Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к самостоятельной подготовке. Стратегия организации, сущность и принципы планирования




Основные вопросы

Стратегия организации, сущность и принципы планирования

ЗАНЯТИЕ 3

Основные факторы внешней среды организации

 


Рис. 2

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Блинов А.О., Бутырин Г.Н., Добреньков Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций.- М.: ИНФРА, 2002

2. Большаков А.С. Менеджмент. Стратегия успеха. Философия и теория науки управления. – М.: ЛИТЕРА, 2001

3. Герчикова И,Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

4. Джеффи Дж. Фокс. Как стать генеральным директором. - М.: АЛЬПИНА, 2003

5. Пер.Дженстер, Дэвид Хасси. Анализ сильных и слабых сторон компании. Определение стратегических возможностей. – СПБ.: Вильямс, 2003

6. Рогожин С. В., Рогожина Т.В. Теория организации. Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2004

7. Щур Д.Л. Труханович Л.В. Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций. Практическое пособие – М.: Д и С, 2003.

1. Содержание основных типов стратегий фирмы.

2. Этапы стратегического планирования.

3. Источники информации для формирования стратегии развития фирмы.

4. Корпоративно-портфельный подход к выработке стратегии фирмы.

5. Сущность главных принципов планирования.

6. Основные требования к внутрифирменному планированию.

7. Отличия маркетингового, финансового и производственного планов.

8. Бизнес-план. Содержание основных разделов.

 

Стратегическое планирование – одна из важнейших проблем, которую решает высшее руководство фирмы. Стратегия рассматривается как траектория движения фирмы в перспективном периоде, определяющая направления развития, сферы деятельности, систему взаимоотношений фирмы с другими субъектами рынка и приводящая к намеченным целям. Стратегия устанавливает, с помощью каких средств, методов и инструментов планируется достичь этих целей.

Следует кратко охарактеризовать четыре основных (эталонных) типов стратегий:

1. Стратегии концентрированного роста:

¾ усиление позиций на рынке;

¾ поиск новых рынков;

¾ развитие продукта.

2. Стратегии интегрированного роста:

¾ обратной интеграции (рост фирмы за счет приобретений, усиления контроля над поставщиками, создание дочерних структур в области снабжения);

¾ за счет приобретений или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечными потребителями.

3. Стратегии диверсифицированного роста:

¾ централизованной диверсификации;

¾ горизонтальной диверсификации;

¾ конгломеративной диверсификации.

4. Стратегии сокращения:

¾ ликвидации;

¾ «сбора урожая»;

¾ сокращений (закрытие или продажа);

¾ сокращения расходов.

При оценке стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:

Совместима ли стратегия с возможностями фирмы?

Допустима ли степень риска реализации стратегии?

Обладает ли организация достаточными ресурсами и резервами?

Является ли данная стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?

Рассматривая основные этапы стратегического планирования, необходимо отметить, что отправной точкой для стратегического планирования является пересмотр целей, ценностей и миссии организации. Следующий аспект процесса разработки стратегии – это анализ окружающей (внешней) среды. Разработка профиля компании отражает количество и качество основных ресурсов компании, опыта и знания ее руководства в области маркетинга, финансов, операций (производства), человеческих ресурсов, а также культуры и образа корпорации. Первым шагом при анализе альтернатив и выборе стратегии является – SWOT- анализ (strengthness – сильные стороны; weakness – слабые стороны; opportunity - возможность; threat - угроза). Реализация стратегии предполагает разработку политики, тактики, процедур и правил. Вслед за этапом управления и контроля реализации стратегического плана наступает завершающий этап-оценка стратегии и оценка структуры.

Рассматривая информационную базу стратегических данных, необходимо определять ее как совокупность сведений об организации, ее сильных и слабых сторонах, внешнем окружении, содержащихся в нем угрозах и опасностях, тенденциях их развития. Должны быть раскрыты вид и форма получения информации из внутренних источников (бухгалтерская и статистическая информация, текущие наблюдения, специальные исследования) и внешних источников (партнеры и посредники, сотрудники других фирм, публикации в прессе, промышленный шпионаж и т.п.).

Рассматривая портфельный подход к стратегии фирмы или компании, следует рассматривать их как совокупность нескольких производств, руководители которых поддерживают баланс между ними путем увеличения инвестиций в одних и сокращения в других, в соответствии со сложившейся ситуацией. Следует раскрыть наиболее известные матричные модели выбора стратегии – «матрицу делового роста», разработанную Бостонской консалтинговой группой, матрицу стратегий М. Портера.

При анализе главных принципов планирования раскрываются следующие категории и понятия: научность, непрерывность, координация, практичность, гибкость, рекомендуемость, контроль, директивность.

К важнейшим требованиям внутреннего планирования относят:

- участие в планировании лиц, причастных к его выполнению «сверху вниз» и «снизу вверх»;

- непрерывность планирования, координация деятельности при составлении и выполнении планов;

- реальность поставленных целей и средств ее достижения;

- научный подход к планированию;

- взаимное согласие и увязка стратегического плана с краткосрочными и оперативными;

- разработанность системы контроля.

Функциональные планы (маркетинговые, финансовые, производственные, развития персонала и т.п.) предназначены, прежде всего, для помощи при внедрении стратегического плана организации. Формы, в которых разрабатываются планы – это ключевые краткосрочные цели и тактические подходы к решению насущных проблем, возникающих на данном этапе в каждой из функциональных сфер.

Модель бизнес-плана определяется принадлежностью плана к тому или иному типу, а также особенностями организации, для которой он разрабатывается. В общем виде, согласно существующим рекомендациям бизнес-план должен состоять из следующих разделов.

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды и особенности продукта.

3. Рынки сбыта продукции и услуг.

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Финансовый план.

9. Правовое обеспечение деятельности

10. Оценка рисков и страхование.

Список рекомендуемой литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Анализ концепций стратегического управления/Головач Л.Г., Исаев И.Ю., Пряхин Г.А., Лукашевич М.Л. – СПб., 1997.

3. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план. – М.: Инфра-М, 1996

4. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии.: В 2ч. – Минск: Новое знание, 2000.

5. Кох. Стратегия. – СПб.: Питер, 2003.

6. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб.: Наука, 1996.

7. Покропивный С.Ф., Соболь С.М., Швиданенко Г.О. Бізнес-план: Технологія розробки та обґрунтування: Навчальний посібник – К: КНЕУ, 1998.

8. Роберт А. Лутс.7 законов «Крайслера».-, М.: Альпина, 2003.

9. Тян Р.Б. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – К.: МАУП, 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.