Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Государство, общество и современное




ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государство представляет собой социально-экономическую систему, национальную или многонациональную общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. В соответствии с системным подходом государство следует рассматривать в разных аспектах — философском, историческом, социологическом, экономическом, юридическом, географическом и др. Только в результате такого рассмотрения можно выделить те или иные характеристики государства.

Юридический аспект позволяет отметить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций со­временного общества: 1) наличие особой публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) государственный суверенитет; 3) общеобязательный характер законодательных актов, издаваемых от имени и органами государства; 4) наличие системы взимания и использования налогов.

Публичная политическая власть является одним из главных признаков государства. Она выступает в роли арбитра между раз­личными слоями, группами, слоями и классами населения. Этим самым государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над ним, отделена от него, хотя и формируется им.

Государственная власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу и другим субъектам власти.

Публичная политическая власть представляет собой систему институтов, которые в своей совокупности представляют государственный аппарат управления. Он обслуживается слоем чиновников, для которых работа в государственном аппарате является про­фессиональной деятельностью.

Обязательный для всех граждан характер государственных актов вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество — издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязатель­ных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, обеспечивать безопасность общества и поддерживать отдельных его членов. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.

С учетом перечисленных признаков государство — это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной политической власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп общества, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Особая модель государства раскрывается понятием «правовое государство», т.е. это государство, которое построено на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками, в первую очередь содержащимися в Конституции страны.

Если обобщить все характеристики правового государства, то можно выделить его главные признаки: во-первых, господство права в общественной и политической жизни страны; во-вторых, незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированное и реальное осуществление; в-третьих, взаимная ответственность государства и отдельной личности; в-четвертых, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Господство права в стране предполагает: правовую организацию государственной власти, создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; правовой характер принимаемых законов, которые по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов.

Незыблемость прав и свобод личности означает признание и реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения перед законом. Все должны обладать равной правовой субъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей. Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, человеческое достоинство, неприкосновенность жилища и личности, свобода передвижения, свобода совести и др.

Взаимная ответственность государства и отдельной личности означает, что государство и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают взаимными правами, возможностями и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само нести перед личностью определенные законом обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Согласно ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти, опирающихся на систему сдержек и противовесов. Однако разделение ветвей власти не абсолютно, поскольку оно предполагает единство ветвей власти в смысле их согласованного действия на основе общих принципов.

Гражданское общество представляет собой предпосылку и условие существования правового государства. Без гражданского общества не может быть созданным государство. Гражданское общество есть объединение отдельных (частных) личностей, в котором доминируют свобода личности, частная или иная собственность, а взаимные связи между индивидами строятся по принципу — пределы свободы конкретной личности определяются пределами свободы другой личности. Гражданское общество — это независимая от государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные группы, объединения молодежного, культурного, национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие разнообразные интересы отдельных людей и их формальных и неформальных объединений.

Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается общество, где личность не отделена от собственности, имеет возможность выбрать любую форму собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду. В гражданском обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов, суждений. Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться к законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе вмешиваться.

Таким образом, государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам, выражать всеобщий интерес общества. Гражданское общество и правовое государство тесно связаны друг с другом и предполагают друг друга.

Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их отдельных групп. Структура граждан­ского общества включает в себя: негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); общественные объединения; политические партии и движения; сферу воспитания молодежи и образования; негосударственные средства массовой информации; семью; церковь.

Гражданское общество — это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденных от лишних запретов и административной регламентации.

В современном гражданском обществе выделяют три уровня общественных отношений.

Первый — связан с воспроизводством самого человека (человеческого капитала) и охватывает сферу семьи, быта, культуры, образования.

Второй — охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен. Субъектами отношений здесь выступают отдельные индивиды и социальные группы, образующие социальный состав гражданского общества; различные объединения индивидов (молодежные объединения, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.д.). Все эти субъекты устанавливают разнообразные по своему характеру связи, которые позволяют обеспечить гармоничное развитие гражданского общества и отдельных его членов параллельно с усилиями государства в этом направлении.

Третий — связан с политической жизнью гражданского общества. Субъектами политического процесса являются граждане, в том числе и молодежь, их политические и общественные объединения (партии, движения, союзы и т.д.) и государство.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.

Государство организовано как вертикальная система государственных органов и должностных лиц, которые связаны отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет гражданского общества. Главная цель государства — это охрана общества и управление обществом, отдельными его группами и индивидуумами.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве, личной инициативе, интересах индивидуумов.

Если государственные органы создаются и действуют строго на основе права, то органы управления гражданским обществом таким правом не предопределены. Создание и деятельность объединений граждан может регулироваться законом, но создаваться и существовать эти объединения могут только по доброй воле их участников. Отношения между гражданами и их объединениями строятся на началах равенства и свободы, основываются на соглашениях и договорах. В государстве же должностные лица и госу­дарственные органы связаны отношениями строгой или гибкой субординации.

Тем не менее следует признать, что, выделившись из общества, государство становится его основной, властвующей политической организацией. Государственная власть — это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своими действиями государственная власть охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства. Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие органи­зации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: возрастным, политическим, экономическим, духовным, профессиональным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, производственные кооперативы и ассоциации, акционерные общества, частные учреждения и организации — все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и тем самым интегрируются в системы общества и государства.

Особое место государства в системе общественных институтов обусловлено следующими факторами:

• государство является единственной, полновластной организацией в масштабе всей страны;

• государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого его члена;

• государство является официальным лицом, представителем внутри страны и на международной арене.

Негосударственным организациям и объединениям такие свойства и функции не присущи. Они решают локальные по своему содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественной жизни.

В обществе и государстве должна существовать определенная политическая система, т.е. организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит общая цель — обеспечение прав и свобод человека, постоянное повышение уровня его жизни. В основе взаимоотно­шений государства и общественных организаций лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимной поддержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи социально-экономического развития общества.

 

Вместе с тем элементы этой системы решают свои конкретные задачи, не подменяя друг друга. Государство и общественные организации — это самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел. Являясь относительно автономными звеньями политической системы, государство и общественные организации тесно взаимодействуют между собой. Государство всемерно поддерживает самодеятельность общественных организаций. Общественные организации, в свою очередь, всячески помогают государству решать задачи экономического, социального и культурного развития, охраны правопорядка, участвуют в формировании самих государственных органов.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию, являясь гарантом положительного влияния этих процессов на гражданское общество. Это выражается в следующем:

1. Государство, предоставляя конституционное право гражданам на объединение в общественные организации, в том числе и молодежные, создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные объединения и организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь.

2. Государство определяет и закрепляет правовое положение конкретных общественных организаций. При этом правовая регламентация деятельности общественных организаций со стороны государства ограничивается лишь утверждением уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами организации регулируются не правом, а нормами общественной организации.

3. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же оказывают содействие в реализации некоторых решений общественных организаций. Например, решений молодежных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных целей и задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание целей и задач государства определяется взаи­модействием различных внутренних и внешних факторов.

Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления гражданским обществом. Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренними сторонами жизни общества. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, правоохранительных и контрольных финансовых задач.

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме, используя для этого в основном экономические, а не административные методы госу­дарственного регулирования.

Государственное воздействие на экономическую жизнь общества выражается в формировании государством бюджета, контроле за его расходованием, финансировании национальных программ и проектов, выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.

Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

Государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, образование, культурный отдых, строительство жилья, развитие науки, транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, отдых, жилище, образование, пользование достижениями культуры, т.е. тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей и домашних хозяйств. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный (федеральный, региональный и местный) бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за сбором и правильным расходованием налоговых средств. Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

Функция охраны правопорядка — это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и го­сударственная жизнь строится на основе законов, интересы общества, государства и личности охраняются от любых незаконных посягательств.

Природоохранительная (экологическая) функция является в современном мире жизненно важной деятельностью любого государства, мирового сообщества в целом. Земля как важнейший фактор производства и объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственного отношения.

Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности в глобальной сфере. Они призваны решать следующие внешние задачи государства:

• установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами;

• обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии.

Российская молодежь участвует в процессах мирового развития, развития своей страны — многонациональной России, отвечая вызовам времени. Она в основном адаптирована к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост численности молодежных «групп риска», все более заметны проявления молодежного экстремизма и ради­кализма.

В Российской Федерации государственное и общественное регулирование ГМП обусловлено объективными условиями, основными из которых является уменьшение численности и доли молодежи в общей возрастной структуре населения страны. За последние 15—20 лет численность и доля молодежи в структуре населения России постоянно уменьшается, что определяет как позитивные, так и негативные тенденции, которые следует учитывать при формировании и реализации внутренних и внешних факторов в реализации ГМП.

Говоря о молодежи, ее особенностях, потребностях, интересах и ценностных ориентациях, в первую очередь необходимо иметь представление, насколько многочисленна данная социально-демографическая группа. Однако современная ситуация в нашей стране характеризуется падением рождаемости, что приводит к старению населения, снижению в его составе доли детей и лиц молодых возрастов и как следствие к увеличению старших возрастных групп.

По данным переписи населения 1989 г., молодежи от 14 до 30 лет в Российской Федерации насчитывалось 34,4 млн человек, или 23,4%. По сравнению с 1979 г. численность молодежи сократилась на 4,8 млн человек. Эта тенденция продолжалась и в 1990-е гг. Падение рождаемости в России привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25—29-летних. В 1989 г., по данным переписи, насчитывалось 22,3 млн человек (15,2%) в возрасте от 20 до 29 лет.

Данные переписи 2002 г. показывают уменьшение данной возрастной группы до 22,1 млн человек, что также составляет 15,2% в общей структуре общества. В то же время нужно отметить прирост за эти 13 лет людей в возрасте от 10 до 19 лет: с 20,6 млн человек (14%) до 23,2 млн человек (16%), что является резервом молодежи. В табл. 1.1 приводятся данные Госкомстата России, характеризующие некоторые колебания численности молодых людей в нашей стране за последние десятилетия.

Численность и доля молодежи в населении России доля молодежи в населении России
Возрастлет                  
Численность, млн. чел. млн чел
15-19 8,9 12,3 12,9 12,4 9,3 10,1 10,8 11,0 11,8
20-24 11,6 9,7 12,3 13,0 11,3 9,6 10,1 10,4 10,7
25-29 10,6 7,1 10,8 11,9 13,1 12,1 9,5 9,6 10,2
Всего 31,1 29,1 36,0 37,3 33,7 31,8 30,4 31,0 32,7
Доля,%
15-19 7,6 9,5 9,5 9,0 6,5 6,8 7,2 7,4 8,1
20-24 9,8 7,5 9,2 9,5 7,9 6,4 6,9 7,1 7,4
25-29 9,0 5,4 8,0 8,7 9,1 8,1 6,4 6,5 7,0
Всего 26,4 22,4 26,7 27,2 23,5 21,3 20,5 21,0 22,5

Таблица 1.1

 

Период уменьшения абсолютной и относительной численности молодежи, который переживала Россия начиная с 1980-х и вплоть до середины 1990-х гг., — это следствие падения рождаемости в 1960—70-е гг. В результате численность вступающих в 15-летний возраст была меньше численности тех, кто достигал 30 лет, и только с середины 1990-х гг. численность входящих в молодежный воз­раст стала превышать численность тех, кто из него выходит. Другими словами, на смену каждой тысяче 30-летних «приходило» в 1980-е гг. и первой половине 1990-х гг. 890 пятнадцатилетних. В результате этого молодое поколение в это десятилетие принимало на себя большую, чем раньше, трудовую и социальную нагрузку общества.

Позитивные тенденции в развитии российской молодежи в начале 2000-х гг. следующие: созревает мощный инновационный потенциал; растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому; увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем; увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подго­товки; меняется отношение к образованию — формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния; растет заинтересованность в сохранении своего здоровья; наконец современная российская молодежь является полноправной частью международного молодежного сообщества, и она активно интегрируется в мировые экономические, по­литические и гуманитарные процессы.

К негативным тенденциям и явлениям, доминирующим в молодежной среде, следует отнести: обострение проблемы молодой семьи; ухудшение состояния физического и психического здоровья молодого поколения; криминализацию молодежной среды, которая становится все более устойчивой; снижение доступности качественного образования; рост имущественного расслоения в молодежной среде; деградацию структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников — молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения; минимальную включенность молодых людей в систему управления государством; продолжение деформации духовно-нравственных ценностей, размытие моральных ограничителей на пути к достижению личного успеха; медленное развитие культуры ответственного гражданского поведения, а также навыков общественной деятельности и самоуправления.

В связи с этим отношение общества и государства к молодежи характеризуется следующими особенностями в сферах:

• экономики и труда — сохраняется потребительское отношение и невостребованность потенциала;

• политики — доминирует политическое манипулирование;

• культуры и искусства — влиянием индустрии развлечений;

• духовно-нравственной — формальные подходы государства сочетаются с безразличием и бессилием общества.

Осложняет ситуацию отсутствие общественно-признанных морально-нравственных ориентиров развития, национальной идеи и образа будущего России, достаточных условий для самореализации и воплощения социально значимых инициатив молодежи. Отсутствует механизм согласования интересов молодежи с интересами других групп общества.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть достигнуто лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формирования цивилизованных механизмов взаимоотношений между обществом и входящими в него новыми поколениями.

Постиндустриальный мир стремительно изменяется. Трансформируются модели международных отношений, подходы к решению внутриполитических задач и достижению экономического успеха. Меняется мировоззрение и мотивация поведения отдельных людей и целых обществ. Эти процессы не могли не отразиться на взаимоотношениях поколений, на условиях вхождения в общество молодых людей, на роли молодежи и новых поколений в развитии государства и общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.