Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективы формирования гражданского общества в Японии




Гражданское общество может быть определено по-разному в зависимости от аспекта рассмотрения: и как сфера частной жизни людей, и как совокупность ассоциаций и объединений самоуправления по защите прав человека, и как общество граждан, т.е. людей, имеющих реально защищенные права, что позволяет им контролировать деятельность государства в своих интересах.[180]

Гражданское общество обеспечивает относительную независимость индивида от государства, предоставляя ему возможность решать свои проблемы через различные объединения самоуправления. Именно при непосредственном содействии структур гражданского общества государство узнает о потребностях, нуждах и требованиях населения и может, таким образом, более продуктивно и качественно осуществлять управленческий процесс.

Гражданское общество серьезно связано с западной цивилизацией, можно отметить, что оно зарождается в западной цивилизации. Это происходит, поскольку система индивидуальной частной собственности, на которой эта цивилизация строится, предполагает наличие системы прав человека как собственника и личности. Средний класс, составляющий основной слой населения современного развитого государства, не может успешно вести бизнес без свободы предпринимательства и торговли, без мировоззренческих свобод, без равноправия мужчин и женщин, равенства наций и т.д. Именно средний класс принимает самое активное участие в создании и функционировании основной части структур гражданского общества, защищая свои права, т.к. крупные собственники практически всегда просто «покупают» то или иное конкретное право, а бедняки озабочены своими правами ситуативно, т. к. главная их цель – физическое выживание.

В 60-е годы XX века на Западе частными собственниками становится большинство населения, а владение собственностью принимает комплексный характер. На такой экономической базе средний класс становится преобладающим классом общества. Для большинства социальных слоев защита прав собственника и личности становится серьезной необходимостью. Это дает мощный толчок в развитии системного гражданского общества, т.е. совокупности взаимодействующих и взаимосвязанных ассоциаций и объединений, которые реально могут постоянно влиять на государство. Неустанные усилия, которые прилагают структуры системного гражданского общества, меняют форму государства – оно становится правовым, т.е. таким государством, которое реально и на постоянной основе защищает права человека.

В таких социальных условиях гражданское общество как институт защиты индивидуальных прав появиться не может, оно возникает на востоке в результате влияния Запада и обретает особые специфические формы, содержащие в себе особенности восточной цивилизации, когда иной раз политическая партия оказывается на поверку расширенным кровнородственным кланом.

Создание гражданского общества в Японии сопровождалось несколькими сложностями. До второй мировой войны в сельском хозяйстве господствовали феодальные отношения, сохраняется помещичье землевладение. Крестьяне арендаторы не имели прав собственности на землю, к тому же их большинство погрязло в долгах у ростовщиков. Промышленный капитал сосредотачивался у относительно малой группы, которая имела значительное влияние на политическую элиту и в какой-то мере составляла ее саму. Только после второй мировой войны после демократизации и демилитаризации, декартелизации Японии уничтожается помещичье землевладение, обеспечивается относительная конкуренция на рынке, но засилье финансовой олигархии в определенной степени все равно остается. Во-вторых, политическая активность населения была совсем незначительна. Да и взяться ей было по большому счету не откуда. В Японии до середины XX века фактически сохранялась абсолютная монархия, хотя имелась Конституция и три ветви власти с соответствующими каждой ветви органами. Но император наделялся высшей властью, он имел рычаги давления и влияния на абсолютно все органы и должностные лица, определял направление политики. Конституция же 1947 года, созданная по американскому образцу, была воспринята обществом противоречиво: «После многих веков феодального и милитаристского режима Макартур продиктовал им конституцию, демократическую на американский манер. Японцы восприняли не дух, а букву. И конечно, конституция превратилась в свою противоположность в буквальном смысле…»[181] В-третьих, нельзя не отметить культурную составляющую постройки гражданского общества в Японии. Японское общество – это яркий представитель Восточной цивилизации с присущими ей специфическими чертами и особенностями. Все общество в Японии имеет клановый характер, оно делится на определенное количество больших кланов (семей), которые связаны между собой различными связами, в которые входят и кровнородственные. Личность в Японии не осознает себя индивидуально. Она мыслит себя только в группе и полностью подчиняется интересам, задачам и целям группы. Группа же в свою очередь в какой-то степени отстаивает интересы личности, защищает ее. Получается отпадает идея создания каких-либо новых организаций и объединений, занимающихся лоббированием интересов определенных социальных групп. Религия на протяжении всей японской истории пронизывает все сферы жизни в данном государстве, начиная от обычного жителя и заканчивая высшими государственными органами. То есть она в какой-то степени служит объединяющим фактором общества и государства, а император признается «символом государства и единства нации».

Но нельзя не заметить, что гражданское общество со второй половины XX века в Японии активно создается под влиянием Запада, в первую очередь США. Американцы активно насаждали в этой стране свои политические ценности и социальные институты, западную модель экономического развития, которая предусматривает наличие системного гражданского общества. В результате в экономическом плане сейчас Япония одна из самых передовых и развивающихся государств, которая занимает значительное место в мировом ВВП. Отношения же между обществом и государством претерпели некоторые изменения: в стране признаны права и свободы личности, демократический политический режим, свобода частной собственности. Действует система пожизненного найма, когда рабочий трудится на одном предприятии всю жизнь, это способствует созданию практически дружеских, семейных отношений между работником и работодателем. Конечно существуют и развиваются политические партии, как инструмент гражданского общества, но они создаются не из представителей какой-то одной политической идеологии, а из членов одной семьи (клана), которые и продвигают в органы государственной власти свои интересы. В больших корпорациях обычные работники порой являются членами одного клана с главой организации, в результате чего противоречия между рабочим классом и руководством минимальны. Конечно формально существуют такие известные всем структуры гражданского общества как профсоюзы, ассоциации предпринимателей и т.д. Но нужны ли они?

 

А.Ю. Фейзулла-Заде*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.