Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девятое занятие 3 страница




А задержан за совершение преднамеренного самоубийства, — пояснил воевода. — Опасный человек ...

Он уселся рядом, снял шапку и, вытирая платком лысину, принялся сплетничать, как со старым знакомым.

Народ, — говорил он, — безмолвствует всё громче ... Ещё малость и даже царь почует. Не понимает, поди, царь-то, что во всём нужна умеренность, особливо в умеренности, особливо когда прокорма энто касается ... Я-то помалкиваю, а што? — закрытый рот, он зубы бережёт ... Надо отстаивать свою точку зрения я и отстаиваю ... как отстоится выскажу ... кали спросят ... А пока, чтобы слова не расходились с делом, надо молчать и ничего не делать ...

Поболтав ещё маленько о том о сём, воевода поднялся и потянулся, вид при этом у него был как у человека, привыкшего всегда побеждать в борьбе со здравым смыслом.

Собачонка вот прибилась, — кивнул Пете на что-то вынюхивающего песика. Думал, шавка, а оказалось волкодав. Пока идём, цельных два волка им уже подавилось. Царю в подарок, охоч он до охоты ... Ну, так мы пошли. Бывай, значит ...

Петя даже голоса от смятения внутреннего лишился ...

—... Дык, а я? - наконец сипло вырвалось у него.

Что ты ?.. — удивился воевода.

Да развязать-то, — терпеливо пояснил Петя.

Да ты что ?! — возмутился воевода. — Л указ царский? Сам ведь сказал ... Велело охранять, так и охраняй своё дерево, царю-то батюшке оно виднее ...

Петя беспомощно глядел вдогонку уходящим и шепотом ругал себя на все лады.

—... Дошутился, — выдохнул он наконец. И внезапно такой смех его разобрал, что даже дерево закачалось.

Смеялся долго и глубоко, до слёз; жаль только, вытереть их было никак. Глубоко вдохнул напоследок, успокаиваясь. В голове чистоту и покой ощутил.

А чем же это ты, Петя, недоволен? — сам себя спросил. — Ведь недавно вот так же у людоеда на крюке болтаясь, как-то ты поспокойнее был ... О Хозяине вспоминал, мыслями себя тешил, али позабыл всё ?..

Надоть и сейчас всё изначально вспомнить ... — сказал себе Петя озабоченно. — А то, как сожрал я то яблочко дивное, так вроде и сам не свой стал то ли травленое оно, то ли порченое ...

Понял я тодысь, у великана-то, — вспоминал он вслух, — что по два приказа-то Хозяин сразу командует, это чтоб играть ему было с чем. Одним приказом проблему-то готовит, а другим решение её ... А приходят в Мир они сразу как одно ...

Точно, точно ... — вспоминал дальше Петя, — потому ж тогда и обрадовался я, что понял нет нужды в мире этом хорошее беспрестанно от плохого отделять и суетиться, выбирая одно энто. И тот, кто к пониманию такому придёт, — вновь Хозяином и становится, а как Хозяином вспомнил себя кто ж тебе плохое сделает теперь и зачем, если вспомнил уж? Хозяин сам себя не обидит, ведь если он больно половинке своей кукольной и делает иногда, так только чтоб напомнить ей, што и она Хозяин. Это как во сне дурном себя щиплешь, проснуться штоб, а как проснулся, то чего ж щипаться, себя мучая?

Значит, как Хозяином себя признал, — углубился Петя е умствования, — любую игру теперь выбирай плохо уже не будет. Потому и радовался я тогда, на крюке вися, понимание такое пришло, что плохим закончиться происшествие моё не может, пока Хозяином помню себя. Отчего ж сейчас не так весело, как было-то? Ведь знание это и сейчас во мне, в голове моей имеется…

Разобраться в том, надобно, — озабоченно пошевеливался в верёвках Петя, — должен ответ быть. В себе искать буду, верно Мяв говорил: как из себя выскочишь, так с чужим ответом и вернёшься. Раз во мне вопросы имеются, значит, и ответы есть.

Хозяин для чего Мир сделал? — в который уж раз терзал себя вопросом нестарый старик, — играть чтоб, радоваться. Так, значит, что я делать должен, чтоб себя же. Хозяина, не забижать? Так радоваться же ... А я што делаю? Вишу на верёвках, болтаю сам с собой ... Можно это радостно делать? А чего ж, тут главное не отвлекаться на другое. Коли болтать, так болтать всласть ... Л в верёвках путаться, так тоже до конца, и тут уж не болтать ни языком, ни мыслями, а только ощущать всё в тонких тонкостях.

Петя прислушался к себе радостно ли ему на верёвках висеть? Руки затекли, ноги болели, верёвками надавленные.

Будто в пасть меня кто сграбастал ... — сравнение себе Петя привёл.

Стоп, стоп, — тут же себя и остановил. — Это что же я делаю? Мне верёвку почуять всю падать, а я мыслями болтаю, сравнения ищу ... Не так всё ...

Вновь заглянул в себя Петя. Ногой своей затёкшей стать попытался. Пока понимал, что затекла нога-то, — больно было. Чтоб мысли выключить, прислушиваться к себе глубже стал ... Ощущал, как венки все в ноге набухли погорячели, как мурашки внутри бегают, щекотно покусывая, как кровь пульсирует ... Глядел в себя, стараясь не пропустить ничего ...

И как-то дивно стало Пете чуть погодя. Вроде всё то же осталось, но боль былая отчего-то болью быть и перестала ... Рассыпалась она на много ощущений разных, каждое из которых само по себе и не болит вовсе. Дальше больше, даже приятно отчего-то стало.

Вот ведь Хозяин разыгрался, — пробурчал вслух Петя, — так и боли любителем стать недолго ...

Но внутри у него было тихо и спокойно безмысленно. Принялся тогда Петя всё подряд « по-Хоэяйски » рассматривать.

Долго смотрел, как колышут деревья листвой ... Без говору внутреннего смотрел, ни одного трепету их не пропуская. Слушал, как стрекочет кузнечик ... На облака глядел долго, заполняя себя их видом ... Дыхание своё слушал, как наполняет его воздух лесной и как обратно он выходит ...

Да будто потерял себя Петя во всём этом. Словно растворился в листве, облаках, звуках ... Такую радость испытал, как никогда раньше.

В Хозяина играючи, не заметил, как свечерело ... Легли на поляну тени длинные. Солнце, низко склонившись, в глаза лезть принялось. Подали голос тонкий комары лесные, на голод жалуясь.

Не сразу и ощутил Петя, как подошёл кто-то к дереву. Поднял голову стоит подле него женщина наружности настолько странной, что коли б не сарафан линялый, в заплатах весь, то и не понял бы какого ж именно полу его гость.

Длиннющая она была на голову Пети выше, и худющая, как плеть. Волосы вроде травы на кочке болотной и такие же спутанные. Кожа на лице и руках как кора берёзы сухой, а нос как сучок с дерева тонкий, длинный и похоже даже, что с листиком малым, засохшим ...

«... Кикимора какая-то », — подумал Петя, дивясь гостье.

Она и есть, — захихикала та, кокетливо сарафан оправляя, — приятно, когда признают

Петя удивился про себя:

хоть в сказках он и слыхал о таком, но видал впервые, вслух же сказал:

Ты мысли, што ли, читаешь? Или так угадала?

А всего помаленьку. Дело наше лесное, древнее, — затарахтела Кикимора, и без просьбы даже за конец верёвки ухватившись, принялась вокруг дерева бегать. — За столько лет чему не обучишься ...

Любите соседей, — сказала она, снимая с Пети последние верёвочные кольца, — источник знаний ... Ты здесь день всего стоишь, а сороки уже по всему лесу растрещали Соловей, дескать, Разбойник опять в лесу кого-то забыл ...

. — Не впервой, значит, такое? — спросил Петя, руки ноги растирая.

Не впервой, не впервой, — суетилась Кикимора, вкруг Пети бегая, то суму ему подаст, то в глаза заглянет, то за руку подержится. — Мужик он ничего, добрый. Совесть у него чистая он ей и не пользовался ни разу ... А как головой долбанулся, да память отшиб, так враз со всем своим преступным прошлым и покончил. Сейчас одним только преступным настоящим занимается. Да ещё опекать его приходится, а не то ведь пропадёт сказка-то без него.

А чего это ты вокруг всё мотаешься? — не выдержал вконец Петя. — Будто обнюхиваешь всего. Мужика что ли не видела?

Мужиков людских я много видала, — как-то растерянно отвечала Кикимора, против Пети ставши, — но вот в тебе что-то никак не разберусь ... Навроде как человечьего вида ты, а внутри совсем как наш природный, лесной, древний. Чую и облака в тебе, и капли дождевые, и запахи лесные ... Будто одна лишь оболочка твоя от человеков, а в ней то же, что и снаружи Мир живой. У людей не бывает такого, паутина мысленная у них внутри, рваная и грязная ... Пошто так, Петя ?.. Кто ж ты, мил человек?

Удивлённо слушал Петя Кикимору. Вначале не понимал, а затем вспомнил, как давеча весь мир через себя пропускал, наполняясь и звуками лесными, и запахами здешними ...

« Так вот, — подумал он, — как Хозяин для других-то выглядит. Как кусочек Мира большого, что в теле человечьем запрятан. ..»

«... Человек ... — ещё подумал Петя, распахнув руки напротив низкого уже солнца и сладко потянувшись весь, — человек играет в своей жизни только маленький эпизод ... Так здорово видеть, что игра твоя кому-то по душе пришлась ...»

ЛОВУШКИ МЕТОК. КОВАРСТВО «ОПИСАНИЯ МИРА»

На одном из занятий у нас уже шёл разговор о том, что Хозяин, выстраивая « игровую площадку » под названием Жизнь, « пометил » пространство своей игры сигналами-обозначениями, названными нами Хозяйскими метками. Сейчас мы остановимся более подробно на этом моменте.

Хозяйские метки это набор обозначений разного рода, определённых нашим языком, нашими словами и помогающий нашей кукольной личности не « потеряться » в созданном Хозяином Мире. Это ориентиры, которые проявлены знакомыми всем нам предметами и явлениями, ощущениями и мыслеобразами, такими, например, как дерево, камень, капля, кошка, гром, молния, мысль, боль и т. д. и т. п.

В совокупности всё это и составляет то самое « Описание мира », о котором уже шла речь на предыдущих занятиях.

Значение « Описания мира » и Хозяйских меток двойственно и неоднозначно.

С одной стороны, работает весьма полезный механизм, позволяющий нам сориентироваться в сложном и многомерном пространстве путём подмены его непознаваемости привычной для нас трёхмерной моделью, уже вполне доступной нашему восприятию.

С другой стороны, это своего рода « капкан », ограничивающий для нас восприятие настоящего и живого Мира, омертвляющий его и делающий недоступным.

Рассмотрим оба аспекта. На первом этапе трёхмерной проявленности некая Хозяйская сущность, получив воплощение в родившемся ребёнке и утратив осознанную связь со своими многомерными, трансцендентными каналами восприятия, оказывается совершенно беспомощной в человеческом мире, мире гораздо большей плотности и неизмеримо меньших для неё возможностей.

Ей, этой сущности, проявленной уже в качестве человека, необходимы новые ориентиры в новом пространстве, некий, трёхмерный уже, « способ » восприятия постигаемого мира.

Именно создание меток, и в их совокупности — « Описания мира », позволяет ей ориентироваться в этом мире, говорить о нём, накапливать новый опыт и новые знания. Это очень важно, учитывая то, каким образом происходит обучение и передача жизненно важной информации в человеческом обществе.

Созданные Хозяином метки сформировали новый механизм восприятия этого мира. Для того чтобы ориентироваться в нём, каждая метка получила своеобразное обозначение как мысль, а затем и название как слово, то есть элемент речи. Существо, получившее возможность мыслить и говорить, сделало колоссальный скачок в своей социальной эволюции. Появилось такое понятие, как сознание, постепенно переросшее в самоосознание. Самоосознание это и есть то качество, которое отделяет человека от животного. Мыслить по-своему могут все живые существа. Но возможность « увидеть » себя со стороны, задаться вопросом « Кто я и « Зачем имеет лишь человек. Вот здесь мы и сделаем остановку.

Не один миллион лет понадобился человеку для того, чтобы у него появилась потребность в самоосознании. У ребёнка, как бы повторяющего в период взросления всю эволюцию человеческого сознания, это соответствует примерно 12-14-летнему возрасту. Это так называемый « подростковый » период и первый этап его становления как личности. Это момент начала его самоопределения в этом мире и начало истинного познавания и исследования Мира, первая, робкая пока, попытка выйти за пределы навязанного « Описания мира ». Детский вопрос « Почему сменяется на « Почему именно так и начинает доминировать в познании Мира.

Всё. На этом этапе положительная роль « Описания мира» и указателей в виде Хозяйских меток заканчивается. И они всё больше проявляют себя как ловушки и « фильтры», препятствующие объективному восприятию реального большого Мира, в познании которого любое человеческое существо имеет ностальгическую потребность.

J J J

Мы окружены невыразимо чудесным и неповторимым миром, воспринята который, увы, практически не в состоянии. Вместо этого мира мы видим лишь реализацию своего знания о том, каким этот мир должен быть.

Мы не видим реальных живых деревьев, облаков, морских волн, а видим лишь свои представления о том, какими они могут быть, какими они бывают ... По-другому быть не может мы в состоянии увидеть лишь то, что уже вложено в нас, и можем наблюдать лишь проекцию своих знаний о чём-то. Почему так? Сейчас вы уже в силах сами ответить на этот вопрос. Ведь если мы « Со-Творцы » и строим мир « из себя », то откуда же в нём может появиться то, что в нас не присутствует? Увы нам ...

А что же существует в нас? Социальные стереотипы восприятия, штампы, модели, переданные некогда нам в процессе нашего « научения ».

«Я уверен в одном: то, что нам разрешено видеть, осязать и осмысливать, — это лишь капелька в море жизни. Если бы мир был настолько же примитивен, насколько он нам показан, то этот мир не смог бы существовать» (Николай Варсегов).

Подобные ощущения, посещавшие, пожалуй, всех, находят иногда и такое шуточно-афористичное выражение: «судите о Боге по нашей планете. Это не самая большая его удача ».

И всё же согласитесь Мир прекрасен! Даже сквозь призму

этих несамостоятельных знаний, даже « отфильтрованный » скудностью нашего речевого и ментального аппарата ...

Насколько же более прекрасным он может оказаться, если мы расширим границы нашего восприятия, если снимем « заданность » и « условность » такового ...

Наверное, каждый хоть раз в жизни сталкивался с тем, что в тот момент, когда вы восхищались закатом, картиной, мелодией, кто-то находящийся рядом и воспринимающий, казалось бы, всё то же самое оставался совершенно равнодушным к вашим восторгам.

Не вините его. У него иные оценочные критерии, иная модель Мира, иное его « описание ». Оно достаточно близко вашему, но ровно настолько, чтобы вы могли общаться и даже делиться мнениями. Но не слишком обольщайтесь вы всё же в разных пространствах. Его личная Вселенная лишь частично пересекается с вашей некоторыми общими для вас понятиями и едиными стандартами обучения.

Психологи скажут: « Всего лишь различные психологические пространства ». Мы же пойдём дальше да, это так, но внутреннее пространство это и есть тот « шаблон », та « матрица », проходя сквозь которую энергия созидания выстраивает соответствующий ей Мир, нашу « личную Вселенную ».

Все наши попытки найти общий язык в обсуждении важных, возможно даже глобальных, тем, касающихся, скажем, проблем экологии, разоружения, борьбы с бедностью, болезнями, наркоманией, очень часто, да что там неизбежно натыкаются на барьер непонимания со стороны прочих участников обсуждения. И по-другому быть не может. Дело в том, что порою, говоря об одном и том же, мы называем это противоположными по смыслу словами, или напротив очень часто, оперируя одинаковыми терминами, мы говорим о совершенно разных вещах. И это не случайности, не частности это общий для всех, но неосознаваемый механизм, заставляющий нас постоянно взаимодействовать не с объективной реальностью, а с нашими представлениями о ней. С её описанием.

Эта же заданность видения мешает нам выстроить гармонично своё близко-личностное, интимное пространство, мешает рассмотреть тех, кто находится с нами рядом в этом мире.

Ведь мы, как правило, видим не самого человека, а лишь своё представление о нём, его же истинная суть остаётся за пределами нашего « зашоренного » ложным человеческим опытом знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.