Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства. № п/п Да, нет, не знаю № п/п Да, нет, не знаю № п/п Да, нет, не знаю № п/п Да




ЛИСТ ОПРОСА К МЕТОДИКЕ «ОТКЛЭ»

 

№ п/п Да, нет, не знаю № п/п Да, нет, не знаю № п/п Да, нет, не знаю № п/п Да, нет, не знаю № п/п
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
66                
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

План-задание для самостоятельной работы 381

Сумма плюсов (совпадений)

по контрольной шкале

Сумма баллов по каждой шкале

3. Ознакомьтесь с материалом по психолого-педагогическим основам прогнозирования и управления развитием личности и в письменном виде изложите наиболее адекватные пути взаимодей­ствия со школьниками-подростками, старшеклассниками, име­ющими акцентированные характеры. Если есть возможность, вклю­чите примеры из реальной окружающей вас жизни. Понаблюдай­те, насколько успешно работает этот материал.

Психолого-педагогические основы прогнозирования и управления развитием личности1

Существуют два способа воздействия на человека — прямой, т.е. «в лоб», и косвенный, опосредованный.

Первый — традиционный, игнорирующий особенности лич­ности, — основан на волевом давлении на психику ученика и по­этому наименее эффективен. Внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, так как является прямым ответом на ситуацию и предполагает логически обосно­ванное требование для решения вопроса: надо прямо потребо­вать, что нужно сделать, приказать, наказать и т.д. Однако для ученика такое прямое воздействие (даже очевидно правильное!), вдобавок с угрожающими оттенками голоса, раздражения и т.д. со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возника­ют напряженные отношения не только между ним и учителем, но и между учителем и классным коллективом, а также между уче­никами. Складывается явно не рабочая, напряженная обстановка. Более эффективным способом является второй — косвенное, опосредованное воздействие. Оказалось, что не прямо, а через формирование интересов, потребностей, мотивов от ученика мож­но добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить его в такие условия, когда он будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в инте­ресах собственного самоутверждения как личности. В умении при­' См. в кн.: Организация психологической службы в школе: Метод, рек. / Сост. А.С. Чернышев и др. Курск, 1989. С. 58-61.


382 Глава VIII. Психология воспитания

нимать опосредованный способ воздействия и состоит професси­онально-психологическая зоркость учителя.

В практической работе приходится сочетать два способа воз­действия в соответствии с поставленными задачами и сложивши­мися конкретными условиями. Стратегию применения двух опи­сательных способов верно определил А.С.Макаренко. На поворот­ных этапах развития личности и коллектива (в начале организа­ции деятельности, принятия кардинально новых целей, перехода школы на качественно новый этап развития и т.д.) Макаренко рекомендовал прямо и четко предъявлять педагогические требо­вания и к личности, и к коллективу, а затем переходить на опо­средованный способ воздействия.

Важное средство формирования личности школьника — пси­хологически грамотная оценка личности. Мудрая, научно обосно­ванная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, благополучном самоутверждении в социально цен­ном направлении. Такая оценка изменяет человека к лучшему.

Психологи, в частности А.Г. Ковалев, предлагают следующие правила оценки личности:

положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;

неприемлемы глобальные положительная и отрицательная оценки. Глобальная положительная оценка вызывает чувство не­погрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе и закрывает пути для дальнейшего самосовершенствования; гло­бальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он допустил ошибку, которую возможно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей.

Прямая (с названием фамилии) и косвенная (без ее указа­ния) оценки эффективны, если ученик:

добился больших успехов в социально ценной деятельности благодаря личной инициативе и творчеству, то его надо похвалить персонально публично, т.е. на общешкольной линейке, по радио и пр.;

допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий, то нужно ука­зать на сам факт нарушений, не называя фамилии. И в первом, и во втором случае дети будут благодарны вам за справедливую оценку.


План-задание для самостоятельной работы 383

Кроме того, важно выбрать наиболее эффективную с точки зрения воспитательных возможностей форму организации деятель­ности. Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффектив­ную форму организации. Не всякая работа в коллективе по своему существу коллективная. В группе часто бывают задания по индиви­дуальным вариантам, фронтальные, рассчитанные на всех. Одна­ко и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых связей и отношений. Другое дело — задание, кото­рое потребует от них объединения усилий, а разделение обязан­ностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласовываться с действиями других и быть ориентированы не на себя, а на до­стижение общего успеха.

А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответствен­ность воспитанников, специально создавал для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все для осуществления повседневных будничных дел). В таких небольших отрядах (2-5 чел.) обогащалась психологическая связь между людь­ми и формировались такие важные организационные качества, как способность приказывать и подчиняться, без которой невоз­можно существование самого коллектива.

Можно рекомендовать следующие формы совместной работы на занятиях: парная работа, работа в микрогруппах, комментиро­вание устных ответов и рецензирование письменных работ с по­следующим их обсуждением в группе.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

а) сама учебная задача должна быть серьезной, возбуждать
интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп;

б) нужен специальный дидактический и учебный материалы
(книги, задачники, тексты, раздаточный материал и т.п.), с ко­
торыми школьники могли бы самостоятельно работать;

в) преподаватель должен настроить группу на активный твор­
ческий коллективный поиск.

Подсчеты ученых показывают, что введение форм коллектив­ной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронталь­ной) заметно расширяет деловое общение в коллективе, увели­чивает взаимопомощь, доброжелательность: одни добровольно





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.