КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая система. Государственный бюджет
Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми - финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. -Распределительная функция - обеспечение субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами; посредством налогов государство направляет средства на решение народнохозяйственных проблем, финансирование различных программ (научно-технических, экономических и др.), на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в отрасли. -Контрольная функция - финансы, связанные с движение стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы, что позволяет контролировать складывающие экономические пропорции. -Стимулирующая функция - изменяя условия налогообложения государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей и производств. -Фискальная функция - с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов (театры, музеи). Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Расходная часть государственного бюджета характеризует направления и цели бюджетный ассигнований, которые носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. К основным направлениям бюджетных расходов относятся: -социальные расходы - образование, здравоохранение, социальные пособия; -расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост; -развитие аграрного сектора; -институциональные расходы - внутренний и внешний долг, оборона, закупка вооружений и военное строительство, материальное обеспечение внешнеполитических связей, содержание аппарата управления; -расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала; -другие расходы.
56.Финансовая система. Государственный бюджет. Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение условий для удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения, создания системы социальных гарантий. Цели социальной политики:
Основные направления государственной социальной политики включают: Состав и структура доходов населения Под доходом населения понимается сумма всех видов поступлений в денежной форме или виде материальных благ или услуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использования собственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий и льгот. Размеры и состав доходов одна из важнейших характеристик уровня жизни населения. Доходы могут формироваться по труду, собственности, способностям, потребностям и т. п. В цивилизованном мире основой распределения общественных благ является принцип по труду. В рыночной экономике он модифицируется в принцип распределения по предельной продуктивности труда, которая определяется с учетом ситуации на рынке труда. По основным видам занятости трудовые доходы населения классифицируют следующим образом: доходы от занятости по месту основной работы; доходы от вторичной занятости; доходы от самозанятости. Эти виды доходов могут получаться отдельно или в любых комбинациях. Основными источниками личных доходов является трудовая деятельность населения, работающих по найму; трудовая деятельность лиц свободной профессии; предпринимательская деятельность; собственность; средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала; личные подсобные хозяйства. Классификация доходов предусматривает их распределение и объединение в группы и подгруппы в зависимости от различных признаков. По экономической природе выделяют трудовые и нетрудовые доходы. Трудовые доходы, основой формирования которых является трудовая деятельность, включают: доходы, получаемые в форме оплаты труда на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности; от индивидуальной деятельности; от личного подсобного хозяйства; от предпринимательской деятельности; от реализации платных бытовых услуг и т. д. Нетрудовые доходы, получаемые по линии государственных официальных каналов и от бизнеса, не противоречащего правовым нормам морали, включают: социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии); доходы от собственности; дивиденды по акциям; проценты по облигациям и другим ценным бумагам; доходы на вложенный капитал, а производственную сферу и другие отрасли экономики. По экономическому содержанию выделяют денежные и натуральные доходы. К денежным доходам относится: заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, предпринимательский доход, дивиденды, доходы от собственности, доходы от продажи ценных бумаг; доходы от продажи продукции личного подсобного хозяйства; прирост денежных вкладов в сберегательном банке и т. д. К натуральным доходам относится: стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление; стоимость натуральных услуг лечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характера, оплачиваемых за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий. По степени использования выделяют общие, располагаемые и реальные доходы. Общие доходы – это сумма доходов, полученная из всех источников, включая и средства, предприятий для уплаты налогов и обязательных платежей. Располагаемые доходы (нетто-доходы) – это сумма средств, остающаяся после уплаты налогов и обязательных платежей, которую семья может в максимальном разрезе потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников. Реальные доходы – это стоимость приобретенных материальных и культурно-бытовых благ на сумму располагаемого дохода с учетом цен на товары и услуги.
Проблема неравенства доходов в обществе. Измерение степени неравенства доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини. Перераспределение доходов государства. Дифференциация заработной платы предопределяет неравенство в распределении личных доходов. В основе его в конечном счете лежат различия в способностях, образования, профессиональном опыте. Важным фактором неравенства является и неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Наконец, нередко определенную роль играют везение, удача, доступ к ценной информации, риск, личные связи и т.д. Эти факторы действуют разнонаправлено, то сглаживая, то увеличивая неравенство. Чтобы определить его глубину, используют кривую Лоренца. Отложим по горизонтальной оси процент населения (или семей), а по вертикали – процент дохода. Обычно население делят на 5 частей – квинтелей, в каждой из них входят 20% населения. Группы населения располагаются на оси от самых малообеспеченных до самых богатых. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% дохода.. Абсолютное равенство на графике показано в виде линии, располагающейся под углом 45 градусов к осям координат. Реально беднейшая часть населения получает обычно 5-6%, а богатейшая – 40-45%. Поэтому кривая Лоренца лежит между линиями, отражающими абсолютное равенство и абсолютное неравенство доходов. Чем неравномернее распределение доходов, тем большей вогнутостью характеризуется кривая Лоренца. Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади многоугольника к площади общего треугольника. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство. Перераспределение доходов в странах с развитой рыночной экономикой существуют различные системы перераспределения доходов. К распределению номинального дохода относятся все денежные выплаты, которые получает население, включая заработную плату, дивиденды, проценты, все денежные трансфертные платежи. Однако эта система не учитывает доходы, не получившие денежной оценки (доходы от садово-огородного хозяйства, работы в домашнем хозяйстве, государственной помощи на образование, государственных субсидий на оплату жилья и т.д.). В большинстве развитых стран правительство активно участвует в перераспределении доходов. Прогрессивный характер налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть население облагается большим в процентном соотношении налогом, чем беднейшая. К тому же часть налогов государство использует для трансфертных платежей (негативного налога) в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Программы государственной помощи включают ряд дополнительных мер: социальное и медицинское страхование; помощь многодетным семьям, выделение продовольствия и различных льгот. В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства. Такая политика оправдана в долговременной перспективе, так как дает возможность бедным получить образование и «выбиться в люди». Характерно, что в развитых странах принадлежность к бедным, богатым и среднему классу не является раз и навсегда заданной.
элементы защиты: - государственные выплаты всем гражданам на одинаковом уровне за счет средств бюджета, предназначенные для социального обеспечения при наступлении социальных рисков; - обязательное социальное страхование за счет отчислений работодателей и работников; - накопительная пенсионная система; - социальная помощь и специальные государственные программы поддержки определенных категорий граждан за счет средств госбюджета. Кроме того, граждане имеют право на осуществление добровольного страхования на случай наступления социальных рисков.
57.Региональная политика. Методы и средства реализации региональной политики. Р егиональная Политика - составная часть политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся законы стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путем компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства. Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края,провинции ); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научнообоснованной стратегии регионального развития.Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.Методы проведения региональной политики Методы проведения региональной политики - - выделение "нуждающихся" районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику; - "реанимация" депрессивных районов, - "стимулирующая" политика, - "компенсирующая" политика.Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают: - прямую финансовая помощь; - займы на выгодных условиях и налоговые льготы; - создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры; - размещение государственных заказов; - политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения. Методы и формы реализации региональной экономической политики
58.Международное сотрудничество в решении глобальных проблем. Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы. Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Процесс глобализации экономики принципиально изменяет мировое хозяйство. Мировое сообщество во многом принимает скоординированные решения практически на все процессы формирования товарных и финансовых рынков. Этому способствует свободное передвижение капиталов и участие любых фирм в конкуренции на мировых рынках. Страны с неразвитой экономикой оказались в прямой зависимости от международных финансовых организаций, которые навязывают им жесткий контроль их внутренней денежной политики. В перспективе возможно глобальное регулирование экономики менее развитых стран ведущими финансовыми организациями и транснациональными корпорациями (ТНК). С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. Глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Специфика глобальных проблем состоит, прежде всего, в том, что они касаются каждого живущего на Земле человека, требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества. Наконец, они все находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них невозможно без учёта других проблем. Важнейшая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям.
59.Международное разделение труда и конкурентоспособность страны. Международное разделение труда- высшая форма общественного территориального разделения труда; специализация производства отдельных стран на определённых видах продукции, которыми они обмениваются. Международное разделение труда лежит в основе расширения торговли между странами, составляет объективную базу развития мирового рынка. МРТ осуществляется в целях повышения эффективности производства, служит средством экономии затрат общественного труда, выступает средством рационализации общественных производительных сил. Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность страны -это способность страны достичь и поддерживать высокие темпы экономического роста, выражающиеся в постоянном приросте уровня ВВП на душу населения. То есть это то, каким образом нации создают и поддерживают среду, обеспечивающую конкурентоспособность своих экономических агентов. В конечном счете, высокая КС приводит к высокому уровню и качеству жизни населения.
60.Цели и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами. Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются: - обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; - поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке; - обеспечение экономической безопасности страны; - обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны. Активизация внешнеэкономической политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то: - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке; - дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов;
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |