Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6. Система нормативно-правового обеспечения экономической и общественно-политической деятельности молодежных организаций




Впервые осуществление целостной ГМП в России было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства Указом Президента России от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В соответствии с этим указом в состав целостной государственной молодежной политики вошли следующие направления:

• обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

• создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

• осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

• содействие международным молодежным обменам.

Следовательно, основа ГМП на федеральном уровне складывалась начиная с 1992 г. Она представляет собой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех органов и ветвей власти. В соответствии с п. 2 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации основой правовой базы ГМП в России является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», в котором ГМП была определена как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными организациями и объединениями.

Осуществление ГМП, согласно постановлению, представляло собой поэтапные действия в следующих основных направлениях:

• обеспечение соблюдения прав молодежи;

• обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

• содействие предпринимательской и иной экономической деятельности молодежи;

• государственная поддержка молодой семьи;

• гарантированное предоставление социальных услуг;

• поддержка талантливой молодежи;

• формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

• поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

• содействие международным молодежным обменам.

Реализация ГМП включила в себя следующие меры:

• принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

• разработка и осуществление государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;

• создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

• выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

• создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.

Определенное значение имел принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации.

Исходя из основных направлений ГМП, государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется в соответствии с принципами:

• приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений;

• равенства прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;

• признания самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки.

Согласно Федеральному закону государственная поддержка может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке:

 

• молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившимся на основе общности интересов;

• детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

Закреплены следующие виды государственной поддержки молодежных и детских объединений:

• информационное обеспечение и подготовка кадров объединений;

• поддержка проектов (программ) молодежных и детских объединений;

• финансирование мероприятий по поддержке объединений молодежи.

Федеральным законом предусмотрено формирование Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

В 1998—1999 гг. активизировались усилия по систематизации и развитию законодательства в ГМП как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Включение молодежных и детских объединений в указанный Федеральный реестр осуществля­ется бесплатно в течение месяца после представления ими письменного заявления и соответствующих документов.

В 1999 г. разработан проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (принят Государственной Думой в октябре и утвержден Советом Федерации в ноябре 1999 г.; 25 ноября 1999 г. на закон наложено вето Президента Российской Федерации, которое не было преодолено в июле 2000 г. новым составом Государственной Думы Феде­рального Собрания РФ).

Принятием названного закона предполагалось достроить систему нормативных правовых актов, образующих законодательство в области ГМП в России. Новый закон в большей мере должен был отражать радикально изменившиеся за прошедшее десятилетие условия деятельности всех субъектов формирования и реализации ГМП в стране. Были определены приоритетные области ГМП, в том числе содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд, государственная поддержка молодых семей.

В соответствии с этими приоритетами предполагалось нормативно установить необходимые действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных юридических и физических лиц, закрепить положения, направленные на расширение участия молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики в стране.

Принципиальное значение имело положение закона об установлении государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни молодежи и определении минимального объема социальных услуг, включаемых в этот стандарт.

Была осуществлена попытка нормативного упорядочения действий государственных органов в отношении разнообразных и разнородных по задачам и характеру деятельности организаций, работающих с молодежью. В этой связи был выделен особый класс таких специализированных организаций, осуществляющих деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, определены меры по поддержке социальной инфраструктуры для молодежи, разработке и финансированию целевых программ в области ГМП.

В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства на основе Конституции РФ и федеральных законов. Следовательно, право определения приоритетных задач национального масштаба принадлежит Президенту РФ. Реализация этого права также базируется на правовых основаниях — Конституции РФ и федеральных законах.

Термина «государственная молодежная политика» Конституция РФ не содержит, однако он присутствует в иных федеральных законодательных актах, в частности в Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Преамбула данного Закона гласит: «Приоритеты государственной молодежной политики определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами».

В ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации обозначены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ отнесено к полномочиям Российской Федерации.

Статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина. Из чего следует, что защита прав молодежи — предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. И, следовательно, защита семьи, материнства, отцовства и детства, общие вопросы воспитания молодежи, ее образования, участия в пользовании достижениями науки и экономики, культуры, физической культуры и спорта, а также социальная защита, включая социальное обеспечение молодежи, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

В ряде случаев молодежные аспекты косвенно представлены в тех федеральных законах, в которых установлены правовые нормы, непосредственно затрагивающие законные интересы и права молодых граждан.

Таким образом, в число основополагающих документов, регулирующих ГМП в России, входят рассмотренные выше и другие законотворческие акты:

1. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня

1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений».

3. Статья 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», и соответствии с которой к полномочиям Правительства РФ относятся меры по реализации молодежной политики.

4. Пункт 58 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Пункт 30 ч. 1 ст. 14, п. 34 ч. 1 ст. 16 от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

6. Федеральный Закон Российской Федерации от 15 августа

1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»: подраздел 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей».

7. Статья 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которая определяет компетенцию органов по делам молодежи и сферу деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы.

8. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» относит к ведению министерства вопросы молодежной политики.

9. Стратегия государственной молодежной политики, принятая Правительством РФ 18 декабря 2006 г.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход. Так, Указом Президента РФ от 15 сентября 1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа «Молодежь России», Указом Президента РФ от 15 августа 1997 г. № 890 она получает статус президентской на период 1998—2000 гг., а в 2000 г. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2000 г. № 1275 утверждена феде­ральная целевая программа «Молодежь России» на 2001—2005 гг.

На региональном уровне законы о ГМП, поддержке молодежи и молодежных организаций на 1 января 2006 г. приняты почти в 60 субъектах Российской Федерации. В них закреплены нормативно-правовые акты участия молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, которые включают в себя практически все сферы жизни:

• организация досуга и объединение в ассоциации;

• трудоустройство и борьба с безработицей;

• политика в области жилья и градостроительства;

• политика в области образования и профессионального обучения молодежи;

• политика мобильности молодежи как средства достижения большего экономического равновесия на основе предпринимательской деятельности между регионами в России;

• превентивные меры в социальной области и сфере здравоохранения;

• программа создания информационных центров и банкой данных для молодежи;

• деятельность, направленная на предоставление равных возможностей для мужчин и женщин;

• особые направления деятельности в области культуры;

• деятельность по охране окружающей среды.

Важным моментом планировании и реализации ГМП явилось принятие «Стратегии государственной молодежной политики». Этот документ ставит своей целью сделать ГМП эффективной, адекватной современным требованиям, учитывающей особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслом и содержанием. Цели, задачи, основные направления, меры и механизмы реализации ГМП: определяют новые подходы государства к формированию основных целей и задач, форм и методов реализации ГМП; формируют новый взгляд на молодежную политику, соответствующий современным представлениям о целях и задачах общества и государства, о внутренних, внешних и глобальных факторах, стоящих перед российским обществом; служат основой для подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научного, кадрового, организационного, ресурсно-инвестиционного и финансового обеспечения; выступают в роли основного документа при разработке целевых национальных и региональных программ в области государственной молодежной политики и ее реализации по направлениям «здоровье», «образование», жилье и семья.

Особенно следует подчеркнуть важность и значение для развития всех видов экономической деятельности среди молодежи таких документов, как Гражданский кодекс РФ, Кодекс законов о труде в РФ, Налоговый кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ регулирует следующие вопросы экономической деятельности: понятия о физических и юридических лицах, коммерческих и предпринимательских структурах; об организационно-правовых формах предпринимательских структур (полное товарищество и общество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия). В Кодексе приведена законодательная основа некоммерческих организаций — потреби­тельский кооператив, общественные и религиозные организации и их объединения, фонды, ассоциации и союзы.

В Гражданском кодексе обоснованы правовое поведение объектов гражданского права; вопросы, связанные со сделками; права собственности; защита прав собственности; общие положения об обязательствах и их обеспечению; вопросы заключения хозяй­ственных договоров, договоров купли-продажи, поставки товаров и услуг; вопросы аренды и пользования имуществом; подряд. Особое место уделено вопросам финансирования, банковских вкладов, банковских счетов, расчетам по платежным поручениям, аккреди­тиву, страхованию, доверительному управлению имуществом, а также вопросам международного и частного права.

Налоговый кодекс РФ содержит законодательство и иные нормативно-правовые акты: о налогах и сборах в Российской Федерации, системе налогов и сборов, сведения о налоговых органах, общих правилах исполнения налоговых обязанностей, сведениях о налоговой декларации и налоговом контроле, налоговых правонарушениях, механизме обжалования актов налоговых органов, налогах на добавленную стоимость, на прибыль, на доходы физических лиц, акцизы, социальном налоге, на добычу полезных ископаемых и других ресурсов, упрощенной системе налогообложения, механизме налогообложения при разделе продукции, о региональных и местных налогах и сборах, налоговых льготах, а также другие во­просы, связанные с хозяйственной и иной деятельностью юридических и физических лиц.

Трудовой кодекс РФ представляет собой свод законов об использовании наемного труда в условиях рыночной экономики. На его основе законодательно регулируются: социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и дисциплина труда, охрана труда, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе в возрасте до 18 лет, защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров, а также ответственность работодателя и наемного работника за нарушение трудового законодательства.

Жилищный кодекс РФ определяет вопросы жилищного законодательства, объекты жилищных прав, что такое жилищный фонд, право собственности и другие вещные права на жилые помещения, вопросы социального найма жилых помещений и спе­циализированного жилого фонда, а также вопросы законотворчества о жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, платы за жилые помещения и коммунальные услуги, управления многоквартирными домами.

Закон Российской Федерации «Об образовании», наряду с определением государственной политики в области образования и гарантии социальных прав граждан России на образование, регулирует систему российского образования, управления этой систе­мой, экономику системы образования и международную деятельность в области образования.

Таким образом, принятыми законодательно-нормативными актами в области государственной молодежной политики и становле­ния рыночной экономики конституирована молодежная экономическая деятельность как область государственной деятельности.

Конституцией и Законами Российской Федерации определен и законодательно обоснован весь комплекс действий молодежи и всех участников, осуществляющих руководство ГМП и направленных на:

• привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся всего общества, в особенности молодежи;

• обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленных возрастом недостатков их социального статуса;

• предоставление молодому гражданину социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, объем, виды и качество которых обеспечивают всестороннее развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

• содействие инициативной общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития молодежи;

• обеспечение гарантий правовой и социальной защищенности молодых граждан;

• развитие механизмов обеспечения прав молодых граждан во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями;

• обеспечение права молодых граждан на гарантированное получение минимума социальных услуг;

• формирование системы мер по обеспечению экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан;

• обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

• создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

• осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

• содействие международным молодежным обменам. Законодательно определен круг лиц, в отношении которых должна проводиться государственная молодежная политика:

а) граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

б) иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет — в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

в) молодые семьи — семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

г) молодежные объединения.

В субъектах РФ также формируется законодательная база в сфере молодежной политики. В Законах субъектов РФ учитываются особенности территорий и проживающего на них населения, регулируется определение понятий «Молодежь», «Молодежная политика», а главное, предложены отвечающие этим условиям механизмы финансового обеспечении реализации молодежной политики.

Перечисленные и выше по тексту рассмотренные Конституция РФ и Законы РФ о молодежи и ГМП создают нормативно-правовую основу в системе регулирования и управления экономикой России и развитию участия молодежи в рыночной экономике.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните модель кругооборота в рыночной экономике.

2. Какие хозяйствующие субъекты функционируют в рыночной экономике?

3. Что такое сделка? Назовите условия проведения сделки.

4. В чем сущность и значение инновационного и институционального подходов в рыночной экономике?

5. Дайте определение юридического лица.

6. Дайте определение физического лица.

7. Приведите группировку предпринимательских структур.

8. Приведите группировку некоммерческих структур.

9. В чем заключается предпринимательская деятельность без образования юридического лица

10. Раскройте преимущества и недостатки организационно-право­вых форм предпринимательских структур.

11. Какими документами определяются имущественные и правовые отношения между юридическими и физическими лицами?

12. Раскройте российскую систему нормативно-правового обеспечения экономической деятельности молодежных организаций — школьных, студенческих, муниципальных и иных.


Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.