КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности методологии стратегического планирования
Обоснование стратегии основано на использовании общих подходов методологии планирования. Однако стратегическому плану присущи некоторые свои особенности. Основная роль стратегического плана состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые закономерности работы фирмы. Цель в стратегическом планировании — это результат, который должен осуществиться к намеченному сроку. Задача в стратегическом планировании — это управленческое решение, направленное на достижение целей фирмы. Цели фирмы можно классифицировать следующим образом: а) идеал — результат, который в принципе недостижим, но к которому надо стремиться, т. е. можно и нужно приблизиться; б) собственно сама цель — результат, которого можно достичь в обозримом будущем; в) подцель — результат, который достигается за определенное, более близкое время; подцели тесно связаны с задачами стратегического плана. Цели фирмы должны отвечать следующим требованиям: ♦ должны быть достижимыми, конкретными и желательно измеримыми; ♦ в зависимости от горизонта планирования могут быть: а) долгосрочными, б) среднесрочными, в) краткосрочными; ♦ множество целей должно быть взаимоподдерживающим, т. е. действия и решения по достижению одной цели не должны мешать достижению другой цели. В современной теории планирования выделяют восемь сфер деятельности, где фирма определяет свои цели: ♦ положение фирмы на рынке; ♦ инновационная деятельность; ♦ уровень производительности; ♦ наличие производственных ресурсов; ♦ степень стабильности; ♦ система управления; ♦ профессионализм персонала; ♦ социальная ответственность. Типовыми целями стратегического плана являются: ♦ максимизация ожидаемой прибыли; ♦ максимизация объема деятельности; ♦ увеличение доли рынка; ♦ выживание; ♦ производительность (эффективность) работы; ♦ диверсификация; ♦ качество продукции (услуг); ♦ финансовая стабильность; ♦ выход на новые рынки; ♦ научные исследования и разработки; ♦ личные амбиции руководства фирмы. Цели фирмы могут быть экономическими и неэкономическими. В рыночной экономике приоритетными являются экономические цели, среди которых лидирует цель — получение прибыли. Весьма важную роль играют финансовые цели, определяющие платежеспособность и экономическую устойчивость фирмы. Цели стратегического плана будут значимы, если высшее руководство фирмы: во-первых, правильно выбрало и четко сформулировало цели, во-вторых, эффективно институционировало и информировало о них персонал, в-третьих, отразило цели в системе мотивации труда. Цели фирмы должны быть понятны не только работникам фирмы, но и потенциальным ее клиентам. В качестве примера можно привести цели корпорации IBM: ♦ развиваться такими же темпами, какими развивается производство компьютеров в стране; ♦ производить самую дешевую продукцию в отрасли; ♦ предоставлять потребителю самую совершенную технологию; ♦ обеспечивать получение высоких прибылей. Для достижения указанных целей руководство корпорации опирается на следующие принципы: ♦ уважение к человеку (клиенту, сотруднику, поставщику и др.); ♦ стремление к совершенству; ♦ превосходство в обслуживании клиентов. Понятно, что достижение таких диаметрально противоположных целей, как производство дешевой продукции и получение высоких прибылей, требует сложной и точной организации управления, высокой культуры бизнеса. Цели стратегии дифференцируются, как уже отмечалось, в зависимости от уровня стратегического плана. Различают цели следующих стратегических уровней: 1) миссии бизнеса (корпоративной стратегии); 2) деловой стратегии; 3) функциональных стратегий; 4) операционных стратегий. Миссия (роль) бизнеса — это множество или совокупность целей, во имя которых продукция (товары) фирмы производится (продаются) в масштабах, адекватных потребностям рынка. Формулировка миссии фирмы может быть иногда достаточно общей. Однако она всегда отражает особенности работы фирмы и включает ее индивидуальное понимание своей перспективы. Конкретизация миссии осуществляется в деловой стратегии, которая аккумулирует цели как узловые задачи развития. Таким образом, можно уточнить понятие "задача стратегического плана" как обоснованное управленческое решение на уровне целей и подцелей, в том числе в функциональных стратегиях, направленное на достижение общих целей бизнеса. Деловая стратегия и ее цели далее детализируются в функциональных стратегиях. Функциональные стратегии определяются в области маркетинга, сбыта, производства, НИОКР, инвестиций, финансов и персонала в соответствии с целями деловой стратегии. Их разработка осуществляется не только специалистами по планированию, но и руководством среднего и низшего звена. Процесс стратегического планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных целей до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию планов) связями. Разработка стратегического плана проходит несколько этапов, осуществляется в такой последовательности: 1. Анализ среды хозяйствования; 2. Формулировка целей бизнеса; 3. Стратегический анализ; 4. Процесс экономических расчетов; 5. Разработка программы действий и составление графика работ; 6. Формирование бюджета; 7. Мониторинг и корректировка плана. На первом этапе, в ходе анализа среды хозяйствования фирма проводит исследование внешней и внутренней среды деятельности. Этот этап еще называется диагностическим. Фирма: 1) определяет условия среды, выделяя из них те, которые являются действительно значимыми для бизнеса; 2) проводит сбор и отслеживание информации об этих условиях; 3) составляет прогнозы параметров внешней среды; 4) производит оценку реального положения фирмы на рынке. Экономический анализ среды может включать пять аналитических блоков: ♦ анализ потребностей, потребителей, сегментации рынка; ♦ изучение конкурентов и их стратегий; ♦ исследование тенденций изменений внешней среды; ♦ оценку рыночных характеристик спроса и предложения; ♦ характеристику фирмы (оценку ее сильных и слабых сторон). Анализ среды характеризуется изучением сильных и слабых сторон деятельности фирмы, т. е. SWOT-анализом, о котором упоминалось выше и методика которого в настоящее время является достаточно распространенной. Такой анализ незаменим для представления о существующих внешних проблемах и внутренних возможностях и недостатках фирмы. Наличие внутренних сил для использования внешних возможностей и выявление внутренних слабых сторон бизнеса, усложняющих внешние проблемы, позволяет фирме в дальнейшем реально обосновывать свои будущие действия. На втором этапе фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: миссию, в том числе общие цели. В ходе всех этапов планирования фирма обосновывает свои будущие цели разных уровней. Однако не все они будут обоснованы сразу. Возможно разработчикам плана придется не раз возвращаться к их уточнению в ходе расчетов последующих этапов. В целом же все цели взаимосвязаны и подчинены целям самого высокого уровня — миссии бизнеса. Кроме того, на втором этапе планирования также производится определение сроков достижения целей. На третьем этапе в ходе стратегического анализа фирма сравнивает желаемые цели (результат 2-го этапа) с оценками анализа среды хозяйствования (результат 1-го этапа) и выявляет разницу между ними. Таким образом цели бизнеса увязываются с оценкой среды хозяйствования. Эта работа может происходить по трем направлениям: 1) оценка изменений, воздействующих на аспекты текущей стратегии; 2) определение факторов угроз текущей стратегии, в том числе со стороны конкурентов; 3) определение факторов возможностей для достижения общих целей бизнеса. Посредством стратегического анализа выявляются: место фирмы в настоящее время на рынке; предполагаемое, по мнению руководства, будущее место фирмы на рынке; необходимые действия для достижения предполагаемого в будущем места фирмы. Затем выбирается вид стратегии (см. раздел 7.3), который во многом определит круг типовых задач, программ и проектов, необходимых для достижения целей бизнеса. На четвертом этапе планирования проводятся экономические расчеты и обоснования стратегического плана. Для этого разрабатывается несколько вариантов действий: а) количественная оценка альтернатив; б) сравнение вариантов с позиции "выходной" доходности и требуемых ресурсов; в) выбор оптимального варианта. После выбора окончательного варианта стратегического плана происходит его доработка и формализованное описание. На пятом этапе стратегического планирования разрабатывается программа действий и составляется график работ. Программа действий — это намечаемая и упорядоченная серия предстоящих действий, которые необходимы для достижения поставленных общих целей бизнеса. На этапе: во-первых, анализируются задачи для достижения целей. Эта часть планирования обычно не содержит чрезмерной детализации, так как последняя является делом руководителей низшего звена, линейных менеджеров и ответственных исполнителей на местах; во-вторых, устанавливается очередность выполнения задач. Она важна с точки зрения финансирования, так как некоторые из задач требуют предварительного обеспечения ресурсами; в-третьих, определяется время для выполнения задач в графике очередности работ. На шестом этапе планирования составляется бюджет (бюджетирование). Это считается очень важным, хотя традиционно и недооценивается в российской экономической практике. Этап включает: 1) стоимостную оценку плана; 2) распределение ресурсов, в первую очередь финансовых. Бюджет стратегического плана в дальнейшем будет использоваться и как средство контроля за исполнением плановых показателей. На седьмом, последнем этапе разработки стратегии, который не является стадией непосредственного планирования, определяются предпосылки для создания новых планов с учетом: а) достижений фирмы по реализации планов; б) разрыва между плановыми показателями и фактическим их исполнением. Компании и их управляющие по-разному осуществляют разработку стратегии. В небольших фирмах, управляемых владельцем, выработка стратегии проходит неформально. Часто такая стратегия существует только в уме предпринимателя и в устных договоренностях с главными подчиненными. Крупные фирмы склонны вырабатывать свои планы посредством ежегодного планирования стратегии (дополнительного описания необходимых процедур, форм и временных факторов). В процессе формирования стратегии ведущая роль принадлежит управляющему. Как правило, применяются следующие способы выработки стратегии: 1. Главный стратегический подход. В этом случае управляющий лично выступает как главный стратег и предприниматель, оказывающий сильное влияние на оценку положения, на альтернативные стратегии и их детали. Такая крайне централизованная работа по выработке стратегии оправдана в том случае, если управляющий обладает сильным интуитивным чувством видения того, что необходимо сделать и как. Основной недостаток этого способа выработки стратегии заключается в том, что его масштаб в большей мере зависит от соответствующих достоинств одного человека. 2. Подход "делегирования полномочий". В этом случае ответственный управляющий передает выработку стратегии другим. Однако в ходе переговоров и отчетов он постоянно находится в курсе дела. Этот стиль имеет преимущество в том, что позволяет управляющему осуществлять широкий выбор стратегических идей. Недостатком этого способа является то, что управляющий может быть отделен от процесса выработки стратегии в детализированном понимании. 3. Совместный подход. Самой сильной стороной этого способа является то, что разработчики стратегии должны также выполнять ее. Когда подчиненные вносят свою лепту в разработку генеральной стратегии, они также являются ответственными за ее работу. В совместном подходе к выработке стратегии имеется свой риск. Иногда возникающая стратегия является компромиссом и ей не хватает смелой творческой инициативы. В других случаях стратегия представляет собой консенсус с вариантом, разработанным влиятельными подчиненными, у которых есть свой общий интерес в продвижении их собственных проектов. Совместный подход особенно благоприятен для формирования политической стратегии. 4. Инициативный подход характеризуется тем, что управляющий лично заинтересован в выработке деталей стратегии и не возглавляет группу разработчиков. Он побуждает исполнителей выработать, защитить и претворить в жизнь разумную стратегию. В этом случае стратегия движется снизу вверх. Ценность лидерства состоит в том, что оно побуждает людей на нижних организационных уровнях предлагать стратегические инициативы. Но инициативные действия, исходящие из различных частей организации, вряд ли могут сформулировать логическую модель или поддержать ясное стратегическое направление. Рассмотренная схема стратегического планирования является типовой. Анализ практики позволяет выделить ряд особенностей разработки стратегии: 1) планы обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий. Программы, предусматривающие возможные варианты решений на случай изменения первоначальной стратегии, в план обычно не включаются; 2) в планах оцениваются все сильные и слабые стороны фирмы при анализе благоприятных возможностей или опасных событий в окружающей среде; 3) планы включают данные прогнозов и предположений, которые в деталях обычно не разрабатываются; 4) в большинстве планов оценка риска также не производится, но при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учитывается; 5) все планы строятся на основе ожидаемых целей, которые отражают важнейшие показатели финансовой деятельности фирмы; 6) в долгосрочных планах отражаются данные о требуемых инвестициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде; 7) в планах дается оценка диверсификации, происходящей в результате возможных слияний и поглощений фирмы. Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия фирмы и описывается модель будущего с позиций весьма широких подходов. В качестве единой стратегии развития фирмы сейчас может быть взята так называемая модель 7С, характеризующая механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (рис. 6). Все указанные в модели факторы тесно переплетены между собой и оказывают комплексное влияние на планово-управленческие результаты деятельности фирмы. Модель (рис. 5) определяет стратегическое планирование не только как процесс создания формальных схем и систем показателей, но и как механизм творческого взаимодействия и взаимного согласия между всеми категориями персонала, увязки их личных интересов с общими целями фирмы и учета всех сторон деятельности человека в совместной организации.
Рис.6. Модель 7С развития фирмы
Модели процесса стратегического планирования представляют различную степень агрегирования и дезагрегирования отдельных этапов расчетов. На первый взгляд последовательность процесса стратегического планирования выглядит достаточно просто. Но эта простота кажущаяся, поскольку из-за наличия обратных связей между различными этапами работа над каждым из них может повторяться несколько раз, а их очередность только показывает последовательность начала каждого этапа. Сложность планирования определяется и содержанием каждого этапа, предполагающего проведение большой исследовательской работы. Процесс планирования требует гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты этого процесса не соответствуют поставленным целям, то их можно обойти, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства. Планы не должны представлять собой только то, что было бы неплохо сделать, по мнению соответствующих руководителей. Категория желательности не должна иметь места при постановке целей фирмы. Чтобы намеченные цели служили исходным пунктом для составления плана стратегии, они должны соответствовать критерию "трудно, но выполнимо", а для этого планы развития должны быть привязаны к конкретным, измеримым задачам. Поэтому цели фирмы рассматриваются с учетом: 1) уровня показателей, реально возможных при данных отраслевых и конкурентных условиях; 2) результатов, которых должна достичь фирма, чтобы ее деятельность была успешной; 3) производительности труда фирмы, которую она может достичь при должном стимулировании ее персонала. Планы должны отвечать поставленным целям и иметь управленческую ценность. Поэтому они должны быть определены в количественных и измеримых показателях и содержать предельные значения, которых необходимо добиться. Это означает недопустимость таких формулировок, как "максимальные прибыли", "снижение издержек", "повышение эффективности", "увеличение объема продажи", которые не определяют ни количественных, ни временных границ. Установленный план — это руководство к действию, показывающее, каких результатов и когда необходимо достичь и кто за это отвечает. Стратегические планы в значительной степени зависят от финансовых целей, намечаемых фирмой, которые должны быть достаточно весомыми, чтобы: 1) обеспечить выполнение выбранной стратегии; 2) позволить осуществить другие необходимые проекты; 3) понравиться инвесторам и финансовым кругам. Финансовым и стратегическим планам принадлежит наивысший приоритет, так как они направлены на достижение ключевых результатов деятельности. Однако возможны ситуации, когда приходится делать выбор между действиями, связанными с повышением краткосрочных финансовых показателей, и усилиями по упрочению положения фирмы в долгосрочной перспективе. Руководители с хорошо развитым финансовым предвидением часто сосредоточивают свое внимание на краткосрочных финансовых показателях, пренебрегая мерами, рассчитанными на долгосрочную перспективу. Это особенно характерно для тех случаев, когда фирма имеет низкие финансовые показатели. Делая выбор в пользу финансовых показателей, фирма рискует подорвать свою конкурентоспособность. Риск особенно велик, когда конкуренты нацелены на рост, поэтому уделяют больше внимания достижению лидерства в долгосрочной перспективе, чем текущим прибылям. Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность всех подразделений фирмы, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализовать. Как известно, руководители среднего звена весьма неохотно отвлекаются на решение стратегических задач. Все свое рабочее время они затрачивают на оперативные вопросы, от которых зависят ближайшие результаты их деятельности. Однако формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей подготовку информации стратегического характера гарантируют успех деятельности. Процесс планирования встречает ряд сложностей при его освоении. Основная трудность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в фирме. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся тип взаимоотношений в фирме и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это — борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности, обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В фирмах на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующих мотиваций, ни склонности мыслить стратегически. Еще одна проблема связана с тем, что фирмы не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же, как правило, отсутствуют у них и компетентные управляющие, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии. Включение в систему планирования современной вычислительной техники, экономико-математических методов и моделей позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы и обоснованности принимаемых стратегических решений.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |