КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы обучения и тренировки на автотренажерах
В деятельности водителя можно выделить три группы навыков: сенсорные, мыслительные и двигательные. Примером сенсорного навыка является восприятие водителем объектов дорожной обстановки и расстояний до них, скорости движения автомобилей. Мыслительные навыки лежат в основе оценки обстановки и принятия решений. Двигательные навыки соответствуют навыку движений водителя при управлении автомобилем. Деление навыков на группы условно, так как в любом навыке есть как сенсорный, так и двигательный моменты. Формирование, перестройка и разрушение навыков подчиняются всем законам образования, изменения и торможения условных рефлексов. При образовании условных рефлексов в результате многократного повторения деятельности нервные процессы складываются в определенную систему, которая может несколько изменяться под влиянием различных условий. Такую систему академик И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Образование динамических стереотипов в коре больших полушарий является тем физиологическим механизмом, на основе которого вырабатываются навыки. Наиболее изучен процесс формирования двигательных навыков. В нем различают три этапа. Первый этап состоит из изучения отдельных элементов движения и объединения их в одно целостное действие. Этот этап характеризуется наличием лишних, нецелесообразных движений. Обучающийся в начальной стадии обучения излишне напряжен, сильно зажимает рулевое колесо и часто делает короткие движения рулем, резко и неточно перемещает рычаги управления. Все свои действия он контролирует с помощью зрения. На втором этапе по мере повторения упражнения ненужные, нецелесообразные движения исчезают, происходит постепенное формирование динамического стереотипа. Движения обучаемого становятся более точными. Постепенно ослабевает зрительный контроль за выполнением действий и увеличивается роль длительного контроля. На третьем этапе динамический стереотип сформирован. Большинство действий выполняется автоматически, т.е. без участия сознания, которое осуществляет только функцию контроля. На этой стадии формирования навыка обычно вводят определенные усложнения с целью выработки вариативности навыка, например обучаемый совершенствуется в езде по напряженной дороге, в условиях интенсивного движения транспортных средств или ночью. Овладевать навыком, необходимо осознано. Обучаемый должен подметить свое продвижение вперед, а мастер должен помочь обучаемому анализировать процесс овладения навыком. На первом этапе, когда обучаемые стараются осознать каждое отдельное движение или действие, необходимо помочь им разложить этот ил иной процесс на составляющие его элементы и осознать их связь между собой. На третьем этапе, в период совершенствования навыков, педагогический процесс приобретает особенно сложный характер. Мастер должен хорошо изучить своеобразие ошибок и индивидуальных особенностей обучаемых. Навыкам свойственна изменчивость. Наибольшим изменениям подвергается точность по времени выполнения действий. После перерыва в тренировке действия выполняются то быстрее, то медленнее по сравнению с требуемой продолжительностью. Разрушение навыков, прежде всего и резче всего сказывается на сложных и плохо закрепленных навыках. Способы обучения и тренировке на тренажере должны предусматривать достаточное количество повторений. Без этого тренажер превратился в наглядное пособие, и будет помогать только получению знаний, но не развитию навыков и умений. Тренировка на автомобильном тренажере является педагогическим процессом, который подчиняется всем закономерностям педагогики независимо от конструкции тренажера и применяемых способов тренировки. В основе всего цикла тренировок, а также отдельных занятий должны лежать общие педагогические принципы. Рассмотрим основные принципы обучения и тренировки. Принцип сознательности и активности выражается в том, что учащиеся, приступая к тренировке, должны: знать ближайшие и конечные ее цели, уяснить значение вырабатываемых навыков для их будущей деятельности и в каждом тренировочном занятии стремится к наиболее точному выполнению учебных задач. Принцип всесторонности заключается в применении различных средств и методов тренировки, обеспечивающих совершенствование всех необходимых навыков по управлению автомобилем. При совершенствовании мастерства вождения автомобиля в тренировочном процессе необходимо использовать разнообразные дорожные ситуации для выработки вариативных навыков. Учитывая некоторую условность воспроизведения окружающей обстановки каждым из обучающих средств, весьма желательно в процессе обучения применять различные их основания. Принцип постепенности предусматривает постепенное увеличение объема получаемой учащимся информации, сложности и интенсивности тренировки в течение всего тренировочного цикла. Каждое занятие не должно быть чрезмерно трудным или слишком легким. Принцип повторности заключается в совершенствовании навыков путем многократного повторения упражнений при условии оптимальных временных интервалов между тренировочными занятиями. Следует помнить о возможном разрушении выработанных навыков вследствие длительных перерывов. Принцип индивидуализации выражается в таком планировании и проведении тренировки, которые бы учитывали индивидуальные особенности будущих водителей и характер допускаемых ими ошибок, а также особенности процесса формирования навыков. Обучение и тренировку следует рассматривать как единый неразрывный процесс. Вместе с тем они не являются тождественными по своим задачам и методам: задача обучения – главным образом овладение необходимыми знаниями и овладение навыками, задача тренировки – закрепление и дальнейшее совершенствование навыков. Навыки управления автомобилем должны формироваться в такой последовательности: обучение на тренажерах, на автодроме (учебной площадке), на улицах и дорогах. Совершенствование навыков и овладение мастерством вождения автомобиля должно достигаться в процессе тренировочных занятий на автомобильных тренажерах (типа динамического тренажера) и завершаться на учебных автомобилях. Специальное исследование показало, что многие водители даже с большим стажем работ не владеют навыками в быстрой ориентировке и в быстрых точных действиях в критических дорожных ситуациях, допускают ошибки в прогнозировании быстро изменяющейся дорожной обстановке и технические погрешности при управление автомобилем на больших скоростях в условиях дефицита времени. С целью исправления дефектов в технике управления автомобилем совершенствования мастерства вождения должны быть использованы методы тренировки на автомобильных тренажерах. Единой методики обучения и тренировки для всех типов тренажеров не существует. Поэтому, кроме общих положений и принципов тренировки, обязательных для любого учебно- тренировочного процесса, необходимо учитывать назначение тренажера, его конструктивные возможности и задачи тренировки.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |