Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая система. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь




Тема 4

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь

Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

Принципы Конституции Республики Беларусь

Структура Конституции

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм по разделам, главам и последовательность их расположения.

Иными словами, структура Конституции — это ее внутреннее строение, разделение ее на определенные части: разделы, главы, статьи и т.д.


 

 

Принципы Конституции — это исходные основополагающие начала, положения, которые предопределяют и характеризуют ее сущность и содержание.


 

 


 

 


 


 

Примечание. Разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Бела­русь могут быть изменены только путем референдума. Изменения и до­полнения в Конституцию не вносятся в период чрезвычайного положе­ния, а также в последние шесть месяцев полномочии Палаты представи­телей Национального собрания Республики Беларусь.

По способу внесения изменений и дополнений различают «гибкие» и «жесткие» конституции. Первые (встречаются довольно редко) изменя­ются в том же порядке, что и обычные законы (например, Конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции тре­буется соблюдение определенных условий. К примеру, жесткость Консти­туции может обеспечиваться:

требованием голосования квалифицированным большинством го­лосов в Парламенте (Италия, Япония и др.);

принятием поправок на референдуме (Франция и др.);

утверждением поправок субъектами федерации (США, ФРГ и др);

повторным принятием поправок Парламентом следующего созы­ва (Греция и др.).

Некоторые «жесткие» конституции устанавливают не одно правило «ужесточения», не одно требование, а несколько. Помимо «обычной» жесткости в некоторых странах устанавливаются так называемые неизменяемые нормы. Например, статья 139 Конституции Италии устанавливает, что республиканская форма правления не может изменяться. Аналогичные нормы есть и в Конституции Португалии. Наиболее «жесткой» конституцией принято считать Конституцию США.

Конституция Республики Беларусь также является «жесткой», о чем свидетельствует вышерассмотренный порядок внесения в нее изменений и дополнений, предусматривающий соблюдение ряда соответствующих требований.

ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие конституционного строя рассматривается в двух аспектах: формальном и содержательном. С позиций фор­мального подхода конституционный строй можно определить как устройство государства и общества в соответствии с Консти­туцией. Из такого понимания вопроса вытекает, что любое госу­дарство, имеющее Конституцию, будет являться конституционным (правовым). Однако в реальной действительности не всякое по­добное государство может быть таковым. Поэтому здесь важно учесть содержательный аспект конституционного строя, вы­яснить, насколько демократично это государство. Современная же концепция конституционного права исходит из того, что го­сударство признается конституционным, если его Конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, исходя из формального и содержательного аспектов понимания сущности конституционного строя можно предложить следующее его определение. Конституционный стройэто такой способ организации государства, установ­ленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основных прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стан­дартам, а государство действует в соответствии с Конститу­цией и принятым в соответствии с ней законодательством.

В конституционном праве наряду с понятием «конституционный строй» широко используется понятие «основы конституционного строя». Их необходимо отличать. Конституционный строй представляет собой объемное, широкое понятие. Он включает в себя совокупность всех основных сторон жизни государства, всю систему общественных отношений, складыва­ющихся в нем. Поэтому в закреплении конституционного строя участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отрас­ли права, а все законодательство.

Ведущее же место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй, занимают нормы Конституции, что обусловливается ее высшей юридической силой. В то же время среди самих конституционных норм выделяются нормы, закреп­ляющие основные устои, т.е. основы конституционного строя государства. Это базовые, основополагающие нормы, которые создают фундамент конституционного строя, а конкретнее — развиваются в последующих разделах и главах Конституции.

Важнейшие устои государственной и общественной жизни Республики Беларусь закреплены в разделе 1 Конституции «Основы конституционного строя». Здесь же определяются основные направления и принципы внутренней и внешней по­литики. В статьях данного раздела изложена квинтэссенция (сущность) всей Конституции, которая получает развитие в последующих ее разделах и главах.

Политическая система — это организационно-правовой ме­ханизм, включающий государство, политические партии, общес­твенные объединения и трудовые коллективы, посредством ко­торых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

Примечание. Категория «политическая система общества» впервые стала применяться в научных трудах западных ученых в начале XX в. и первоначально в правовой сфере почти не встречалась. В отечественной (советской) литературе она появилась лишь в 1960-е годы. Правовое же закрепление это понятие получило с принятием Конституции СССР 1977 г.,


 

 

в которой первая глава называлась «Политическая система общества». Из сказанного видно, что рассматриваемая категория вошла в научный и пра­вовой оборот сравнительно недавно. По-видимому, по этой причине среди ученых не сложилось устоявшегося, общепринятого подхода к трактовке понятия «политическая система», в связи с чем в литературе можно встре­тить различные ее определения.

В действующей Конституции Республики Беларусь термин «полити­ческая система» отсутствует.

Власть — это такое общественное отношение, которое ха­рактеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли над другими людьми или группами людей.


Общественная (неполитическая) власть — это власть общественных объединений по отношению к своим членам. Как правило, данная власть осуществляется без применения на­сильственных принудительных мер, на добровольных, уставных началах.

Политическая власть — это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, которая характеризуется использованием, в случае неповиновения, насильственных прину­дительных мер.

Примечание. Политическая власть — это в значительной мере госу­дарственная власть, т.е. управление делами государства и общества через систему государственных органов. Вместе с тем, «политическая власть» является понятием более широким, поскольку охватывает, как правило, и негосударственные методы воздействия на общество и граждан, исхо­дящие от правящих партий и близких к ним иных общественных объеди­нений. Причем с учетом политического режима в стране они могут иметь даже более значимое значение, чем непосредственно государственные ор­ганы. К примеру, в СССР и иных бывших социалистических странах программы их коммунистических партий, а также решения и директивы съездов этих партий выступали в качестве основы политического и госу­дарственного руководства жизнью данных государств. Правящие партии оказывают значительное влияние на государственные органы и в демок­ратических странах.

См.: Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 123.

Рассматривая суть вопроса, следует иметь ввиду, что если государ­ственная власть всегда имеет политический характер, то политическая власть может функционировать и в условиях отсутствия государствен­ности. К примеру, политическая, но до образования Китайской Народной Республики (1949 г.) еще не государственная власть существовала в тече­ние почти трех десятилетий в красных советских освобожденных районах Китая под руководством Коммунистической партии. Повстанческие орга­ны более десятилетия осуществляли политическую власть в освобожден­ных от португальских колонизаторов районах Анголы, Гвинеи-Бисау, Мо­замбика. С образованием соответствующих государств предгосударственная политическая власть переросла в государственную1.

См.: Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 123




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.