КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование издержек производства и обращения
Планирование издержек фирмы подчинено ее стратегическим целям деятельности и призвано решать следующие задачи: 1) определение экономически обоснованных расходов для выполнения планов: а) маркетинга, б) прибыли; 2) динамичное и маневренное перераспределение расходов между видами деятельности и статьями издержек; 3) устранение неэффективных трат. Планирование издержек фирмы есть часть системы управления ее затратами. Издержки, в отличие от доходов, которые во многом определяются объективными ценовыми факторами, в значительной мере зависят от субъективных факторов, опосредованных организацией бизнеса самой фирмой. В плане издержек отражаются разнонаправленные интересы: общества, региона, покупателей, поставщиков и смежников, фирмы. Квалифицированное планирование требует их сочетания и взаимосвязи в рамках общепринятых норм, в том числе правовых. При планировании издержек необходимо соблюдать следующие принципы: ♦ нужны не минимальные, а оптимальные издержки; ♦ процент прироста издержек должен быть меньше процента прироста объема деятельности; ♦ прирост издержек должен быть увязан с финансовыми возможностями фирмы. Оптимальные издержки фирмы включают затраты, соответствующие уровню ее развития, устойчивости и месту на рынке. Считается нормальным, когда они обеспечивают не только производство и продажу, но и соответствующее качество продукции и обслуживания, рекламу и сервис. Издержки обычно планируются: а) по видам расходов; б) по месту их возникновения; в) по носителям затрат. В целом расчет издержек осуществляется по формуле: И = к1 р1 + к2 р2 + к3р3 +... + кп рп , (36) где И — издержки фирмы; k1,2,3…n — количественные факторы, характеризующие издержки; р1,2,3…n — ценовые факторы, характеризующие издержки. Не все расходы фирмы могут планироваться. Разумеется, не планируются расходы, связанные с бесхозяйственностью, расточительством и браком. Немаловажной задачей планирования издержек является устранение неэффективных трат, выявление и использование резервов снижения издержек. Планирование издержек фирмы включает несколько этапов: 1. Экономический анализ динамики прошлого. 2. Обоснование потребности в издержках по видам продукции и деятельности, подразделениям и срокам. 3. Расчет издержек по статьям номенклатуры учета. 4. Распределение издержек по центрам затрат и ответственности. 5. Мониторинг и корректировка плана. Планирование издержек может быть выполнено как с использованием прогноза, так и без использования прогноза. Методология прогнозирования издержек основана на ранее рассмотренной общей методологии экономического прогнозирования. При прогнозировании издержек используются следующие методы: 1) экспертный; 2) опытно-статистический, в том числе с применением коэффициента эластичности затрат от объема деятельности, по скользящей средней; 3) по условно-переменным издержкам; 4) по снижению затрат на 1 руб. объема деятельности; 5) экономико-математический, в том числе корреляционный и факторный анализ, экстраполяция и интерполяция; 6) моделирование, в том числе построение модели по концепции предельных издержек. При прогнозировании издержек учитываются следующие основные факторы: ♦ соотношение постоянной и переменной частей издержек; ♦ объем деятельности (сбыта, продажи, производства); ♦ структура продукции (товаров), издержкоемкость; ♦ состояние основного капитала; ♦ технология производства; ♦ оборачиваемость капитала и состояние запасов; ♦ механизация и автоматизация труда; ♦ система стимулирования труда; ♦ производительность труда; ♦ укрупнение объектов хозяйствования; ♦ формы сбыта, организация товародвижения и выбор каналов распределения продукции; ♦ система контроля за материальными, денежными и финансовыми потоками; ♦ состояние работы с материалами и тарой и др. Таким образом, факторами воздействия на издержки является по существу вся организационная деятельность фирмы: производственная, технологическая, управленческая, финансовая, кадровая и иная. Методика планирования издержек основана на двух основных группах методов: ♦ метод прямой калькуляции (постатейная калькуляция или прямые расчеты); ♦ метод обратной калькуляции. Долгосрочное и среднесрочное планирование издержек осуществляется, как правило, методом обратной калькуляции. В этом случае исходя из предполагаемого объема деятельности и сложившегося уровня затрат определяется общий размер необходимых издержек. Метод обратной калькуляции может использовать указанные выше методы прогнозирования издержек, конечно, с последующей интерпретацией результатов специалистами. При краткосрочном планировании издержек обычно используют метод прямой калькуляции. Он основан на определении необходимых расходов по каждой статье, в том числе по элементам комплексных статей, исходя из планов деятельности: сбыта, продажи, производства и т.д. Расчеты выполняются по цехам, отделам, подразделениям и филиалам фирмы. Затем полученные планы суммируются по каждой статье согласно действующей номенклатуре учета статей издержек, в том числе: а) для торговли — согласно методическим рекомендациям об учете издержек обращения и производства; б) для производства — согласно инструкции о составе затрат на себестоимость. Расчеты статей плана издержек имеют ряд особенностей: ♦ учитывается плановый объем деятельности; ♦ используются нормативы, нормы, ставки, тарифы, расценки и другие обоснованные параметры; ♦ учитываются правовые документы фирмы: заключенные договора поставок, аренды, коллективный договор и трудовые контракты, банковские кредиты и иные займы, внутрихозяйственные отчисления и др. Отметим типовые подходы метода прямой калькуляции в торговле по статьям. 1. Статья "Транспортные расходы" планируется, как правило, с учетом: ♦ определения необходимого вида транспорта; ♦ выявления формы транспортных услуг; т.е. использования заказного или собственного транспорта. В случае использования заказного транспорта транспортные расходы определяются исходя из суммы, указанной в договоре с транспортной организацией. В случае использования собственного транспорта (как правило, автомобильного) транспортные расходы определяются с учетом: а) объема веса груза брутто, т. е. физического грузооборота; б) объема веса груза, включая повторные перевозки, т.е. транспортного грузооборота; в) тарифов и среднего расстояния перевозимых грузов; г) стоимости погрузочно-разгрузочных работ. Пример 36. Определить автотранспортные расходы фирмы по перевозке 1000 т грузов в течение года. Вес тары — около 20% веса товаров. Повторные перевозки могут составить до 30% физического грузооборота. Тариф на перевозки — 15 руб. за 1 т груза на среднее для фирмы расстояние перевозок. Сложившаяся стоимость погрузочно-разгрузочных работ — 7% транспортного грузооборота. Расчет. Определяются последовательно: 1) физический грузооборот: 1000 х 1,2 = 1200 (или 1,2 тыс. т); 2) транспортный грузооборот: 1200 х 1,3 = 1560 (или 1,56 тыс. т); 3) стоимость транспортировки грузов на среднее расстояние: 1560 х 15 = 23 400 (руб.); 4) общая сумма транспортных расходов, включая погрузочно-разгрузочные работы: 23,4 х 1,07 = 25 (тыс. руб.). Вывод. План по автотранспортным расходам фирмы может составить 25 тыс. руб. в год. Считается, что статья "Транспортные расходы" содержит значительные резервы снижения издержек. К типовым резервам снижения транспортных расходов, которые можно учесть в плане при наличии соответствующих обоснований, относят: ♦ выбор близко расположенных поставщиков; ♦ выбор экономичных видов транспорта, в том числе использование комбинированных поставок грузов; ♦ полное использование транспорта по назначению; ♦ полное использование грузоподъемности машины; ♦ своевременную подачу машины, т. е. в полном соответствии с условиями договора; ♦ разработку графика завоза грузов и контроль за его исполнением; ♦ закрепление за машинами постоянных водителей; ♦ подачу подготовленных машин; ♦ точное и компетентное оформление сопроводительных документов; ♦ разработку и учет мер по обеспечению сохранности грузов; ♦ предварительную подготовку грузов к отправке; ♦ согласование действий получателя и отправителя грузов. 2. Статья "Расходы на заработную плату" планируется исходя из численности персонала фирмы, в частности в соответствии с планом фонда заработной платы. 3. Статья "Отчисления на социальные нужды" планируется на основе суммы предыдущей статьи (фонда заработной платы) и действующих нормативов отчислений. 4. Статья "Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря" планируется по элементам этой комплексной статьи. Отдельно рассчитываются расходы на: аренду — по арендуемой площади помещений и действующим тарифным ставкам арендной платы; освещение — по количеству электроэнергии и действующим тарифам оплаты за нее. Необходимое количество электроэнергии (в кВт-ч) определяется по количеству осветительных точек, их мощности в зависимости от мест расположения, по нормам освещения на 1 кв. м площади и продолжительности освещения в разное время года; отопление — исходя из объема отапливаемых помещений и ставок оплаты при пользовании центральным отоплением; водоснабжение и канализацию — по количеству потребления воды, объему используемых услуг и ставок их оплаты; уборку помещений и стоимость средств ухода за чистотой помещений — с учетом расходов на натирку полов, вывоз мусора, очистку двора, приобретение извести, мастик, мешковины, щеток, лопат, веников. Расходы определяются по объему плановых услуг, ставок их оплаты, количеству предметов, намеченных к приобретению, и их стоимости; поверку и клеймение весоизмерительных приборов — по количеству приборов, подлежащих очередной проверке, и ставок оплаты услуг; сигнализацию — по действующим ставкам оплаты услуг; проведение противопожарных мероприятий — по стоимости материалов, ремонта, зарядки и проверки исправности огнетушителей, услуг органов противопожарной охраны. Пример 37. Определить расходы по статье "Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря" в фирме на год. Фирма в среднем потребляет электроэнергии 800 кВт-ч в месяц; площадь помещений составляет 400 кв. м. Остальные данные, включая тарифы, указаны в расчетах. Расчет. Определяются последовательно элементы статьи на год: 1) расходы на освещение, исходя из стоимости 2,2 руб. за 1 кВт-ч и 800 кВт-ч в месяц: 2,2 х 800 х 12 = 21,12 (тыс. руб.); 2) расходы на отопление, исходя из стоимости 0,68 руб. за 1 кв. м площади и 400 кв. м площади: 0,68 х 400 х 12 = 3264 (руб.); 3) расходы на водоснабжение и канализацию, исходя из тарифа 45 руб. в месяц: 45 х 12 = 540 (руб.); 4) вывоз мусора согласно договору с соответствующей мусоровывозящей организацией составит 2 тыс. руб. в год; 5) приобретение средств для уборки помещений составит 6,55 тыс. руб. в год; 6) расходы на поверку и клеймение весоизмерительных приборов составят 1,8 тыс. руб. в год; 7) расходы на сигнализацию согласно договору по действующим тарифным ставкам составят 4,726 тыс. руб. в год; 8) расходы на проведение противопожарных мероприятий составят 600 руб. в год. Итого общая сумма расходов по статье составит 40 тыс. руб. Вывод. Плановые издержки по статье "Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря" в фирме могут составить 40 тыс. руб. в год. 5. Статья "Амортизация основных средств" планируется с учетом: а) балансовой среднегодовой стоимости основных фондов, б) действующих норм амортизации, в)применяемого метода амортизации. В России стоимость основных фондов подвергается периодической переоценке. Переоценка с использованием среднегрупповых коэффициентов пересчета, разработанных Госкомстатом РФ, может оказаться завышенной, что приводит к значительным суммам амортизации. Другой метод переоценки основан на привлечении оценщиков и сценке фондов по реальным рыночным ценам. На размер амортизации влияет выбранный метод ее начисления. Различаются методы амортизации: линейная или равномерная; ускоренная; по остаточной стоимости; метод расчета на единицу продукции; чрезвычайная амортизация. В России применяются первые два метода начисления амортизации. Ускоренная амортизация имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится быстрое накопление средств в случае морального устаревания фондов. К недостаткам — повышение себестоимости товара (продукции). 6. Статья "Расходы на ремонт основных средств" планируется с учетом видов планового ремонта: капитального, среднего, текущего. При планировании расходов для капитального и среднего ремонта рекомендуется использовать действующие нормы их проведения, а также данные о балансовой стоимости фондов, подлежащих ремонту. При планировании расходов для текущего ремонта целесообразно рассчитывать смету затрат с указанием необходимых видов ремонта и действующих норм (тарифов) стоимости работ. Неиспользованные остатки средств ремонтного фонда прошлого периода являются переходящими и должны быть включены в план фонда следующего периода. 7. Статья "Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов" планируется в соответствии с действующим порядком погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, предусмотренным в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Согласно положению необходимо планировать отдельно расходы на: а) приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов и б) на их ремонт. План списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитывает, что при передаче их в эксплуатацию списывается 50% стоимости, а остальная стоимость списывается после полного их выбытия. Соответственно план статьи должен учитывать это в нормативном периоде эксплуатации. Более упрощенная методика планирования этих расходов предусматривает списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов в течение года в размере 1/12 предполагаемой суммы их приобретения. 8. Статья "Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд" планируется только в производстве. Расчет издержек происходит с учетом: а) производственной программы, б) нормативов потребляемых видов топлива, в) стоимости видов топлива, г) расходов на транспортировку топлива. 9. Статья "Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров" является комплексной и при планировании рассчитываются отдельно расходы на: упаковочные материалы, содержание холодильных установок, оплату за временное хранение товаров на складах сторонних организаций, дезинсекцию, приобретение льда. Подробно методика планирования комплексной статьи была рассмотрена ранее. Можно отметить, что эти расчеты осуществляются посредством прямого счета исходя из предполагаемых действий и сложившейся стоимости, в частности, упаковочных материалов, потребленных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров. 10. Статья "Расходы на рекламу" планируется путем применения западной либо отечественной практики. Для западной практики характерно определение расходов на рекламу в полном объеме, с учетом всех затрат рекламной кампании с целью эффективного воздействия на покупателя. Для этого часто объединяют средства на рекламу: а) товаропроизводителя; б) посредника; в) розничной торговли. Средства рекламной кампании распределяются по периодам. Соответственно расходы по статье будут определяться как часть общих расходов кампании согласно звену и периоду. Сумма расходов на рекламу при подобной практике может быть немалой — до 30% предполагаемого оборота рекламируемого товара. Отечественная практика планирования расходов на рекламу предусматривает лимитирование расходов по этой статье. Расчет расходов в этом случае осуществляется не выше предусмотренных норм, в том числе с ориентацией на достигнутый в прошлом уровень, который признан руководством фирмы относительно достаточным. 11. Статья "Затраты по оплате процентов за пользование займом" включает ограниченный вид займов, как правило, связанных с товарными займами. Расходы планируются в пределах учетной ставки Центрального банка РФ плюс 3%. В соответствии с методикой расчета статьи учитывается: а) объем деятельности, в том числе среднедневной объем деятельности по покупным ценам (рекомендуется включение в расчет уровня транспортных расходов), б) оборачиваемость товаров в днях по кварталу с наибольшим объемом деятельности, в) доля собственных оборотных средств фирмы. Пример 38. Определить сумму процентов по товарному кредиту, взятому фирмой на квартал. Объем товарооборота квартала — 60 д. ед., средняя торговая надбавка — 25%, уровень транспортных расходов — 1,5% к обороту. Норма оборачиваемости товарных запасов — 35 дней. Доля собственных оборотных средств фирмы — 60%. Действующая ставка Центрального банка РФ — 28%. Кредит может быть предоставлен под 30% годовых. Расчет. Учитывая, что розничный товарооборот квартала равен 60 д. ед., определим: 1) удельный вес покупной цены с учетом транспортных расходов: 100 - 25 х 100: 125 - 1,5 = 78,5%; 2) среднедневной оборот в покупных ценах: 60 х 0,785: 90 = 0,523 (д. ед.); 3) потребность в оборотном капитале для товара: 0,523x35 = 18,3 (д.ед.); 4) потребность в кредите банка: 18,3 х(1 - 0,6) = 7,32 (д. ед); 5) сумму квартальных процентов за кредит: 7,32 (30 х 4: 12 + 3): 100 = 0,952 (д. ед.). Вывод. Товарный кредит в сумме 7,32 д. ед. потребует плановой суммы процентов по ним в размере 0,952 д. ед. за квартал или 1,59% к обороту 12. Статья "Потери товаров и технологические отходы" традиционно планировалась с учетом: а) объема нефасованных товаров в покупных ценах, б) действующих норм естественной убыли. В перспективе, возможно, эти расходы будут возмещаться за счет прибыли. Соответственно они будут исключены из номенклатуры статей издержек обращения. 13. Статья "Расходы на тару" планируется с учетом вида тары; возможного количества ее поступления и сдачи; разницы в ценах сдаточной и приемной. Пример 39. Определить план расходов по таре в фирме. Возможно поступление тары: деревянной — на сумму 10 тыс. руб.; мешкотары — на сумму 5 тыс. руб.; многооборотной — на сумму 8 тыс. руб.; прочей — на сумму 2 тыс. руб., Средний процент возврата тары в фирме составляет: по деревянной — 96%, по мешкотаре — 85% (с учетом снижения категоричности не более чем на 1), по многооборотной — 100%; прочая тара не возвращается. Расчет. С учетом сложившегося процента возврата тары по ее видам, а также разницы в ценах сдачи и приема плановые расходы статьи могут составить: по деревянной таре — 0,4 тыс. руб.; по мешкотаре — 0,96 тыс. руб.; по многооборотной — 0,36 тыс. руб.; по прочей — 2 тыс. руб. Итого плановая сумма расходов по статье может составить 3,36 тыс. руб. Вывод. План статьи может составить 3,36 тыс. руб. 14. Статья "Прочие расходы" планируется по элементам затрат отдельно, так же как указанные ранее комплексные статьи. В производстве планирование себестоимости продукции методом прямых затрат происходит по статьям согласно действующему порядку формирования себестоимости продукции (работ, услуг). Методика планирования средств зависит от особенностей каждого вида затрат. Перечень статьей издержек производства, их состав и методы распределения по видам продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. При планировании издержек производства может составляться смета затрат — плановый расчет себестоимости по элементам затрат, который нужен для определения потребности необходимых фирме материалов, топлива, энергии, заработной платы и др. В целом методические подходы планирования издержек в сферах обращения и производства едины. Отдельно планируется себестоимость: ♦ цеховая; ♦ производственная (сумма цеховой себестоимости и общезаводских расходов); ♦ коммерческая (полная), представляющая собой сумму производственной себестоимости и коммерческих расходов по сбыту продукции. Плановые элементы себестоимости включают: 1. Материальные затраты. 2. Затраты на оплату труда. 3. Отчисления на социальные нужды. 4. Амортизацию основных фондов. 5. Прочие затраты. Современная практика планирования оперирует раздельными данными о постоянных и переменных издержках фирмы. Это является принципиально важным для грамотного управления затратами. Однако такой раздельный учет издержек бывает посильным для фирмы лишь при наличии компьютерной системы сбора, учета и обработки данных. Кроме того, желательно наличие детальных данных о сбытовых расходах фирмы по видам продукции, что позволяет ей определять издержкоемкость продажи каждого вида продукции (товара) и является залогом точной оценки эффективности торговли. Такая информация позволяет своевременно снимать с производства нерентабельные виды продукции. Поэтому информация о составе постоянных и переменных издержках, особенно по сбыту и продаже, является важной частью системы управления издержками.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |