КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование экономики 2 страница
Основная: 1. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / А. М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2007. 2. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / С. Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2006. 3. Самофалова, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Веракова. – М.: КноРус, 2007. 4. Ходов, А. Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник / А. Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2005. Дополнительная: 1. Крюков, Р. В. Государственное регулирование национальной экономики: конспект лекций 2. Шамхалов, А. Ш. Государство и экономика. Основы взаимодействия: учебник / А. Ш. Шамхалов. – М.: Экономика, 2005. Периодические издания: 1. Российская экономика: прогнозы и тенденции: журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, наглядные пособия в виде таблиц, плакатов, диаграмм, блок-схем.
Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» О.Л. Ким. Рецензент: к.г.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» Д.О. Гольм.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ (СЕРВИСОЛОГИЯ)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – приобретение студентами навыков анализа проблем потребностей человека на философском, психологическом и социологическом уровнях и развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, а также стимулирование интереса к анализу и оценке роли системы потребностей и способов их удовлетворения посредством сервисной и экономической деятельности.
Задачи дисциплины – научить студентов: - пониманию общих закономерностей исследования человека как целостности; - работе с основными индивидуальными потребностями и психофизиологическими возможностями человека; - пониманию связи системы потребностей с социальной активностью. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволят выпускникам успешно реализовывать себя в сфере сервиса, ориентироваться на профессиональные основы и на ценности жизни в условиях сложной и стремительно меняющейся действительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Человек и его потребности (сервисология)» студент должен: · знать: - теорию потребностей как одно из важнейших направлений человекознания; - основные психофизиологические возможности человека в связи с социальной активностью; - историю развития классических идей духовно-культурной деятельности. · уметь: - раскрывать живую индивидуальность человека с учетом детерминант его активности; - применять полученные знания в практической деятельности; - классифицировать виды потребностей. · получить навыки: - обеспечения оптимальной инфраструктуры обслуживания системы человеческих потребностей с учётом социальных факторов; - мониторинга социоприродных изменений человека с учётом социальной значимости нарождающихся потребностей; - самореализации в преобразовательном социальном процессе современной России.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии. Антропогенез. Труд – главный фактор антропогенеза. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Человек и человечество в научном и в ненаучном аспектах. Семинарское занятие: Вопросы к обсуждению: 1. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии. 2. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности. 3. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Литература: 1. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М.: Академкнига, 2002. 2. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности (сервисология): учеб. пособие / А. Д. Григорьев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2002. 3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. 4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
Тема 2. Представления о человеке как социоприродном существе. Общности и в тоже время различия его социальной сущности и биологической природы. Природа, сущность и предназначение человека, природное и общественное в человеке. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества. Личность и проблемы ценностных ориентаций.
Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке. 2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». 3. Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества. Литература: 1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 2. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000. 3. Первин, Л. А. Психология личности: теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М.: Аспект-пресс, 2000.
Тема 3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека. Потребности личности, понятие потребностей. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация видов потребностей. Соотношение высших и низших потребностей. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Потребность и мотивация деятельности человека. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Этапы формирования и функции потребностей. 2. Классификация видов потребностей. 3. Соотношение высших и низших потребностей. 4. Потребность и мотивация деятельности человека. Литература: 1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 2. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М.: Высшая школа,1990. 3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. 4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007.
5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
Тема 4. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера. Функции живого организма, закон сохранения (бережливости). Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму. Экологический реализм конца ХХ века. Пути поддержания экологической безопасности человечества. Феномен жизни и человек. Жизнь в биосфере. Растительная и животная жизнь. Человек как неспециализированное существо. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера. 2. Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму. 3. Человек как неспециализированное существо. Литература: 1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. 2. Вернадский, В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1999. 3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2000. 4. Первин, Л. А. Психология личности: теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М.: Аспект-пресс, 2000.
Тема 5. Современные направления глобальной и социальной экологии. Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии, защиты природных ресурсов (трагедия роста, антропогенное воздействие на атмосферу, ноосфера или техносфера – возможные сценарии будущего человечества). Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии. 2. Защита природных ресурсов. 3. Возможные сценарии будущего человечества. Литература: 1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-пресс, 2001. 2. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000.
Тема 6. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности. Философское, религиозное, культурное творчество человека, его социоприродные измерения. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Творчество как потребность и вид деятельности. Деятельность и способность к саморазвитию. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Духовно- культурная деятельность человека. Эстетическое познание и эстетическая деятельность. Деятельность как самоактулизация. Деятельность человека и её последствия. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности. 2. Субъект и объект деятельности. 3. Деятельность человека и её последствия. Литература: 1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-пресс, 2001. 2. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 3. Туев, В. А. Человеческие потребности / В. А. Туев. – Иркутск: ИГЭА, 1997.
Тема 7. Индивидуальные психические и физиологические особенности человека Развитие общества и индивидуальных потребностей человека. Потребности человека и общественные интересы. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Потребности человека и общественные интересы. 2. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. 3. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности. Литература: 1. Бэлл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Бэлл. – М.: Смысл, 1999. 2. Ершов, П. Н. Потребности человека / П. Н. Ершов. – М.: Мысль, 1990. 3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. 4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
Тема 8. Потребности человека и средства их удовлетворения. Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга. Процесс и структура личного потребления. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке. Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга. 2. Процесс и структура личного потребления. 3. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке. Литература: 1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. 2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. 3. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 4. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000. 5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
Тема 9. Структура бытового обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Потребности человека и их обслуживание. Единство производства и человеческих потребностей. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Единство производства и человеческих потребностей. 2. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. 3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания. Литература: 1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006. 2. Блэкуэлл, Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2002. 3. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, 2004. 4. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 5. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.]; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; - повторение и углубленное изучение лекционного материала; - подготовку к семинарским занятиям; - написание реферата; - подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Концепция потребностей в античной философии. 2. Концепция человека и его потребностей в средневековой христианской идеологии и в гуманистическом мировоззрении эпохи Возрождения. 3. Проблема природы человека и его потребностей в европейской философии 18-19 веков (Гольбах, Гегель, Маркс). 4. Понимание человека как микрокосма, универсального существа (Древняя Греция, Возрождение, Гегель, Фейербах, Маркс). 5. Проблема человека во фрейдизме и в экзистенциализме: сравнительный анализ. 6. Концепция человека в марксизме и в гуманистическом психоанализе Э. Фромма. 7. Концепция человека и биология. 8. Человек как высшая ступень развития материи: современные философские учения о человеке. 9. Взаимосвязь биологического и социального в обществе. 10. Рутинные и творческие потребности в современном обществе. 11. Система ценностей и ее влияние на потребности. 12. Формирование системы ценностей и ее влияние на психологию юношей и девушек (Крайг Г. «Психология развития» и др. работы). 13. Взаимосвязь способностей и потребностей в концепциях философии и психологии. 14. Взаимодействие материальных и духовных потребностей. 15. Дискуссия о потребностях цивилизации, пределах их роста и удовлетворения. 16. Место потребностей в экономике: история и современные проблемы. 17. Исторические типы потребления. 18. Особенности развития потребления в России. 19. Потребность как внутренний побудитель активности человека (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы). 20. Потребность в общении и ее мотивация. 21. Потребность в любви и современное общество (Э. Фромм. Искусство любви). 22. Способности и потребности. Особенности развития потребностей у самоактуализаторов (по А. Маслоу). 23. Удовлетворение потребностей и отклоняющееся (девиантное) поведение. 24. Основные потребности потребителей товаров и услуг и методы их удовлетворения. 25. Сервисная деятельность как составная часть экономики. 26. Сервисная деятельность и культура удовлетворения потребностей. 27. Особенности современного сервиса. 28. Личностные и региональные особенности потребителей. 29. Индивидуальные стили потребительского поведения. 30. Пределы общественного воздействия на потребности индивида. 31. Влияние атмосферы в семье на формирование и удовлетворение потребностей. 32. Место неразумных потребностей в жизни индивида (исторический или современный, географический или национально-этнический аспект). 33. Система потребностей студенческого коллектива, их динамика. 34. Манипулирование потребностями в современной рекламе. 35. Взаимодействие культуры индивидуального потребления и культуры сервиса. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Природное и социальное в человеке. 2. Личность и общество. 3. Значение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. 4. Общечеловеческие ценности в жизни личности. 5. Личность в системе социальных целостных ориентаций. 6. Социально-групповые личности. Эмоциональный мир личности. 7. Межличностные отношения. Любовь и дружба. 8. Деловые контакты. Конфликты и пути их преодоления. 9. Что такое смысл жизни. Объективная необходимость и свобода личности. 10. Индивидуальность личности. Эмоциональный мир личности. 11. Формирование личности и развитие её способностей. 12. Самореализация человека. 13. Призвание и признание, забвение и бессмертие. 14. Понятие души человека в философии и религии. 15. Значение деятельности в жизни человека. 16. Мотивационная обусловленность деятельности. 17. Место веры, надежды и любви в духовном мире человека. 18. Бессмертие человека: иллюзия или реальность. 19. Роль идеала в жизни человека. 20. Потребности человека. Понятие потребностей, их классификация. 21. Этапы формирования и функции потребностей: классический и неклассический период. 22. Соотношение низших и высших потребностей человека. 23. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества. 24. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. 25. Потребность и мотивация деятельности человека. 26. Деятельность человека и её последствия. 27. Духовные потребности человека. 28. Единство производства и потребностей человека. 29. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности человека. 30. Феномен идей В. Н. Вернадского. 31. Экологический реализм конца XX века. 32. Пути поддержания экологической безопасности человечества. 33. Современные направления глобальной и социальной экологии. 34. Соотношение глобальной, социальной экологии и космической антропоэкологии. 35. Эмоции и потребности. 36. Проблема смысла жизни в философии и религии. 37. Бездуховное существование человека и его последствия. 38. Свобода и ответственность человека. 39. Потребность людей в политической стабильности в обществе. 40. Социоприродные измерения человека. 41. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей. 42. Творчество как потребность и вид деятельности. 43. Духовно-культурная деятельность человека. 44. Деятельность и способность к саморазвитию. 45. Эстетическое познание и эстетическое познание и эстетическая деятельность. 46. Деятельность как самоактулизация. 47. Витальные потребности человека. 48. Социальные потребности человека. 49. Потребности человека и общественные интересы. 50. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества. 51. Социализация и образование. 52. Образовательные потребности человека и их реализация в России. 53. Развитие общества и индивидуальных потребностей человека. 54. Потребности человека в безопасности и социальной защите. 55. Потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов. 56. Потребности в качественном обслуживании населения. 57. Структура сервисного обслуживания. 58. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервиса. 59. Понятие услуги. Характеристика и структура основных услуг. 60. Формы и методы управления сферой сервиса в условиях рынка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 2. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 3. Удальцова, М. В. Сервисология. Человек и его потребности / М. В. Удальцова. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. Дополнительная: 1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006. 2. Алексеенко, В. В. Биосфера и жизнедеятельность: учеб. пособие / В. В. Алексеенко. – М.: Логос, 2002. 3. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М.: Академкнига, 2002. 4. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, 2004. 5. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности: метод. указ. по изучению курса / А. Д. Григорьев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005. 6. Обуховский, К. Галактика потребностей: Психология влечений человека / К. Обуховский. – СПб.: Речь, 2003. 7. Сервисная деятельность: учеб. пособие / под ред. В. К. Романович. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. 8. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.]; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002. 9. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.
Составитель: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология». Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |