Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование сбыта (продажи)




В производстве составляется план сбыта продукции, а в торговле — план продажи товаров (товарооборота). Производственные предприятия России постепенно пере­ходят на общепринятую в мире практику планирования сбыта.

В условиях рынка фирме никто не гарантирует сбыт. Он полностью зависит прежде всего от знания фирмой реальной ситуации, рынка и от соответствия ее продукции потребностям рынка; большое значение имеют меры стимулирования сбыта. Поэтому фирма разрабатывает план сбыта, который помогает ей успешно осуществлять продажу своей продукции

Объемы сбыта (продажи) производства и снабжения характеризуются с помощью объемных показателей плана маркетинга. Из них наиболее значимым и для достиже­ния целей базовой стратегии является план сбыта, так как он приближен к интересам к онечного потребителя. Этот план должен иметь определенную политику, которая отражала бы направления планов сбыта на многие годы вперед и подчинялась целям стратегии, как базовой, так и маркетинга. Для достижения этого применяются специфические методы прогнозирования, планирования, координациидействий, контроля учета и анализа работы по сбыту.

План сбыта зависит, во-первых, от выбранных факторов маркетинга, во-вторых от прогноза сбыта и, наконец, от финансового состояния фирмы.

Основными задачами сбыта продукции являются:

1) усиление конкурентоспособности фирмы;

2) усиление воздействия на потенциальных покупателей.

Для решения задач сбыта фирма предусматривает в плане сбыта решение маркетинговых задач в том числе.

¨ обеспечить регулярность, быстроту и качество поставок продукции;

¨ получить повторные заказы;

¨ найти долгосрочные контакты;

¨ использовать активные каналы сбыта;

¨ применить эффективное ценообразование.

Сбытовой потенциал фирмы определяет ее производственную деятельность, в частности производственную программу. Поэтому фирма должна производить то, что смогут продать в ее сбытовой сети. Поэтому исходя из плана сбыта разрабатывается программа действий всех подразделений фирмы:

- производство будет разрабатывать план товарной продукции и производственную программу;

- отдел снабжения будет заключать хозяйственные договоры на поставку сырья, материалов и полуфабрикатов, а также приобретение оборудования;

- отдел кадров будет принимать на работу, обучать и переобучать работников;

- экономический и финансовый отделы совместно с бухгалтерией будут определять возможные доходы, расходы, прибыль и рентабельность деятельности, а также сметы отдельных расходов.

Иногда план сбыта составляется одновременно спланом снабжения, так как второй характеризует материальную основу первого. Поэтому план снабжения как и план производства, может рассматриваться как часть плана сбыта.

На содержание плана сбыта продукции решающее влияние оказывают:

¨ механизм хозяйствования в стране;

¨ система хозяйственных связей (договоров) фирмы;

¨ техническое оснащение структурных подразделений фирмы;

¨ услуги сторонних организаций: консалтинговые, научные, маркетинговые и иные.

Фирма, обладающая квалифицированным персоналом, может составлять два варианта сбыта: в целом на период и на один производственный цикл.

План сбыта должен предусматривать стратегические конкурентные преимущества фирмы. Любому экономическому объекту трудно все делать хорошо, но надо стремиться к преимуществу в отдельной сфере деятельности Выбор такой сферы — дело специалистов фирмы. Преимущества фирмы могут быть в организации продаж, в облас­ти цен, новинок продукции, качества продукции, обслужи­вания и др. Стратегическое преимущество фирмы должно быть долговременным и постепенно признаваться большин­ством покупателей.

На фирме сбыт (продажа) происходят в условиях кон­куренции. Чтобы обосновать план сбыта, необходимо ис­следовать с целью выбора:

♦ сектора и сегменты рынка;

♦ ассортимент (сортамент) производимой продукции;

♦ регионы продажи;

♦ эффективность организации сбыта;

♦ критерии каждого раздела плана сбыта.

Соответственно для разработки плана сбыта нужна об­ширная информация, касающаяся таких элементов рынка, как:

♦ продукт;

♦ состояние экономики в целом, в том числе в регионах функционирования фирмы и предполагаемого сбыта;

♦ конъюнктура и емкость рынка;

♦ положение фирмы на рынке;

♦ положение со сбытом у конкурентов;

♦ спрос по сезонам;

♦ расходы на продвижение товара;

♦ расходы на рекламу, в том числе местную;

♦ потребность в производственных мощностях;

♦ потребность в персонале;

♦ необходимые компоненты производства для плана снабжения;

♦ издержкоемкость продукции и продажа отдельных то­варов;

♦ административные расходы и др.

Привлекаемая информация должна быть максимально достоверной, полной, точной и детализированной. Иначе неминуемо возникает ситуация недостоверности плана сбыта, которая чревата негативными последствиями для фирмы. Так, если план сбыта оказался завышенным, то у фирмы возрастают издержки по хранению продукции и стимулированию сбыта, что приводит к увеличению зат­рат, в том числе на единицу продукции, и соответственно к снижению прибыли. Если план сбыта оказался занижен­ным, то для фирмы это будет означать: 1) потерю доли рынка; 2) необходимость увеличения объема производства (за счет сверхурочной работы либо привлечения дополни­тельной рабочей силы); 3) изменение плана снабжения. В любом случае это опять-таки отрицательно скажется на плане прибыли фирмы.

Прежде чем приступить к планированию сбыта, тща­тельно изучают, исследуют его состояние с помощью ме­тодов сбора и анализа данных.

Методы сбора данных включают: первичный сбор (в том числе эксперимент, лабораторный эксперимент и полевой эксперимент) и вторичный сбор.

Формы изучения сбыта различны. Это может быть: ис­следование рынка, потребительских групп, конкуренции, тенденций экономического развития; распространенной фор­мой изучения сбыта является расчет сбытовых издержек.

Рассмотрим названные формы изучения сбыта, которые имеют особое значение для его планирования.

1. Исследование рынка: проводится на основе общих подходов, изложенных при рассмотрении вопросов прогнозирования спроса.

2. Анализ потребительских групп: связан с процессом дальнейшей дифференциации пожеланий покупателей. Эта работа увязывается с выбором и обоснованием снабженческо-сбытовой политики фирмы и предусматривает: 1) соот­ветствующую реакцию на среднесрочные изменения в зап­росах покупателей; 2) дифференцированную деятельность на рынке для удовлетворения гетерогенных пожеланий по­купателей; 3) гибкость и адаптацию продукции к особым запросам.

Для учета дифференцированных пожеланий покупа­телей необходима информация об их индивидуальных по­требностях, что предполагает разработку и осуществле­ние эффективных вариантов изготовления 2-3 модифи­каций продукции в рамках одной производственной технологии.

3. Анализ конкуренции: определяется необходимостью усиления конкурентоспособности фирмы в условиях рынка. Однако, по мнению специалистов, на данном этапе разви­тия рыночных отношений в России эта форма изучения рынка не актуальна. При анализе конкуренции изучают: наличие конкурентов, их планы и сильные и слабые стороны дея­тельности (в том числе в сфере: продуктово-рыночной стра­тегии, финансового положения, НИОКР, цен, рекламных кампаний, менеджмента, качества видов продукции и их особенностей и др.).

4. Анализ тенденций экономического развития: ставит задачу оценки тенденций рынка в будущем. Для этого ис­пользуются, как правило, два метода.

Первый — метод сходства тенденций развития страны, отрасли и фирмы. Исходя из прогноза социально-экономи­ческого развития страны и общеэкономических темпов из­менений прогнозируется и планируется динамика сбыта (про­дажи) конкретной фирмы. Но чаще всего использование данного метода приводит к непригодным результатам, так как лишь в лучшем случае можно ожидать совпадения тен­денций общеэкономического и отраслевого развития. Пла­нировать развитие конкретной фирмы в зависимости от от­раслевого развития можно лишь в случае совпадения их тенденций, когда не ожидается изменения поведения по­тенциальных покупателей. Так, товаропроизводители оте­чественных автомашин в России не могут следовать ожи­даемым тенденциям развития отрасли, если потребители по-прежнему будут предпочитать их продукции более на­дежные импортные модели машин.

Второй — метод использования индикаторов отраслей, потребляющих продукцию фирмы. В случае, если разви­тие других отраслей экономики (в результате открытий и использования новшеств) тесно связано с показателями раз­вития фирмы, то бывает целесообразно использование их индикаторов развития. Например, производство и сбыт со­ответствующих видов тракторов можно прогнозировать ис­ходя из потребности в них: добывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей, вы­ступающих потребителями данной продукции. Но для это­го в фирме должна быть организована служба по наблюде­ниям за этими индикаторами.

Анализ тенденций экономического развития использу­ет различные методы планирования, среди которых: экс­пертный, метод Дельфи, групповой дискуссии, разработки сценариев.

5. Расчет сбытовых издержек: выполняется с целью определения всех расходов по сбыту, а также издержкоемкости производства и продажи каждого вида продукции (товара). Традиционный в России суммарный учет издержек не позволяет выявить проблемные виды продукции. Поэто­му их производство и сбыт усугубляют экономические труд­ности фирмы. Так, если работа с отдельным видом продук­ции является убыточной, то любое количество его производства и сбыта ведет к росту убытков фирмы. Знание ис­тинного положения дел требует специальных расчетов издержкоемкости, что связано с необходимостью раздельно­го бухгалтерского учета статей издержек: а) по видам про­дукции, б) по подразделениям и цехам, в) по хранению и транспортировке и др. Такая обширная информация может быть создана только при наличии автоматизированной сис­темы ее учета и обработки. Однако сложности отдельного учета окупаются преимуществами дифференцированных данных о наличии прибыльных и убыточных видов продук­ции. Существующие методы расчетов издержкоемкости изу­чаются соответствующими курсами экономики конкретных отраслей.

План сбыта, как правило, включает следующие разде­лы:

1. Наименование продукции — объем и ассортимент. Объем сбыта показывается по периодам: сезонам, кварталам, месяцам, декадам, а при необходимости — и по дням;

2. Ценообразование, в том числе цена за единицу продукции;

3. Новые виды продукции, в том числе НИОКР;

4. Каналы распределения продукции, в том числе по регионам;

5. Условия сбыта продукции.

6. Необходимый капитал: основной и оборотный;

7. Издержки обращения;

8. Организация сбыта, в том числе сервис;

9. Качество продукции и обслуживания.

Таблица 12

Наименование продукции   Фактический выпуск Проект плана
1 -й год 2-й год всего. д. ед. в том числе заказ д. ед.     в % к итогу     в % ко 2-му году    
д.ед. % д. ед. % в % к 1-му году
Станки универсальные фрезерные   16.6   12.9 78.7     12.4 100.5
Станки координатно-расточные   31.5   36.1 116.5     38.1 110.0
Станки координатно-шлифовальные   10.7   11.0   35 2   10.9 104.1
Измерительные машины   2.3   2.3 98.6     2.2  
Станки специальные   1 1.5   11.3 100.6     10.9 100.0
Прочая продукция   27.4   26.4 97.7     25.5 100.9
Итого         1 01.5       104.4

Проект плана сбыта по видам продукции в фирме «Демос» на планируемый год.

Раздел 1. Продукция, ее виды и объем сбыта по перио­дам. Планирование объема сбыта производится по видам продукции в натуральных, а затем, после обоснования цены, и в стоимостных единицах измерения. Учитывается сортамент продукции и доля каждого вида продукции табл. 12.

Обоснование плана сбыта по периодам может происхо­дить двумя путями: на основе тенденций прошлого (метод экстраполяции); на основе качественно нового состояния сбыта (моделирование).

Так, при учете в плане сбыта тенденций прошлого мо­гут применяться расчеты, показанные в табл. 13, когда про­исходит изучение доли сбыта по периодам прошлого и ее экстраполяция на перспективу с учетом предполагаемых изменений.

Таблица 13.

Проект плана сбыта фирмы «Демос» на кварталы планируемого года

Показатели сбыта Фактическое выполнение Ожидаемое выполнение Проект плана
1-й год 2-й год % изменений 3-й год % ко 2-му году год % к 3-му году
I квартал Всего, тыс. ед. В %   24.8   24.7   103.0   24.5   102.9   24.6   104.3
II квартал Всего, тыс. ед. В %   25.0   25.0   103.5   25.0   103.7   25.0   103.9
III квартал Всего, тыс.ед. В %   24.4   24.4   103.5   24.6   104.6   24.5   103.5
IV квартал Всего, тыс. ед. В %   25.8   25.9   103.9   25.9   103.7   25.9   103.9
Год Всего, тыс. ед. В %       103.5     103.7     103.9

Раздел 2. Ценообразование. Все расчеты этого раздела проводятся в сопоставимых ценах. При определении цены используются следующие основные методы:

1) «себестоимость плюс», т.е. метод, основанный на использовании данных о себестоимости продукции и необходимой рентабельности (в процентном отношении к себестоимости). Этот метод еще называют затратным. Однако для отдельного предприятия он является недостаточно обоснованным и поэтому уступает место другим методам, более соответствующим природе рынка;

2) ориентация на рыночную цену, т.е. цену, определяемую соотношением покупательского спроса и товарного предложения рынка. Метод учитывает необходимость различий в цене в зависимости от места и времени продажи;

3) использование среднеотраслевых цен;

4) ориентация на цены продукции предприятий-конкурентов или ценового лидера и др.

На ценообразование влияет множество факторов. К основным из них относятся:

¨ уровень потребительского спроса на продукцию;

¨ эластичность спроса на продукцию;

¨ наличие товаров – субститутов;

¨ меры государственного регулирования цен;

¨ уровень цен на продукцию предприятий-конкурентов и др.

Фирма в рамках плана маркетинга разрабатывает политику цен, т. е. систему стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров фирмы. Политика цен характеризует общие цели, которые фирма собирается достичь с помощью установления цены на свою продукцию.

К типовым ценовым политикам относят:

1) установление цены выше чем у конкурентов (премиальное ценообразование, или политика «снятия сливок»);

2) установление цены примерно на уровне цены конкурентов (нейтральная политика);

3) установление цены ниже, чем у конкурентов (политика ценового лидерства).

Для обоснования ценовой политики фирма может разработать свою стратегию обоснования цен. Стратегия ценообразования – это набор методов, с помощью которых фирма реализует выбранные принципы политики цен в долговременной перспективе.

Раздел 3. Новые виды продукции. Раздел во многом определяется НИОКР, т.е. разработкой и осуществлением научно-исследовательской работы по производству и сбыту новой продукции. Работа с новой продукцией может включать следующие типовые этапы:

♦ появление идеи о новой продукции;

♦ отбор идеи;

♦ утверждение порядка оценки идеи;

♦ проверка экономической а затем технической осуществимости;

♦ запрос об одобрении проекта и одобрение проекта;

♦ составление графика работы и сметы расходов;

♦ изучение рынка;

♦ конструирование и разработка технологии;

♦ запрос об одобрении прототипа или о пробном про­изводстве;

♦ одобрение и изготовление пробных образцов и раз­работка маркетинга;

♦ получение образца для испытания;

♦ подготовка программы рыночных испытаний;

♦ руководство рыночными испытаниями;

♦ оценка результатов рыночных испытаний;

♦ получение и оценка данных об издержках производ­ства после испытаний;

♦ подготовка подробного плана маркетинга, в том чис­ле производства;

♦ подготовка и представление руководству заявки о расходах;

♦ выделение производственных мощностей и начало производства;

♦ принятие ответственности за маркетинг и производ­ство.

Крупные фирмы могут выделять НИОКР в отдельный раздел плана сбыта (маркетинга).

Раздел 4. Каналы распределения продукции. Этот раз­дел плана сбыта может включать несколько подразделов:

♦ наличие сети сбыта, в том числе:

а) собственная система сбыта (агенты, брокеры, отделы сбыта, филиалы, фирменные магазины и автоматы, выс­тавки, ярмарки и др.);

б) посредники (дилеры, дистрибьюторы, система мате­риально-технического снабжения, оптовые фирмы и др.);

в) юридически самостоятельные организации сбыта (трейдеры, торговые представители, франчайзи, комисси­онеры, маклеры и др.);

♦ сбыт (продажа) по группам потребителей (сегменту рынка) и их прибыльность, в том числе по призна­кам — психографическому, географическому, пове­денческому, демографическому, иному;

♦ освоение новых, пробных рынков;

♦ сбыт особенно значимых для фирмы видов продук­ции (товаров), в том числе новинок, так называемых "звезд" и "трудных детей";

♦ сбыт по отношению к стране — на местном рынке, на внутреннем рынке, экспорт;

♦ работа по проведению переговоров и заключению до­говоров с покупателями;

♦ организация товародвижения, включающая транспор­тировку и складирование продукции, в том числе: обоснование схем и маршрутов товародвижения, выбор видов транспорта, обоснование нормативов запасов, управление запасами, обработку заказов;

♦ приспособление продукции (товара), в том числе сор­тировка, монтаж и упаковка;

♦ мотивация персонала по сбыту;

♦ финансирование, в том числе за счет партнеров по бизнесу;

♦ определение степени хозяйственного риска и разработка мер его снижения.

Особого внимания требует обоснование схемы товаро­движения, качественное выполнение которой ведет к по­вышению экономической эффективности сбыта. Кроме того, требуется учет функций выравнивания запасов и движения продукции, в том числе по времени, количеству, объему и ассортименту.

Пример выравнивания объемов сбыта и производства в условиях их несовпадения показан в табл. 14.

Приведенный в таблице объем сбыта обоснован заклю­ченными контрактами и соглашениями, а также данными о сложившемся спросе на продукцию фирмы за прошлые годы. План производства учитывает оптимальную загрузку про­изводственной мощности, число рабочих мест, сменность работы и иные условия труда, предусмотренные коллек­тивным договором. Выравнивание объемов сбыта и произ­водства происходит посредством определения запасов гото­вой продукции. Но полученные данные нормативов запасов по кварталам требуют проверки с точки зрения экономи­ческой целесообразности: наличия запасов для представи­тельства, на складе, страховых и др.

Таблица 14.

Выравнивание объемов сбыта и производства в фирме «Демос» на планируемый год (в тыс. ед.).

Квартал План сбыта План производства Норматив запасов продукции
на начало квартала средний
I        
II   275*    
III   150*    
IV        

* Объем производства учитывает период массовых очередных отпусков ра­ботников производства.

 

Раздел 5. Условия сбыта продукции. Раздел плана сбы­та предусматривает:

♦ условия оплаты продукции, в том числе: за наличные деньги (в розничной сети), предоплатой (указывается ее соотношение), посредством продажи в кредит, по бартеру, ценными бумагами, иным способом;

♦ систему скидок и надбавок;

♦ систему хозяйственных связей, в том числе: разо­вые поставки, складывающиеся отношения партнер­ства, длительные договорные отношения.

Раздел 6. Необходимый капитал для сбыта. Раздел пла­на включает расчеты:

♦ основного капитала (долговременных материальных и нематериальных активов);

♦ оборотного капитала: в запасах сырья, материалов и полуфабрикатов, в денежных средствах, в запасах готовой продукции (товаров).

Расчеты предполагают обоснование прироста нормати­ва собственных оборотных средств и обоснование необходи­мых краткосрочных кредитов.

Раздел 7. Издержки обращения. Расчет издержек обра­щения по сбыту может быть частью общего плана издер­жек обращения фирмы.

Раздел 8. Организация сбыта, в том числе сервис. Раз­дел составляется менеджерами отдела сбыта по согласова­нию с экономическими службами фирмы и включает:

♦ продвижение продукции;

♦ систему распространения продукции;

♦ меры стимулирования сбыта;

♦ обучение персонала по сбыту;

♦ сервисные услуги.

Сервисные услуги фирмы предусматриваются на ста­диях — до продажи и после продажи.

Особого внимания требует сервис для инвестиционной продукции. Современная практика сбыта считает необходи­мыми следующие виды сервиса:

консультирование по свойствам продукции; разработку альтернативных предложений по приоб­ретению покупателем продукции, в том числе про­дукции фирмы; расчеты эффективности; установление обязательств по гарантиям.

Составление плана сервисных услуг способствует увеличению объема сбыта, установлению долговременных хо­зяйственных связей. Для каждого вида сервисных услуг не­обходимо экономическое обоснование эффективности: воз­можные доходы и издержки по их осуществлению.

Раздел 9. Качество продукции и обслуживания. Раздел плана сбыта предусматривает соблюдение и контроль за ого­воренными в контрактах стандартами продукции: их соот­ветствие действующим стандартам, а также предусмотрен­ным моделям, размерам, цвету, упаковке и др. Существу­ющая система стандартов позволяет четко контролировать параметры качества продукции.

В торговом обслуживании могут применяться следующие параметры, определяющие уровень культуры:

♦ устойчивость и широта ассортимента товаров;

♦ внедрение прогрессивных методов продажи;

♦ количество сервисных услуг, в том числе платных и бесплатных;

♦ затраты времени на процесс купли-продажи при вы­боре и покупке;

♦ завершенность процесса покупки;

♦ оценка качества труда работников.

Динамика ежегодных планов сбыта фирмы должна со­ответствовать руслу сбытовой политики. Сбытовая поли­тика фирмы — это выбор системы сбыта и конкретных каналов продажи продукции. Сбытовая политика разраба­тывается в рамках комплекса "маркетинговой смеси" и на­правлена на достижение стратегии маркетинга фирмы.

Некоторые особенности имеет разработка плана прода­жи (товарооборота) торговой фирмы. Планирование това­рооборота рекомендуется осуществлять по показателям:

♦ объем и ассортиментная структура товарооборота;

♦ товарное обеспечение;

♦ товарные запасы.

При обосновании показателей товарооборота необходи­мо учитывать:

♦ среднедневной товарооборот;

♦ товарооборот на одного работника, в том числе ра­ботника торгового зала;

♦ товарооборот на 1 кв. м площади, в том числе торго­вой;

♦ время обращения товаров в днях и по числу оборо­тов, в том числе в соответствии со сроком годности товара;

♦ прибыльность продажи отдельных товаров согласно их фазе жизненного цикла, издержкоемкости и др.

Ассортиментную структуру товарооборота при сложившем­ся спросе можно определять на основе тенденций прошлого (табл. 15). В этом случае определяется сложившаяся доля (в сопоставимых ценах) товарной группы и предполагаемые из­менения в плановом периоде в продаже данного товара.

Таблица 15

Товарная группа     Фактическое выполнение Средне-годовой прирост, %     Прирост на планируемым год, %     Проект плана
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Колбасные изделия: Всего, д. ед. В % к предыдущему году     224 103.3   235 104.8   247 105.1   105.3     4.65     5.0    
Овощные консервы: Всего, д. ед. В % к предыдущему году   8.6   9.0 104.7   9.5 105.6   10,0 105.3   10.5 105.0     5.15     5.2   11.0  
Водка и ликероводочные изделия: Всего, д. ед. В % к предыдущему году   215,7   228,5 105.9   241,0 105.5   253.6 105.2   266.3 105.0     5.4     5.0   280.0  
Итого по всем товарным группам Всего, д. ед. В % к предыдущему году     583,5     612.6 105.0     646.3 105.5     682.1 105.5     720.0 105.6   5.4   5.6      

Проект плана продажи товарных групп в фирме «Демос» на планируемый год

Распределение объема товарооборота по товарным группам может происходить разными методами, в том чис­ле методом скользящей средней, когда сначала находятся средние данные для трех периодов:

(К, + К2 + Кя): 3; (13)

+ К + К ): 3; (14)

+ К + К ): 3; (15)

Полученный выровненный ряд скользящих средних по­зволяет определить среднее изменение

(16)

где — завершающий показатель в ряду выровненных средних,

— 1-й показатель в ряду выровненных средних;

(n- 1) — количество показателей выровненного ряда.

Для определения проектного значения необходимо по­лученное удвоенное среднее изменение добавить к за­вершающему показателю в ряду выровненных средних.

Пример 23. Определить проект плана товарооборота по товарным группам в торговой фирме на планируемый год. Ис­ходная информация приведена в табл. 16.

Расчет. Используем метод скользящей средней для разработки проекта плана продажи по товарным группам. Для этого опре­делим среднее значение доли продажи товарной группы по каждым трем годам. Например, для товарной группы "мясо и птица" данные составят:

= (8,2 + 8,7 + 8,4): 3 = 8,4;

= (8,7 + 8,4 + 8,6): 3 = 8,6;

= (8,4 + 8,6 + 8,5): 3 = 8,5;

= (8,5 - 8,4): 2 = 0,05;

k = 8,5 + 2x0,05 = 8,6

Таблица 16

Проект плана товарооборота по товарным группам в фирме «Демос» на планируемый год

Товарная группа     Фактическая доля товарной группы, % Проект плана
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год % Всего, д. ед.
Мясо и птица Рыба Масло животное Хлеб и хлебобулочные изд. Макаронные изделия 8,2 2,0 3,5 7.9 0,6 8,7 2,1 3,3 7,8 0,6 8,4 2,1 3,3 7,6 0.7 8,6 2,1 3,4 7,3 0,6 8,5 2,2 3.4 7,1 0.6 8.6 2.2 3.4 6,9 0,6 30 444 7 788 12 036 24 426 2 124
Итого продо­вольственных товаров             354 000

Вывод. Сумма продажи по группе товаров "мясо и птица" в планируемом году может составить:

354000 х 0,086 = 30444 (д. ед)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.