Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информации. Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания




Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания

Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности 313

 

Визуальные Аудиальные Кинестетические
Организован Разговаривает сам с собой Отвечает на физическое вознаграждение
Опрятный и дисциплинированный Легко отвлекается Стоит близко, касается людей
Наблюдателен Шевелит губами, проговаривая слова при чтении Ориентирован физически
Спокойный (не шумный) Легко повторяет услышанное Обилие движений
Ориентирован на внешний вид Более предпочитает счет и письмо Богатые физические реакции
Более осмотрительный Легко осваивает языки Раннее физическое развитие
Хороший рассказчик Говорит ритмически Обучается, делая
Запоминает картинами Обучается, слушая Запоминает, гуляя
С трудом запоминает словесные инструкции Любит музыку При чтении водит пальцами
Меньше отвлекается на шум Может имитировать тон, высоту голоса Много жестикулирует
Помнит то, что видел Помнит то, что обсуждал Помнит общее впечатление
Испытывает замешательство, читая слова, которых раньше не видел Самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность Лаконичен, тактичен, использует активные слова, движения
При разговоре подбородок вверх, голос высокий Внимание к интонации голоса Подбородок вниз, голос ниже
В чтении силен, успешен, скор Хорошо читает новые слова Любит книги, ориентированные на сюжет
Живая, образная фантазия Слышит звуки, голоса Сильная интуиция, слаб в деталях

314 Глава VII. Психологические основы обучения

Кроме того, репрезентативная система распознается по сло­вам, используемым учеником при описания своих действий и наи­более понятным им в беседе (см. подробнее [3]):

визуальные: видеть, яркий, ясный, туманный, отчетливо, расплывчатый, сфокусировать, мелькать, темный, пестрый, цве­тастый, ракурс, перспектива и т.д.;

аудиальные: слышать, звучать, громкий, настраивать, зве­неть, согласовывать, скрипеть, кричать, оглушить, скрежетать и т.д.;

кинестетические: чувствовать, притрагиваться, теплый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, шероховатый, твер­дый, тяжелый и т.д.;

обонятельно-вкусовые: пахнуть, вкусный, пресный, соле­н ы й, острый, несвежий, сладкий, терпкий, кислый, горький, ароматный и т.д.

В обычном классе из 30 учеников в среднем у 22 достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способнос­ти, 2—3 ученика испытывают трудности в обучении по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая си­туация дома и т.д.). Остальные 4—6 учащихся — это преимуще­ственно визуалы, или аудиалы, или кинестетики. Эти дети неко­торое время работают достаточно функционально, но часть вре­мени им необходимо прилагать значительные усилия. Предпочи­тая одну модальность, они очень слабы в других [3].

Учитывая тип восприятия каждого ученика, учитель может:

1) привлечь внимание детей;

2) замотивировать их на процесс обучения;

3) дисциплинировать весь класс;

4) подать важное и трудное содержание так, чтобы информа­цию восприняли все учащиеся;

5) правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезента­тивной системы каждого ребенка и т.д.;

6) правильно организовать педагогический процесс во время урока.

Понимание(индивидуальных особенностей учащихся и их про­явление в учебной деятельности позволяет предусмотреть, в ка­ких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благо­приятными, а в каких могут составить трудность. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь найти школьнику подходящий индивидуальный стиль деятельности. Согласно некоторым психо­логическим исследованиям, слабые и инертные по своим психо-


§ 5. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности 315

физиологическим особенностям хуже учатся и чаще относятся к категории слабоуспевающих школьников.

Исследователи М.К. Акимова, В.Т. Козлова выделяют следую­щие учебные ситуации, в которых возникают трудности у уча­щихся со слабой нервной системой:

1) длительная напряженная работа (слабый быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваи­вает материал);

2) ответственная работа, требующая нервно-психического напряжения, ограниченная по времени, — самостоятельная, кон­трольная, экзаменационная работа;

3) ситуации, когда учитель в высоком темпе задает вопросы или неожиданные вопросы и требует скорого ответа;

4) построение работы в ситуации неудачного ответа или пло­хо оцененного ответа;

5) работа в шумной неспокойной обстановке, когда невоз­можно сосредоточиться;

6) ситуации, когда требуется запомнить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

Учитель, опираясь на перечисленные жизненные проявления нервной системы, мог бы применять следующие приемы, облег­чающие учебную деятельность таких школьников:

1) желательно не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, а давать время на обдумыва­ние;

2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме;

3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно постараться разбить его на части и давать по мере усвоения;

4) не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок;

5) формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений;

6) осторожно оценивать неудачи школьников;

7) давать время для проверки написанного;

8) создавать спокойную обстановку, отвлекать в минималь­ной степени и не переключать внимание.

См.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1998.


316 Глава VII. Психологические основы обучения

Если учитель замечает, что ученик испытывает большие труд­ности в работе, когда предлагаются задания, разнообразные по содержанию и по способам решения, когда материал подается в высоком темпе и требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой, то можно предположить, что это школьник, обладающий инертной нервной системой. Та­кие ученики плохо справляются с работой даже тогда, когда зна­ют материал, в ситуациях, когда ограничено время работы и на вопрос учителя требуется немедленный ответ. Медлительность и неторопливость, обстоятельность характерны для них и в речи и в движениях.

Рекомендации при работе с инертными школьниками следу­ющие:

1) не требовать от них немедленного включения в деятель­ность, поскольку их активность в выполнении нового вида зада­ний возрастает постепенно;

2) учащиеся не могут проявлять высокую активность в усло­виях разнообразных заданий;

3) не требовать быстрого изменения неудачных действий, фор­мулировок при устных ответах, им необходимо время на обдумы­вание;

4) не спрашивать в начале урока;

5) избегать ситуации, когда от инертного требуется получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, — необходимо дать время на подготовку;

6) не следует заставлять отвечать на вопросы нового, только что пройденного материала, лучше отложить опрос, дав возмож­ность позаниматься дома;

7) не следует отвлекать такого ученика при выполнении им задания.

Одаренные дети в школе: обучение и развитие детской одарен­ности. Чаще всего учитель в школе больше внимания уделяет де­тям проблемным, с трудностями в обучении и воспитании. Одна­ко в школе есть и контингент детей с высокой степенью развития способностей и «наличием одаренности.

Способности — это индивидуально-психологические особен­ности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляют­ся у школьника, чаще всего проявляются в учении или в тех видах деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисова-


§ 5. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности 317

ние, музыка, техническое конструирование и т.д.). Способности выявляются в деятельности и в деятельности развиваются. Разли­чают общие интеллектуальные и специальные способности (ма­тематические, лингвистические, художественные, музыкальные и др.).

Известный отечественный психолог Н.С. Лейтес, специалист в области детской одаренности, предлагает различать три катего­рии способных детей1.

Первая категория — учащиеся с ранним подъемом интеллек­та, диагностируемым по специальным показателям Iq-теста. Это дети с ранним подъемом общих способностей, для них характер­ны быстрый темп обучения в школе, стремление к умственной нагрузке, любовь к занятиям. В умственном отношении они замет­но опережают сверстников.

Вторая категория — учащиеся с ярким проявлением способ­ностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности. Обыч­но они обладают средним или высоким общим уровнем развития интеллекта, однако проявляют склонность к какой-то одной об­ласти науки, искусства или техники, где достигают выдающихся успехов. Эту категорию детей обычно называют талантливыми.

Третья категория — учащиеся с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди сверстников по общему уровню умственного развития, однако их отличают самостоятельность и оригинальность суждений по разным вопросам, хорошо развитые творческие способности. Возможно, эти особенности указывают на высокие способности к таким видам деятельности, для разви­тия которых пока не созданы условия.

Как показывает практика, развитие одаренных детей может протекать по-разному. В массовой школе, к сожалению, редко со­здаются условия для развития одаренных учеников, так как ос­новные усилия учителей сосредоточены на занятиях с детьми, которые с трудом овладевают школьной программой. Поэтому ча­сто происходит выравнивание одаренных со сверстниками по уров­ню способностей.

Одаренные дети — это ценность и богатство нашего общества, которые нельзя терять. В Европе вопросами одаренных детей в си­стеме всеобщего образования занимается специально созданный комитет - Евроталант (Европейский комитет по образованию ода­ренных детей и юношей при Совете Европы). В России дела обсто-1 См.: Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан. В.В. Зацепин. М., 1998.


318 Глава VII. Психологические основы обучения

ят несколько иначе. Наше образование заботится в первую очередь о большинстве учеников и ориентировано на учеников среднего уровня. Для детей, отстающих в своем развитии и неуспевающих в школе, организованы специальные учебные учреждения (Инсти­тут коррекционной педагогики РАО), созданы специальные учеб­ные программы. Для одаренных детей сделано гораздо меньше. В России созданы внешкольные организации, работающие с ода­ренными детьми: студии, кружки, творческие мастерские. Извест­ны центры каникул для одаренных детей в Европе, где отдыхают и обучаются дети из разных стран1.

На уровне школы с одаренными детьми работают учитель и школьный психолог. Главная задача педагога - выявление одарен­ности учеников и создание для них необходимых условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости — ука­зание путей обращения во внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми. Лучше не занимать позицию невмешатель­ства в развитие способностей у таких школьников, но и чрезмер­ные перегрузки могут отбить у ребенка охоту к учению и дефор­мировать познавательные потребности. Не следует поощрять в ода­ренном школьнике стремление обгонять школьных товарищей, необходимо воспитывать стремление к развитию, желание рабо­тать, самостоятельность, творчество.

Ш к о л ь н ы й психолог располагает средствами выявления ода­ренности и может дать рекомендации по созданию индивидуаль­ных условий, учитывающих особенности конкретного ребенка, вести работу с учителями и родителями. Цель работы психолога -обеспечить наилучшие условия для развития детских способнос­тей, найти правильный индивидуальный подход к ученику, осно­ванный на его особенностях.

Отечественные и зарубежные психологи заняты проблемами разработки учебных программ для одаренных детей, которые были бы направлены на интеллектуальное творческое и эмоциональное развитие.

См.: Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.


§ 6. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний 319




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.