Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и психологические механизмы воспитания




Заказ №577.


354 Глава VIII. Психология воспитания

показатели, которые рассмотрены выше, слабо представлены, то можно считать, что класс как группа находится на низком уровне развития. Организуя работу с таким классом, следует учитывать:

1) что в такой группе преобладают учащиеся, для которых
значительно важнее индивидуальная деятельность, чем группо­
вая, в их взаимоотношениях преобладает индивидуализм, недо­
статочно развитое чувство коллективизма;

2) действия учеников этой группы доводятся до конца только
в такой ситуации, когда руководитель стимулирует и контролиру­
ет каждого из них. При работе с таким классом недостаточно про­
сто дать им задание (например, собрать металлолом, организовать
экскурсию). Требуются большая четкость в постановке задачи,
подробный инструктаж, распределение сил и контроль. Все это
необходимо особенно усилить, когда задание трудное.

Высшим уровнем развития группы является коллектив. В клас­се, где сложился коллектив, каждый школьник сознает себя час­тицей целого. Для такого класса характерно:

1) единодушие мнений, взаимопомощь и взаимовыручка, во взаимоотношениях — дружелюбие, поддержка, разумное разре­шение конфликтов, если они возникают;

2) сплоченность, собранность при выполнении ответствен­ных заданий (в группе низкого уровня такая ситуация может вы­звать обиды, агрессивную реакцию, отказ от дальнейшей работы, даже конфликты). В классе, где сложился коллектив, хорошие ре­зультаты выполнения заданий могут быть и в том случае, когда класс стимулируется в целом и требования можно и нужно предъяв­лять через коллектив.

При изучении детей в коллективе было выявлено два рода отношений: «отношения ответственной зависимости» (по терми­нологии А.С. Макаренко) и личные отношения симпатии и тяго­тения их друг к другу.

В последние годы большое внимание уделяется исследованию личных взаимоотношений в детском коллективе: с одним предпо­читают идти в трудный туристический поход, с другим — гото­виться к экзаменам, с третьим - идти в кино. Зная эти отноше­ния, общность 'интересов, можно создать такие малые группы, в которых учащиеся были бы психологически совместимы для вы­полнения коллективной работы. Учет отношений предполагает и их формирование. С целью установления дружеских, товарищес­ких отношений целесообразно иногда для выполнения какого-либо задания комплектовать группы из школьников, мало симпатизи-




рующих друг другу, или когда один симпатизирует другому, а тот не отвечает ему взаимностью.

Изучение межличностных отношений позволяет определить лидера (или лидеров) в классе. Как правило, наиболее крепким будет класс, где неофициальный лидер в то же время является официально выбранным или назначенным руководителем, напри­мер старостой и т.д. Если такого совпадения официального и не­официального лидера нет, то в классе может сформироваться ряд неофициальных групп со своими лидерами. В этом случае суще­ственно знать отношения между лидерами неофициальных групп и старостой, а также и другими официальными лидерами. Успех организации и проведения воспитательной работы будет зависеть от того, сможет ли воспитатель направить все эти группы в одном направлении, учтя их интересы и склонности. Если этого не сде­лать, то классный коллектив может превратиться в ряд разроз­ненных групп, что очень затруднит проведение всей воспитатель­ной работы.

Имеет определенное знамение зьаимоотношение официаль­ных лидеров с остальными учащимися класса. Лидер может высту­пать как авторитетный руководитель, который диктует всем ос­тальным, что и как надо делать. Может быть и такой лидер, кото­рый не вмешивается в отношения, складывающиеся в коллективе. Лучшим типом организатора является тот, который сам проявля­ет активность, постоянно предлагает что-то одноклассникам и в то же время советуется с ними, предоставляет им возможность выносить решения.

При организации и проведении воспитательной работы опре­деленное значение имеет учет эмоционального состояния класса в момент выполнения какого-либо задания, проведения группо­вого мероприятия (сбора, экскурсий и т.д.). Групповые эмоцио­нальные состояния очень заразительны, передаются от одного ученика к другому.

Важно вовремя уловить их изменения. Групповые эмоциональ­ные состояния зависят от ряда причин:

1. От отношений, которые установились в классе, и от изме­нения этих отношений. Трудно ожидать хорошего эмоционального состояния от класса, в котором царят пренебрежительные, снис­ходительные, недоверчивые отношения.

2. От тех изменений, которые происходят в группировках, дру­жеских компаниях. Возникновение новой группировки, распад прежней могут изменить эмоциональное состояние класса в целом.

12*


356 Глава VIII. Психология воспитания

3. От того, чем живет коллектив в настоящий момент и како­вы его перспективы. Для хорошего эмоционального состояния не­обходима «завтрашняя радость».

Учет особенностей коллектива предполагает формирование и его сплачивание. Сплачиванию коллектива способствует создание положительного эмоционального климата в классе, что достига­ется в результате совместных переживаний каких-либо значимых жизненных явлений, событий, общения в свободное время.

Сплачиванию коллектива способствует проявление и форми­рование коллективного мышления. Например, перед классом сто­ит задача провести туристический поход, разыскать героев Вели­кой Отечественной войны и т.п. Коллективное мышление, спо­собствует тому, что каждый учащийся чувствует себя непосред­ственным участником принятия решения, в то же время каждый проявляет инициативу, в свою очередь, возрастает критичность к тем предложениям, которые недостаточно обоснованны, что спо­собствует формированию и самокритичности. Коллективное дума-ние создает положительный эмоциональный тонус, решение од­ного вопроса побуждает решать новые, в результате складывается интеллектуальное единство, что обеспечивает переход класса на более высокий уровень зрелости. Сплачиванию коллектива спо­собствует также формирование и учет общественного мнения. Об­щественное мнение представляет собой систему определенных требований, которые постоянно предъявляет друг другу подавля­ющее большинство школьников одного класса, и оценок друг друга с точки зрения выполнения этих требований. В общественном мне­нии как бы кристаллизуется требование коллектива к отдельным его членам. Под его влиянием требования коллектива превраща­ются в собственные требования ребенка (подробнее см. [5, 60]).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.