строя, выяснить, насколько демократично это государство. Современная же концепция конституционного права исходит из того, что государство признается конституционным, если его Конституция демократическая и она соблюдается. Таким образом, исходя из формального и содержательного аспектов понимания сущности конституционного строя можно предложить следующее его определение. Конституционный строй — это такой способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основных прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с Конституцией и принятым в соответствии с ней законодательством. В конституционном праве наряду с понятием «конституционный строй» широко используется понятие «основы конституционного строя». Их необходимо отличать. Конституционный строй представляет собой объемное, широкое понятие. Он включает в себя совокупность всех основных сторон жизни государства, всю систему общественных отношений, складывающихся в нем. Поэтому в закреплении конституционного строя участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отрасли права, а все законодательство. Ведущее же место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй, занимают нормы Конституции, что обусловливается ее высшей юридической силой. В то же время среди самих конституционных норм выделяются нормы, закрепляющие основные устои, т.е. основы конституционного строя государства. Это базовые, основополагающие нормы, которые создают фундамент конституционного строя, а конкретнее — развиваются в последующих разделах и главах Конституции. Важнейшие устои государственной и общественной жизни Республики Беларусь закреплены в разделе 1 Конституции «Основы конституционного строя». Здесь же определяются основные направления и принципы внутренней и внешней политики. В статьях данного раздела изложена квинтэссенция (сущность) всей Конституции, которая получает развитие в последующих ее разделах и главах. Политическая система — это организационно-правовой механизм, включающий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Примечание. Категория «политическая система общества» впервые стала применяться в научных трудах западных ученых в начале XX в. и первоначально в правовой сфере почти не встречалась. В отечественной (советской) литературе она появилась лишь в 1960-е годы. Правовое же закрепление это понятие получило с принятием Конституции СССР 1977 г.,
в которой первая глава называлась «Политическая система общества». Из сказанного видно, что рассматриваемая категория вошла в научный и правовой оборот сравнительно недавно. По-видимому, по этой причине среди ученых не сложилось устоявшегося, общепринятого подхода к трактовке понятия «политическая система», в связи с чем в литературе можно встретить различные ее определения. В действующей Конституции Республики Беларусь термин «политическая система» отсутствует.
Власть — это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли над другими людьми или группами людей. Общественная (неполитическая) власть — это власть общественных объединений по отношению к своим членам. Как правило, данная власть осуществляется без применения насильственных принудительных мер, на добровольных, уставных началах. Политическая власть — это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, которая характеризуется использованием, в случае неповиновения, насильственных принудительных мер. Примечание. Политическая власть — это в значительной мере государственная власть, т.е. управление делами государства и общества через систему государственных органов. Вместе с тем, «политическая власть» является понятием более широким, поскольку охватывает, как правило, и негосударственные методы воздействия на общество и граждан, исходящие от правящих партий и близких к ним иных общественных объединений. Причем с учетом политического режима в стране они могут иметь даже более значимое значение, чем непосредственно государственные органы. К примеру, в СССР и иных бывших социалистических странах программы их коммунистических партий, а также решения и директивы съездов этих партий выступали в качестве основы политического и государственного руководства жизнью данных государств. Правящие партии оказывают значительное влияние на государственные органы и в демократических странах. См.: Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 123. Рассматривая суть вопроса, следует иметь ввиду, что если государственная власть всегда имеет политический характер, то политическая власть может функционировать и в условиях отсутствия государственности. К примеру, политическая, но до образования Китайской Народной Республики (1949 г.) еще не государственная власть существовала в течение почти трех десятилетий в красных советских освобожденных районах Китая под руководством Коммунистической партии. Повстанческие органы более десятилетия осуществляли политическую власть в освобожденных от португальских колонизаторов районах Анголы, Гвинеи-Бисау, Мозамбика. С образованием соответствующих государств предгосударственная политическая власть переросла в государственную1. См.: Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 123
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |