Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема




Основные концепции и модели воспитания в семье. Выделяют р я д моделей воспитания, разработанных в разных научных школах.

Адлеровская модель (А. Адлер). Эта к о н ц е п ц и я основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родите­лей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установ­ки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фак-


§ 2. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема 357

тором развития личности. Дети учатся нормам общежития и вос­принимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные резуль­таты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нуж­но научить их уважать уникальность, индивидуальность и непри­косновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необ­ходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Есте­ственные логические рассуждения, используемые в ходе воспита­ния, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способ­ствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения [48].

Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер). В основе модели ле­жат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом уста­новки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направле­ние основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей мож­но изменить методом переучивания или научения. Воспитание ро­дителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. По­ведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и дет­ских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умени­ями регулирования поведения.

Способами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (нака­зание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, которые регули­руют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомятся со специальной терминологи­ей, помогающей описывать эти процессы. Родителей учат разби­раться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навы­ки диагностики поведения входят во все программы учебно-тео­ретического направления. Целью программ данного направления



Глава VIII. Психология воспитания


является обучение родителей наблюдению и измерению поведе­ния и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях [48].

Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон). Модель базиру­ется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиентоцентрированной терапии, целью которой явля­ется создание условий для самовыражения личности. Это достига­ется сглаживанием разницы между «Я-идеальным» и «Я-реаль-ным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: пози­тивного отношения других и самоуважения, то условием здорово­го развития ребенка является отсутствие противоречия между пред­ставлением о том, как к нему относятся другие — «Я-идеальным», и действительным уровнем любви — «Я-реальным». Изменить по­ведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства, осознать свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению.

В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощен­ность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуни­каций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

С названными навыками связано и умение поставить, пра­вильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы роди­теля и ребенка, обучать детей самостоятельному решению про­блем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их ре-ш е н и я на самого ребенка [48].

Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории транзактного анализа Э. Берна, лич­ность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действи­тельности, основанный на анализе получаемой информации и реагирования индивидуума на действительное. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.


§ 2. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема 359

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, инту­иция. С этим началом связаны биологические потребности и ос­новные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систе­матические наблюдения, объективность, следование законам ло­гики, рациональность. В развитии личности с областью «взрос­лый» связано все сознательное. Оно начинается с развития сен­сорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логического мышления.

Положение «родителя» в личности включает в себя при­обретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в социальном окружении учит личность оп­ределенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределя­ет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции - единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пе­ресекающимися, в ы з ы в а ю щ и м и к о н ф л и к т ы и напряжение, и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей — научить членов се­мьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологи­ей транзактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потреб­ностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные ком­муникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению пове­дения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком [48].

Модель групповой терапии (X. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо прак­тический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций.

Воспитание родителей, по Джиноту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью группо­вой терапии является достижение позитивных изменений в струк­туре личности родителей (для людей с эмоциональными наруше­ниями, не умеющими справляться с проблемами отношений де­тей и родителей). Групповые консультации должны помочь роди-



Глава VIII. Психология воспитания


телям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семь­ях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к се­мейной жизни (И.В. Гребенников). В 70-80-е годы под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена про­грамма педагогического просвещения родителей, которая исхо­дила из предположения о том, что значительная часть недостат­ков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику се­мей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педаго­гов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и се­мейного воспитания значительно активизировали внимание к про­блеме родительства. Вторым, в большей степени профилактичес­ким аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Эти­ка и психология семейной жизни», подготовка кадров к его пре­подаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психоло­гических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособность педагогов разрешать пси­хологические проблемы семьи и семейного воспитания [48].

Отклонения в семейном воспитании. Учитель часто сталкивает­ся с результатами различных нарушений воспитательного процес­са в семье. В медицинской, психологической и педагогической ли­тературе рассмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции, безнадзорность, эмоциональное отвер­жение и др. [45]. Эти нарушения связаны как с индивидуально-психологическими особенностями родителей, так и наличием определенных личных проблем, решаемых за счет ребенка.

Первое различение нарушений связано с тем, сколько сил, вни­мания и времени уделяют родители своим детям (уровень протек­ции). Выделяют два уровня протекции:

.1. Гиперпротекция — родители уделяют подростку крайне мно­го времени, внимания, когда его воспитание стало центральным


§ 2. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема 361

делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Ти­пичные высказывания таких родителей отражают то важное мес­то, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное пред­ставление о том, что произойдет, если не отдавать ему все силы и время.

2. Гипопротекция — случаи крайне заниженного уровня про­текции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей, до него «руки не доходит», родителям «не до него». Ребенок про­сто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Второе основание определения нарушений — степень удовлетво­ренности потребностей подростка. Здесь возможны два типа от­клонения:

1. Потворствование. Родители стремятся к м а к с и м а л ь н о м у удов­летворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них — закон. Аргументируя необходимость такого вос­питания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.

2. Игнорирование потребностей ребенка. Д а н н ы й с т и л ь харак­теризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворе­нию потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Следующий параметр воспитания, который может нарушать­ся, — количество требований к подростку в семье. Требования — это и обязанности подростка — те задания, которые подросток вы­полняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи), и требования-запреты (то, что под­росток не должен делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до суровых наказаний. Здесь можно выде­лить следующие формы нарушений системы требований:

1. Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответствен­ность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непо­мерны, не соответствуют его возможностям, не только не содей­ствуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу. Осо­бенно важны два случая: в первом - на подростка перекладывает­ся более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родите­ли, как правило, осознают, что подросток очень нагружен, но не


362 Глава VIII. Психология воспитания

видят в этом чрезмерности и уверены в пользе. В другом случае — от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.

2. Недостаточность обязанностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.

3. Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

4. Недостаточность требований-запретов. В этом случае, на­оборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.

Следующий параметр воспитания, который может нарушать­ся, — строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсут­ствия.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представ­ляют собой тип целенаправленного воспитания.

Одна из классификаций типов нарушений семейного воспи­тания выглядит следующим образом. Выделяются следующие типы воспитания:

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетво­рению его потребностей.

Доминирующая гиперпротекция. П о д р о с т о к также в центре вни­мания родителей, которые отдают ему много сил и времени, ли­шая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспита­ние по типу «Золушки».

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспита­ния характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе, ро­дители не интересуются им, не контролируют его.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие на­ладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая куль­тура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нару­шении воспитательного процесса играют личностные особеннос­ти самих родителей.


§ 3. Некоторые вопросы психологии перевоспитания 363

Довольно часто родители склонны решать личностные про­блемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

расширение сферы родительских чувств;

предпочтение в подростке детских качеств;

воспитательная неуверенность родителя;

фобия утраты ребенка;

неразвитость родительских чувств;

сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков;

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств;

вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспита­ния.

Нарушения семейного воспитания требуют психолого-педа­гогической коррекции, которую может осуществить школьный психолог совместно с учителем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.