Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективная ориентированность бизнес-плана




Динамичность бизнес-планирования

Особенности бизнес-плана

Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, которого намерено придерживаться предприятие в определенный промежуток времени. Многие предприятия составляют бизнес-планы на один год. Главное внимание в них уделяется предстоящим 12 месяцам работы и менее конкретно рассматривает­ся направление деятельности в последующие один - четыре года. И лишь в редких случаях бизнес-планы могут охватывать период продолжительно­стью свыше пяти лет.

Так как, по сути бизнес-план пред­ставляет собой "гибридный" документ — частью праг­матические наметки, частью средство рекламы, его содержание и тон изложения строго выдержаны. Приводится достоверная информация, но вме­сте с тем внушающая чувство оптимизма и энтузиазма у инвесторов. В нем признается наличие рисков, однако им не уделяется слишком много внимания.

Тон изложения – деловой, серьезный. Исходя из того, что инвесторы изучают

много бизнес-планов, удачно и хорошо оформленный документ имеет больше шансов быть реализованным.

Подготовка бизнес-плана – это повторяющийся, непрерывно возобновляю­щийся процесс, так как и соображения и выводы, вытекающие из них, должны все вре­мя пересматриваться.

Чтобы получить финансирование, требуется, по меньшей мере, несколько месяцев. Поэтому потенциальные инвесторы или кредиторы - источники финансиро­вания могут потребовать привести план в соответ­ствие с новыми условиями, новыми идеями или последними финансовыми показателями, если предприятие уже ведет свой бизнес.

Хотя предприятие формально составляет новый биз­нес-план ежегодно, на деле же его выполнение кон­тролируется постоянно, а уточнения вносятся ежеквартально или даже ежемесячно.

Как было указано выше, бизнес-план разрабатывается не только предприятием, начинающим свою деятельность. Предприятия, уже прошедшие стадию становления, также составляют бизнес-планы.

Бизнес-план для уже сформиро­вавшегося предприятия выполняет ряд функций. В пер­вую очередь — это способ достижения согласованности действий различных служб в достижении общего результата.

К тому времени, когда бизнес-план пройдет че­рез ряд обсуждений и редакций и приобретет свой окончательный вид, все службы, причастные к работе над ним, будут смотреть на предприятие с позиций этого плана.

Во многих отношениях бизнес-план для любого предприятия становится первым опытом стратегичес­кого планирования. А стратегическое пла­нирование, являвшееся длительное время прерогативой крупных корпораций, не только может проводиться в рамках малого предприятия, но и имеет для него жизненно важное значение, поскольку такое предприятие часто не имеет ресурсов, которые позволили бы ему вы­править свое положение в случае допущения ка­ких-либо ошибок.

Одновременно бизнес-план является и руково­дством для исполнения. Он может использоваться для проверки идей, для управления предприятием и как инструмент прогнозирования результатов дея­тельности. Та­ким образом, появляется система раннего оповеще­ния, позволяющая своевременно принимать меры для решения возникающих проблем.

При разработке бизнес-плана сформировавшиеся предприятия имеют преимущество по сравнению с начи­нающими. Цифры, которые они ис­пользуют для расчетов, имеют под собой надежное основание в виде результатов их деятельности. И замыслы, которые они намечают на будущее, базируются на их прошлой стратегии, вбирая в себя то, в чем предприятие добилось успехов, или то, чему оно научилось на своих ошибках.

Помимо управления бизнес-план используется как средство для мониторинга. И кредиторы, и инвесторы следят за расхождениями между планом и фактическими ре­зультатами работы предприятия. Они интересуются причинами этих отклонений и могут потребовать разъяснений в ходе встречи, по поводу выработки следующего бизнес-плана. Или же поставят вопрос о нарушении предпринимателем соглашения о кредите или инвестициях.

Кроме ясности в изложении и четкости в по­строении, бизнес-план должен быть написан на уровне сложности, доступном для понимания теми, кто его читает, и таким стилем, который про­демонстрировал бы увлеченное отношение автора к предполагаемому бизнесу.

Не рекомендуется печатать боль­шое количество экземпляров плана, равно как и составлять объемистые тома. Во-первых, при этом трудно и дорого вносить уточнения. Во-вторых, это означает, что план увидит множество людей. Полага­ется, что первоначально план следует рассылать не менее, чем в три, но и не более, чем в десять возможных источников финансирования.

 

Содержание бизнес-плана

 

Как показывает проведенный анализ содержания типовых бизнес-планов, разработка основных плановых показателей не отличается от показателей внутрифирменного экономического плана. Поэтому рассмотрим важнейшие особен­ности составления бизнес-планов в российском пред­принимательстве и, в частности, разделов: резюме, описание продукта, выбор конкретной стратегии, план мар­кетинга и др.

Резюме — это обзор делового предложения, предназначен­ный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-про­екту и получить необходимые кредиты для его практической реализа­ции. В нем показаны необходимость финансирова­ния, а также планируемая эффективность и практическая реализуе­мость проекта. Резюме составляется на основе уже готового бизнес-плана. Из каждого раздела выбираются самые существенные иннова­ционные предложения и наиболее важные расчетные показатели. Структура резюме может состоять из трех основных частей:

введение, в котором обосновывается главная цель предлагае­мого проекта, раскрываются сущность и новизна предложения, пока­зываются его созидательность, конкурентоспособность и социально-экономическая значимость;

основная часть, где в сжатой форме излагаются преимущества нового проекта и приводятся важнейшие тех­нико-экономические результаты — прогноз спроса, объем предложе­ния, стоимость проекта, издержки производства, доход предприятия, ис­точники финансирования;

заключение, в котором обобщаются конечные результаты де­ятельности предприятия, отражаются предполагаемые методы хозяй­ствования, оценивается профессионализм управленческой команды и т.д.

Объем резюме должен быть не более двух страниц. Резюме служит ключевой частью биз­нес-плана и должно привлекать внимание специалистов качеством итоговой информации.

В основной части приводится описание продукта или вида деятельности, основные ха­рактеристики будущей продукции, товаров и услуг, предлагаемых к поставке на соответствующий рынок. В данном разделе дается общее представление о товаре и раскрывается его конкурентоспособ­ность, показывается динамика спроса, расширение рынка продаж, возмож­ность совершенствования, сокращения издержек и т.д. При описании любого товара необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Какие потребности призван удовлетворять планируемый к производству новый товар?

2. В чем особенность или уникальность данного товара и почему потребители должны отдавать ему предпочтение перед другими товарами-конкурентами?

3. Какими патентами защищен предлагаемый к производству про­дукт и доведен ли он до товарного вида?

В этом разделе бизнес-плана центральным является описание вида деятельности предприятия. Любой бизнес предполагает занятие несколь­кими видами предпринимательской деятельности. Поэтому очень важно выбрать тот вид, от которого полностью зависит также содер­жание планово-управленческой деятельности. В особенности это важ­но для вновь открываемых предприятий, при создании кото­рых в бизнес-плане следует дать ответы о содержании их основной деятельности, а также о наличии опыта и профессиональной подго­товки менеджеров всех уровней управления.

В бизнес-плане необходимо отразить выбранную конкурентную стратегию, которая может быть основана на преимуществе в издержках, создании или дифференциации продукта с уникальными свойствами, а также фоку­сировании товара на одном из сегментов действующего рынка. После выбора конкурентной стратегии следует рассмотреть возможные от­ветные действия конкурентов. Сравнительный анализ планируемой деятельности фирмы и основных конкурентов можно провести по та­ким факторам, как реклама продукции, размещение фирмы, характе­ристика продукта, уровень цен, имидж фирмы и др.

План маркетинга предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. Он необходим как часть бизнес-плана не только для организации внутренней деятельности предприятия, но и установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесто­рами. В рыночных отношениях для достижения высоких результатов недостаточно просто произвести требуемый товар, а необходимо за­воевать доверие покупателей, обеспечить его продажу и получить за­планированную прибыль. Маркетинговый раздел бизнес-плана дает ответы на следующие вопросы:

- каковы основные характеристики различных групп покупателей на том внутреннем и внешнем рынке, на который предприятие ори­ентируется?

- каковы здесь сегменты рынка и на какой из них фирме следует рассчитывать?

- на какую долю в данном сегменте рынка может претендовать предприятие?

- каким образом предприятие намерена занять свою позицию на внутреннем рынке?

- каков уровень действующих там рыночных цен? И на какой чис­тый доход может рассчитывать предприятие как при стабильных це­нах, так и при их снижении?

- какие каналы распределения товаров будет использовать предпри­ятие?

- каковы будут издержки сбыта при различных вариантах орга­низации продаж?

- как предприятие будет планировать послепродажное обслужива­ние покупателей?

- будет ли применяться гарантированная система сервиса?

Каждый предприниматель или менеджер должен уметь составлять план маркетинга в бизнес-проекте, который служит базой для после­дующих разделов бизнес-плана.

Производственный план необходим в тех бизнес-проектах, которые предусматривают организацию производства новых конкурентоспо­собных товаров и услуг. Для российских предпринимателей составле­ние плана производства является самым сложным видом не только планово-экономической, но и организационно-управленческой деятельности. Низкая платежеспособность многих предприятий, неста­бильность новых рыночных связей, ненадежность заказчиков и по­ставщиков, а также невыгодность долгосрочных кредитов предполага­ют необходимость особенно тщательной разработки данного раздела бизнес-плана, поскольку конечная цена даже отдельных неточностей может оказаться для производителя непосильной. В этом разделе не­обходимо описать основные производственные процессы, дать логи­стическую схему материальных потоков, состав необходимого техно­логического оборудования, перечень потребных материальных ресур­сов и т.д. Если в бизнес-плане планируется создать не производст­венное предприятие, а сервисное или торговое, то данный раздел можно назвать торговым планам и описать в нем процедуру закупок партий товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и схе­му расположения складских помещений. В производственном разделе бизнес-плана необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Где будут производиться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии?

2. Какие потребуются производственные мощности и как обеспечить их развитие?

3. На каких условиях и у кого будут закупаться требуемые произ­водственные ресурсы?

4. С какими фирмами предполагается производственная кооперация предприятия и какие будут дополнительные издержки?

5. Какие могут быть ограничения объемов поставки ресурсов, производства и продажи продукции?

6. Производственный план разрабатывается обычно на несколько лет и в дальнейшем может изменяться.

Финансовый план является заключительным разделом бизнес-плана. Как и любой финансовый план, он включает три плановых до­кумента: план доходов и расходов, прогноз движения наличности и баланс предприятия. Финансовый план представляет особую ценность для потенциальных инвесторов, поскольку в нем обосновыва­ется потребность нового предприятия в необходимых инвестициях, и на этом основании можно судить о том, насколько предлагаемый бизнес-проект вообще приемлем как с экономической, так и с инве­стиционной позиции. При составлении этого раздела особое внима­ние должно отводиться расчетам планируемых доходов и расходов, выбору оптимальных экономических решений, определению безубы­точности проекта и другим финансовым показателям.

Обоснование самоокупаемости или бе­зубыточности предлагаемых в бизнес-плане инноваций производится путем расчета точки самоокупаемости. Под точкой самоокупаемости в современном бизнесе понимается такое состоя­ние предприятия, когда разность между расходами и доходами оказывается равной нулю, т.е. предприятие еще не получает прибыли, но и не несет убытки.

Таким образом, точка самоокупаемости характеризует равновесие совокупных доходов и расходов и позволяет определить такой объем выпуска каждого вида продукции, при достижении которого доходы будут превышать расходы.

 

 

Совокупный доход
Издержки, тыс руб

 

 
 

 


 

Рис 17.1 График безубыточности проекта

 

В общем виде точку безубыточности или самоокупаемости можно определить по формуле:

 
 
Аб =


СП

Ц и - ПИ

 

где Аб — объем выпуска безубыточной продукции, шт.;

СПИ — сово­купные постоянные издержки, руб./год;

Ци — цена изделия, руб./шт.; ПИ — удельные переменные издержки, руб./шт.

 

Наибольшая трудность при расчете точки самоокупаемости состо­ит в установлении величины постоянных и переменных затрат. К первым можно отнести затраты на амортизацию оборудования, зар­плату административного персонала, арендную плату и другие из­держки, ко вторым — расходы на покупку сырья и материалов, зар­плату производственных рабочих и т.п.

Рассмотрим пример расчета точки безубыточности проекта, если совокупные постоянные затраты составляют 125 тыс. руб., перемен­ные издержки равны 45 руб./шт., а цена одной единицы товара — 100 руб. В этом случае точка безубыточности составит:

 
 
Аб =


СП = 125000 = 2272 шт

Ц и – ПИ 100-45

 

Построим по данным расчета график самоокупаемости затрат на осуществление бизнес-проекта (рис. 17.1).

Как видно из графика, при выпуске продукции в количестве 2272 шт. совокупные доходы и расходы будут равны между собой. До этой точки проект не будет приносить доходов, а затем, начиная с каждой последующей единицы продукции после равновесного объе­ма выпуска, фирма будет получать 55 руб. дохода. Точка безубыточ­ности показывает границы эффективности будущего бизнес-проекта. Если плановый выпуск продукции составит, например 2 тыс. шт., то проект будет экономически нецелесообразным. При разработке биз­нес-плана точка безубыточности рассчитывается по всем видам пла­нируемых товаров. Кроме того, рекомендуется определять по каждо­му виду выпускаемой продукции несколько точек безубыточности при различных значениях планируемых рыночных цен и доходов, пока­занных на графике пунктирными линиями (Дв, Дн).

Основные финансовые результаты бизнес-плана предприятия представлены в табл. 17.1 с поквартальной или помесячной разбивкой показателей.

Общим показателем эффективности бизнес-проектов, кроме по­лученной прибыли, может также быть его чистая дисконтированная стоимость, рассчитанная за весь период действия с учетом первона­чальных инвестиций. Если ее величина является положительной, то это может быть критерием эффективности предлагаемого на действу­ющем рынке инновационной бизнес-проекта, что подтверждает не­обходимость его реализации в установленные плановые сроки.

 

Таблица 17.1 Основные финансовые результаты бизнес-проекта

  Наименование показателей Всего Поквартальные показатели, тыс. руб.
I II Ill IV
1. Объем продажи          
2. Издержки производства          
3. Прибыль от реализации          
4. Налог на прибыль          
5. Чистая прибыль          



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.