КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность стратегического планирования
Каждая фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную: а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции; в) собственным ресурсным возможностям. Такая программа отражает стратегию фирмы. Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической организации стратегия — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности. Стратегия — понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия: ♦ средство достижения конечного результата; ♦ объединение всех частей организации в единое целое; ♦ охват всех основных аспектов деятельности фирмы; ♦ обеспечение совместимости всех планов фирмы; ♦ план действий; ♦ прикрытие, т. е. рассматривается как действия, нацеленные на победу в конкурентной борьбе; ♦ порядок действий, т. е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае; ♦ позиция в окружающей среде, что означает связь со своим окружением; ♦ перспектива, т. е. видение того состояния, к которому надо стремиться; ♦ результат анализа сильных и слабых сторон организации работы в фирме и определение возможностей и препятствий ее развития; ♦ заранее подготовленная реакция фирмы на изменения внешней среды. Разрабатывая стратегию развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований: ♦ содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела; ♦ было обозначено скоординированное руководство; ♦ поддерживала прогрессивную инициативу; ♦ главные усилия должны быть сконцентрированы в нужное время и в нужном месте; ♦ обеспечивала гарантированные ресурсы; ♦ предусматривала гибкость поведения в тактических действиях для использования минимума ресурсов при достижении максимума результата. Стратегия не может быть простым определением желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция фирмы на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности. Существует два противоположных подхода к пониманию стратегии. При первом подходе сначала определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени, и необходимые действия, чтобы достичь такого состояния. Затем составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной цели. В основном именно такой подход к стратегии существовал в системах с централизованной плановой экономикой. Стратегия рассматривалась как конкретный долгосрочный план или достижение конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — нахождение цели и составление долгосрочного плана. Считалось, что все изменения, происходящие в среде функционирования, поддаются полному контролю и управлению. Однако развитие рыночных отношений говорит о том, что скорость процессов изменения среды, а также дополнительные возможности, которые заключены в этих изменениях, постоянно возрастают. Поэтому стратегия фирмы в рыночной экономике должна в первую очередь ориентироваться на возможности получения преимуществ от изменений. Второй подход к пониманию стратегии характеризуется тем, что она рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития фирмы, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри нее, а также ее позиции в окружающей среде, — всего того, что приводит к выбранным целям. При таком подходе исключается детерминизм в поведении фирмы, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление пути дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести фирму к достижению поставленных целей. Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, что и сколько производить в каждом конкретном временном периоде, а также что и сколько будет производиться в конечном периоде. Ко второму типу могут быть отнесены стратегии, предусматривающие: ♦ увеличение доли объема продажи на рынке до определенного процента без снижения цены; ♦ начало производства определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта; ♦ проникновение в сеть распределения, контролируемую конкурентом; ♦ осуществление перехода на коллективную форму организации труда и т.д. Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание развития фирмы на перспективу. Развитие элементов стратегического управления экономическими объектами различных уровней и становление так называемого "стратегического стиля" управления в России непосредственно связаны с переходом от централизованно управляемой к рыночной экономике. Практически полная самостоятельность в принятии не только оперативных, но и долгосрочных решений до сих пор ставит в тупик многих руководителей российских предприятий. Неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и продуманных стратегических решений является одним из важных факторов таких проблем, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП и общий спад промышленного производства в стране. Выбор стратегии имеет кардинальное значение для функционирования фирмы, так как может навлечь за собой долговременные необратимые последствия. Стратегические решения, как правило, выбираются из дискретного множества известных заранее вариантов. Но неверно было бы считать, что последствия стратегического решения вообще невозможно предотвратить принятием другого стратегического решения. Однако такая операция требует, как правило, чрезмерных затрат ресурсов, тем больших, чем больший срок прошел со времени принятия первого решения. На предприятиях к таким решениям обычно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия. Десятилетия предприятия работали, решая оперативные, текущие вопросы более или менее эффективным способом, не обращаясь к стратегическим проработкам. Лишь при резком снижении централизованного руководства в процессе перехода на рыночные рельсы экономики изменился качественный уровень принятия решений, и в частности стратегических. В условиях самостоятельности управления предприятием, нестабильности внешней среды во всех ее компонентах "стратегические" последствия могут иметь широкий спектр решений, касающихся номенклатуры и объемов производства, отношений с поставщиками и потребителями, социального развития, оплаты труда и других сфер деятельности. Принятие нестратегических, оперативных решений без опоры на стратегические установки лишает тактические решения обоснованности и последовательности. Это привело многих руководителей отечественных предприятий к необходимости вычленения стратегического планирования из сферы управленческой деятельности. Экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Основная цель экономической стратегии — создание и поддержание конкурентного преимущества фирмы. Любое предприятие определяет цель своей деятельности и направления ее достижения, основой которой является совокупность ресурсов, которыми оно располагает. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, предприятие должно определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования ресурсов. Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, т. е. с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели. Таким образом, экономическая стратегия предполагает такое направление использования того или иного ресурса на осуществление той или иной цели, которое не оказывает отрицательного влияния на достижение других параллельных целей. Однако цели, на достижение которых направляются ресурсы, должны быть равнозначными с точки зрения масштабов влияния на живучесть фирмы в долгосрочной перспективе. В этой связи можно привести мнение видных западноевропейских экономистов Дж. Долана и Линдсея, которые пишут, что инвестиция означает отказ от текущего потребления в пользу будущего потребления. Чтобы построить больше фабрик, дорог, компьютеров, мы вынуждены изымать ресурсы из производства хлеба, кинофильмов и других вещей, могущих удовлетворить наши сиюминутные желания. Но в то же время мы оказываемся в лучшем положении с точки зрения удовлетворения завтрашних желаний. Таким образом, разработка вариантов и выбор предпочтительной экономической стратегии представляет собой процесс формирования портфеля (набора) стратегических рыночных трансакций, т. е. разнообразных соглашений, сделок с многочисленными партнерами, которые фирма должна осуществить в перспективе, чтобы обеспечить себе устойчивое процветание. По своей сущности стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется в своей деятельности. Существует четыре группы таких правил. 1.Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественный критерий оценки обычно называют курсом или ориентиром, а количественное содержание - заданием или планом. Поскольку при отборе направлений деятельности фирмы применяются как стратегии, так и ориентиры, то может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую фирма стремиться достичь, а стратегия — средство для достижения цели. Ориентир — это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры фирмы изменятся. 2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой и которые определяют, какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил получил название стратегия бизнеса. 3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы и которые называются организационной концепцией. 4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность и которые называют основными оперативными приемами. Стратегия фирмы постоянно развивается. Не всегда удается все продумать до мелочей и затем долгое время жить без изменений. Естественно, что процесс разработки стратегии всегда чувствителен к изменениям среды. Часто непредсказуемый характер конкуренции, взлеты и падения цен, новое регулирование и другие события могут требовать изменения стратегии. Всегда находится нечто новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача совершенствования стратегии бесконечна. Стратегия фирмы всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все планируемые новшества. Современное понимание стратегии исходит из необходимости сохранения максимальной эластичности фирмы. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Она не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны изменения. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это набор действий и решений, предпринимаемых руководством фирмы, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи фирме в решении задач ее развития. Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. В-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы. Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями: ♦ предусматривает многообразие видов плановой деятельности фирмы: система стратегического планирования обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, текущее планирование, а также маркетинговый и функциональные планы фирмы; ♦ является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывает множество решений, и прежде всего такие, как: а) распределение ресурсов, б) адаптация к внешней среде внутренней координации, в) организационное долгосрочное предвидение; ♦ служит основой для любого другого вида планирования; ♦ предусматривает перспективное направление развития фирмы; ♦ определяет основные виды деятельности; ♦ предусматривает единую систему маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности; ♦ для каждого подразделения фирмы устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы; ♦ четко координируют усилия, предпринимаемые фирмой; ♦ устанавливает показатели деятельности для последующего контроля; ♦ определяет задачи и политику фирмы; ♦ создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов фирмы; ♦ предусматривает альтернативные действия фирмы на долгосрочный период; ♦ содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы; ♦ процесс стратегического планирования обусловлен результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования; ♦ предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для достижения будущего; ♦ является функцией направления, а не времени, так как сосредоточена на целях фирмы, а не на данном периоде времени; ♦ содержит совокупность глобальных идей развития фирмы. Каждая фирма имеет свою стратегию действий, потому что бизнес не может постоянно менять свой курс, не может быть стопроцентно гибким, не может мгновенно реагировать на изменения в хозяйственной среде, изменяя свою организацию. Месторасположение фирмы, ее помещения, оборудование, технология, работники — все это имеет совершенно определенные пространственные и временные рамки. Принятые однажды решения и сделанные для их реализации действия обусловливают вполне определенную инертность хозяйствования. Со временем эта инертность преодолевается благодаря изменениям во взглядах, методах и структурах. Если бы фирма существовала в статическом окружении, в котором не происходят никакие изменения, тогда и не было бы необходимости в стратегическом планировании. Но наше окружение — экономика, техника и технология, политика, состояние общества и культуры — постоянно меняется. Поэтому стратегическое планирование является одновременно и реакцией, и средством адаптации к таким изменениям, а также средством, с помощью которого создается будущее фирмы в контексте этих изменений. Разные авторы по-разному подходят к раскрытию сущности стратегического планирования. Классический подход в стратегическом планировании, имеющий почти вековую историю, предполагает оценку сильных и слабых сторон фирмы только на основе экспертных знаний и эмпирических зависимостей. Однако очевидно, что при таком подходе не вскрываются ни слабые, ни сильные стороны фирмы. Это возможно лишь в рамках системного подхода, когда фирма рассматривается как открытая система, когда описывается соответствующим образом ее состав, структура, внутренние отношения, процессы организации и процессы обмена между фирмой и окружающей ее средой. Но главная методологическая проблема стратегического планирования состоит именно в том, что сегодня неясно, как это сделать и как на основе системного подхода построить выводы, имеющие стратегическое значение для фирмы. Другие авторы считают, что стратегическое планирование — это процесс, порожденный результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования. Его цель — помочь фирмам капитализировать свои сильные стороны и минимизировать слабые. Опыт подсказывает, что в процессе выработки стратегии критерием выбора альтернатив должно быть то, что фирмой делается особенно хорошо. Поэтому следует избегать стратегического планирования на основе тех видов деятельности, которыми в фирме занимались мало или вообще не занимались, так как стратегия должна отвечать сильным и слабым сторонам фирмы и конкурентным возможностям. Сильные стороны фирмы делают некоторые возможности и стратегии более приемлемыми, увеличивая вероятность их реализации. Таким же образом слабые стороны фирмы и слабое конкурентное положение накладывают отпечаток риска на определенные стратегии, а иногда вообще делают их неуместными. При стратегическом планировании одним из самых важных является вопрос наличия у фирмы сил и опыта для проведения в жизнь выбранной стратегии. Учет сильных сторон: а) дает возможность максимально задействовать имеющиеся навыки и знания; б) позволяет получить преимущества в конкурентной борьбе; в) является фундаментом стратегии в целом. Даже если фирма не обладает никакими преимуществами, а в жизни часто именно так и бывает, она должна составлять свой план развития на основе имеющихся ресурсов и приобретенных навыков. Все большее число авторов рассматривают процесс стратегического планирования как процесс разработки процедур и операций, необходимых для достижения будущего. Они различают долгосрочное планирование, которое считается реактивным по своей природе, и стратегическое, которое позволяет фирмам создавать свое будущее. Обычно стратегическое планирование рассчитывается на длительный период, хотя во многих фирмах стратегия основывается на среднесрочном планировании (что более приемлемо для российских предприятий, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование считаются неоднозначными. Стратегия не просто сосредоточена на данном периоде времени, она включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы. Поэтому она есть функция направления, а не времени. Для развития фирмы нужны как долгосрочные, так и среднесрочные планы. Долгосрочные планы служат решению двух задач. Во-первых, планирование показателей на пять и более лет вперед дает представление о том, какие меры надо принять сейчас, чтобы достичь запланированных на долгосрочную перспективу показателей. Кроме того, фирма не может дожидаться окончания третьего или четвертого года своего стратегического плана, чтобы начать завоевывать новую рыночную позицию, которую она намерена занимать к концу запланированного периода. Во-вторых, четко определенные цели на долгосрочную перспективу будут побуждать менеджеров взвешивать влияние сегодняшних решений на долгосрочные показатели. Краткосрочные же цели подробно объясняют результаты, которых нужно достичь в ближайшем будущем. Они определяют как скорость, с которой фирма будет развиваться, так и уровень показателей деятельности, который запланирован на ближайшее время. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным; оно включает в себя основные элементы ее внутренней среды и внешние аспекты: социальные и политические, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и др. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде хозяйствования. Существуют различия между стратегическим и тактическим планированием. Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться фирма. Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы фирмы для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды. Принятие решений на уровне тактического планирования, как правило, бывает менее субъективным, так как основывается на конкретной информации и данных анализа. Выполнение тактических решений лучше отслеживается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем. Тактические решения в отличие от стратегических легче оцениваются, так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах. Краткосрочные (тактические) планы могут совпадать с долгосрочными, когда фирма уже осуществляет свою деятельность на уровне показателей, запланированных на долгосрочную перспективу. Например, если компания поставила перед собой цель непрерывного ежегодного увеличения прибыли на 15% и на текущий момент выполнила эту задачу, то долгосрочные и краткосрочные ее задачи совпадают. Более важна ситуация, когда краткосрочные задачи отличаются от долгосрочных, когда краткосрочные цели служат ступенями на пути достижения конечной цели. Несмотря на различия, наблюдается тесная взаимосвязь и взаимозависимость между стратегическим (долгосрочным) и тактическим (средне- и краткосрочным) планированием. Эта связь и их последовательность показаны на рис. 5. Указанная последовательность определяет этапность процесса стратегического планирования. Стратегическое планирование — еще относительно молодой вид деятельности в экономике. Долгосрочное планирование, которое применялось и ранее, явилось большим шагом вперед, стало предпосылкой для развития стратегического планирования, так как дало возможность предприятиям расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. Рис. 5. Процесс планирования в экономической организации
Впервые организованный бизнес в мире столкнулся с проблемой стратегического планирования в условиях экономического кризиса. Именно в таких условиях становятся отчетливо видны слабые стороны одних организаций и сильные стороны других. И именно в такие периоды становится ясно, куда были впустую истрачены огромные ресурсы, которые уже никогда не дадут ожидаемого эффекта. Когда до предела обостряется конкурентная борьба, победителем из которой выходит тот, кто сумеет добиться больших конкурентных преимуществ. В наиболее ранних работах по теории стратегического планирования в экономике его сущность раскрывается как определение долгосрочных целей и задач предприятия, адаптация курса действий и размещение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. В более поздних работах понятие стратегического планирования все теснее увязывается с проблемами конкуренции и конкурентной борьбы. Однако тот факт, что цели компании имеют отношение к ее конкурентным преимуществам, вовсе не означает, что именно в развитии этих преимуществ необходимо видеть сущность стратегического планирования. Просто в этот период времени цели выживания предприятия в конкурентной среде становятся доминирующими над другими целями. Нельзя считать, что вне конкуренции нет проблемы стратегического планирования.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 4217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |