Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная организация труда и организационное проектирование




 

цели и задачи изучения дисциплины

 

Научная организация труда и организационное проектирование представляет собой систему тесно связанных между собой мероприятий, направленных на внедрение в практику работы всех отраслей промышленности и отдельных предприятий методов и форм организации труда, основанных на принципах и достижениях науки и передового производственного опыта в целях обеспечения наиболее высокой производительности труда, создания благоприятных его условий, повышения его привлекательности для работников. Важнейшей отличительной чертой научной организации труда является то, что она базируется на точном научном расчете и обосновании.

Основные цели дисциплины – сформировать у студентов комплекс представлений о научной организации труда, организационном проектировании, правилах и закономерностях руководства организацией, нормировании труда и заработной платы на предприятиях.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- работать с основополагающими документами, инструкциями и ГОСТами по нормированию труда по организации рабочих мест на предприятиях;

- эффективно руководить трудовым потенциалом предприятия.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний студента в области научной организации труда, организационного проектирования на предприятиях.

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Научная организация труда и организационное проектирование» студент должен:

· знать:

- содержание работы на предприятии по научной организации труда и организационному проектированию;

- документооборот, порядок документирования и документационного обслуживания деятельности предприятий;

- принципы и методы оптимизации трудовых процессов на предприятиях;

- нормативные правовые акты по труду, показатели и формы отчетности для анализа состояния организации, нормирования и оплаты труда на предприятиях;

- технические, экономические, психофизиологические и социальные границы разделения труда на предприятиях;

- требования к нормативам по труду и основные этапы их разработки на предприятиях;

- особенности оплаты труда различных категорий персонала на предприятиях.

· уметь:

- проектировать трудовые процессы, нормы труда и системы его оплаты с учетом комплекса технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов на предприятиях;

- разрабатывать программы стимулирования труда на предприятиях;

- составлять графики рабочего времени на предприятиях;

- рассчитывать нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управления на предприятиях.

· получить навыки:

- научной организации труда рабочих и служащих на предприятии;

- организационного проектирования;

- анализа трудовых процессов и затрат рабочего времени на предприятиях;

- решения задач, связанных с научной организацией и нормированием труда.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Предмет, содержание и задачи дисциплины.   -   -    
2. Возникновение и развитие науки об организации труда   -   -    
3. Содержание работы на предприятии по организации труда   -   -    
4. Организация и обслуживание рабочих мест   -   -    
5. Условия труда на предприятии   -   -    
6. Научная организация труда служащих   -   -    
7. Научная организация труда и оргпроектирование   -   -    
8. Изучение документооборота, документирования и документационного обслуживания деятельности аппарата управления   -   -    
9. Проектирование документирования и документационного обслуживания работы аппарата управления   -   -    
10. Проектирование новой технологии основных и наиболее массовых видов работ   -   -    
11. Заключительная лекция   -   -    
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -   -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение. Предмет, содержание и задачи дисциплины.

Сущность и содержание научной организации труда, организационного проектирования, задачи НОТ и ее функции. Планирование НОТ в рамках отдельных отраслей производства и на отдельных предприятиях. Понятие об организации труда. Формы общественной организации. Значение и взаимосвязь курса НОТ с другими дисциплинами. Труд как основа человеческого общества и важнейший фактор производства. Роль совершенствования организации труда в повышении эффективности производства и задачи в области организационного проектирования. Нормативно-правовые акты по труду.

Практическое занятие 1:

Анализ изученных понятий организации труда, нормирования труда. Решение задач по организации труда на предприятиях.

Практическое занятие 2:

Решение тестов по элементам организации труда. Решение задач по нормированию труда на предприятиях.

 

Тема 2. Возникновение и развитие науки об организации труда

Социально-экономические и организационно-технические предпосылки возникновения и развития научной организации труда. Развитие науки об организации труда при капитализме – системы Тейлора, Эмерсона, Бедо, Ханта, Форда и др. Основные этапы развития научной организации труда в России – вклад С.Г.Струмилина, В.И.Иоффе, М.П.Керженцова. Взаимосвязь научно-технического прогресса и организации труда в отраслях промышленности.

Практическое занятие 1:

Решение задач по расчету численности работников предприятия.

Практическое занятие 2:

Решение тестов, определяющих степень психологической совместимости работников предприятия. Решение задач по затратам рабочего времени.

 

Тема 3. Содержание работы на предприятии по организации труда

Понятие о разделении труда на предприятии; задачи, решаемые при проектировании рационального разделения труда. Виды разделения труда: общее, частное, единичное. Разделение труда на предприятии: функциональное, технологическое, квалификационное, профессиональное. Понятие о профессии, специальности. Квалификация персонала предприятия по категориям и уровню квалификации. Влияние НТП на профессиональный и квалификационный состав кадров. Влияние разделения труда на его содержательность. Кооперация труда и ее формы; взаимосвязи разделения и кооперации труда и основные направления их развития. Комплексная механизация и автоматизация и поточные методы производства как основа развития коллективных форм организации труда. Бригадная форма организации труда; критерии целесообразности создания бригадных форм.

Практическое занятие 1:

Решение задач по классификации норм труда на предприятиях.

Практическое занятие 2:

Разработка и составление графиков сменности в различных производствах.

 

Тема 4. Организация и обслуживание рабочих мест

Понятие о рабочем месте; классификация и специализация рабочих мест; планировка и оснащение рабочего места; зона досягаемости; требования при планировке многоагрегатных рабочих мест. Особенности организации рабочего места в производствах различного типа. Прогрессивные методы обслуживания рабочих мест; типовые проекты и карты организации труда.

Практическое занятие 1:

Решение задач по расчету нормы времени, нормы численности, нормы управления на предприятии.

Практическое занятие 2:

Решение комплексных задач по определению трудоемкости рабочего процесса по составлению графиков рабочего времени на предприятии.

 

Тема 5. Условия труда на предприятии

Классификация факторов, определяющих условия труда: естественно-природные, социально-экономические. Санитарно-гигиенические, производственные и социально-психологические факторы; влияние данных факторов на трудоспособность. Комплексный подход к оценке и анализу условий труда на производстве; основные направления улучшения условий труда; разновидности режимов труда и отдыха.

Практическое занятие 1:

Решение задач по расчету повременной оплаты труда на предприятии.

Практическое занятие 2:

Решение задач по расчету нормы обслуживания на предприятиях.

 

Тема 6. Научная организация труда служащих

Категория «служащие» и их классификация; специфические отличия труда служащих от труда рабочих; цели, задачи, содержание работы по организации труда служащих на предприятии; задачи разделения и кооперации труда служащих.

Практическое занятие 1:

Составление программ стимулирования труда на предприятии.

Практическое занятие 2:

Решение тестовых заданий и ситуационных задач по стимулированию труда на предприятии.

 

Тема 7. Научная организация труда и оргпроектирование

Состав и основные направления оргпроектных работ в аппарате управления; структура оргпроектных работ и задачи первого этапа; этапы детального обследования, проектирования и внедрения. Построение организационных структур. Факторы, определяющие выбор организационных структур. Соблюдение принципов НОТ при проектировании новых и реконструкции старых предприятий, производств и технологических процессов.

Практическое занятие 1:

Разработка организационной структуры и составление организационно-структурной схемы.

Практическое занятие 2:

Решение задач по расчету повременной оплаты труда на предприятии.

 

Тема 8. Изучение документооборота, документирования и документационного обслуживания деятельности аппарата управления

Состав и движение документации в аппарате управления; комплексы документов, сопровождающих выполнение основных и наиболее массовых видов работ; комплексный анализ документооборота аппарата управления.


Практическое занятие 1:

Разработка и составление комплексов документов.

Практическое занятие 2:

Разработка и составление схем движения документов.

 

Тема 9. Проектирование документирования и документационного обслуживания работы аппарата управления

Проектирование комплексов документов; проектирование форм документов; проектирование постановки делопроизводства, цели и задачи данного участка работ; требования к формам и содержанию документов; бланки предприятий и трафаретный текст. Проектирование структуры и штата управления.

Практическое занятие 1:

Разработка и составление номенклатуры дел предприятия.

Практическое занятие 2:

Разработка и составление бланков предприятия.

 

Тема 10. Проектирование новой технологии основных и наиболее массовых видов работ

Принципы и методы разработки предложений по рационализации технологии работ; расчет трудоемкости операций; инструкции и правила рационального выполнения работ; проектирование механизации управленческого труда; основные формулы расчета оборудования; метод комплексного проектирования механизации и автоматизации работ в аппарате управления.

Практическое занятие 1:

Решение задач по расчету сдельной оплаты труда на предприятии.

Практическое занятие 2:

Решение задач по расчету повременной оплаты труда на предприятии.

 

Тема 11. Заключительная лекция

Применение методики научной организации труда и организационного проектирования при разработке технико-экономического обоснования дипломного проекта.

Практическое занятие 1:

Решение задач по экономической эффективности проектируемых мероприятий.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к практическим занятиям;

- выполнение контрольной работы;

- подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Сущность и содержание научной организации труда.

2. Методы расчета оборудования рабочих мест.

3. Структура оргпроектных работ, этапы проектирования.

4. Комплексные и локальные оргпроекты.

5. Типовые проекты организации труда служащих.

6. Специализация рабочих мест, виды специализации.

7. Границы разделения труда, его классификация.

8. Установление научно обоснованных режимов труда и отдыха.

9. Основные направления укрепления дисциплины труда.

10. Правила планировки и размещения средств и предметов труда.

 


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- выполнение контрольных заданий и задач;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

перечень вопросов для подготовки к экзамену

 

1. Сущность и содержание научной организации труда.

2. Понятие об организации труда, формы общественной организации.

3. Задачи НОТ и ее функции.

4. Нормативно-правовые акты по труду.

5. Развитие науки об организации труда.

6. Основные этапы развития НОТ в России.

7. Основные направления НОТ на современном этапе.

8. Дисциплина труда и основные пути ее укрепления.

9. Разделение труда на предприятии.

10. Рациональное распределение труда и его проектирование.

11. Разделение труда; виды разделения труда.

12. Основные формы разделения труда на предприятии.

13. Классификация персонала предприятия по категориям.

14. Классификация персонала предприятия по уровню квалификации.

15. Границы разделения труда, их классификация.

16. Кооперация труда и ее формы.

17. Комплексная автоматизация и механизация, их особенности.

18. Поточные методы производства, их особенности и характеристики.

19. Бригадные формы организации труда, критерии целесообразности их создания.

20. Профессии и функции, особенности их совмещения и расширения зон обслуживания.

21. Рабочие места и их классификация.

22. Специализация рабочих мест; основа их специализации.

23. Средства и предметы труда, правила их планировки и размещения.

24. Организация труда при ремонте и межремонтном обслуживании оборудования.

25. Специфика организации труда рабочих, занятых в механических мастерских.

26. Нормирование как элемент организации труда.

27. Нормы труда, их техническое и организационное обоснование.

28. Экономическое и социальное обоснование норм труда.

29. Нормы труда, их основные виды.

30. Нормативы труда и их классификация по степени укрупнения.

31. Производственный и трудовой процессы, их особенности и характеристики.

32. Рабочее время: время работы и время перерывов.

33. Планы НОТ предприятия, их содержание.

34. Рабочие места, их аттестация и рационализация.

35. Типовые проекты и карты организации труда.

36. Условия труда, их характеристики.

37. Факторы, определяющие условия труда, их классификация.

38. Особенности классификации работ по степени тяжести труда.

39. Улучшение условий труда; основные направления улучшения условий труда.

40. Организация труда руководителей и специалистов, ее цели и задачи.

41. Оргпроектные работы в аппарате управления, их основные направления.

42. Структура и задачи оргпроектных работ.

43. Детальное обследование, проектирование и внедрение, их этапы.

44. Документооборот аппарата и управления; комплексный анализ документооборота.

45. Затраты рабочего времени и их анализ.

46. Трудоемкость выполнения отдельных работ и ее анализ.

47. Численность руководителей и специалистов и методы ее расчета.

48. Норма управляемости, ее особенности и характеристики.

49. Норма обслуживания, ее особенности и характеристики.

50. Расчет численности по факторам управления.

51. Комплексы документов и их проектирование.

52. Формы документов и их проектирование.

53. Делопроизводство и проектирование его постановки.

54. Рационализация технологических работ. Принципы и методы разработки предложений по их рационализации.

55. Корреспонденция и средства ее обработки.

56. Размещение аппарата управления в здании; проектирование его рационального размещения.

57. Организация рабочих мест и ее проектирование.

58. Условия труда и их проектирование.

59. Штаты и расчет их потребного количества.

60. Механизация работ в аппарате управления и метод ее комплексного проектирования.

 

учебно-методическое обеспечение дисциплины

список рекомендуемой литературы

 

Основная:

1. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник / Б. М. Генкин. – М.: НОРМА, 2003.

2. Колбачев, Е. Б. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб. пособие / Е.Б. Колбачев. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Мазманова, Б. Г. Управление оплатой труда: учеб. пособие / Б. Г. Мазманова. – М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия / М. И. Трубочкина. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Дополнительная:

1. Бычин, В. Б. Организация и нормирование труда: учебник / В. Б. Бычин. – М.: Экзамен, 2003.

2. Головачев, А. С. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / А. С. Головачев. – М.: Новое знание, 2004.

3. Емельянова, Т. В. Экономика общественного питания: учеб. пособие / Т. В. Емельянова. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Пашуто, В. П. Организация и нормирование труда на предприятии: учеб. пособие / В. П. Пашуто. – М.: Новое знание, 2001.

Периодические издания:

1. Гостиница и ресторан: бизнес и управление: журнал

2. Управление развитием персонала: журнал

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, наглядные пособия в виде таблиц, плакатов, диаграмм, блок-схем.

 

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент на предприятиях массового питания» Г.А. Павлова

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент на предприятиях массового питания» Н.А. Таирова.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.