Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личные права и свободы




Право яа жизнь. Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Это право относится к категории неотчуждаемых прав. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права. Не является исключением и Конституция Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 24 Конституции каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посяга­тельств. Смертная казнь до ее отмены может при­меняться в соответствии с законом как исключи­тельная мера наказания за особо тяжкие преступ­ления и только согласно приговору суда.

Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова - лишь как недопустимость по­сягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает пра­во на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологиче­ских катастроф и принимать меры по устранению или смягчению их последствий. С этой проблемой тесно связана проблема абортов, эвтаназии, качест­ва жизни и др.

Согласно ст. 25 Конституции государство обес­печивает свободу, неприкосновенность и достоинст­во личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установ­ленных законом.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.


Никто не должен подвергаться пыткам, жесто­кому, бесчеловечному либо унижающему его досто­инство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Известный французский мыслитель Ш. Монтес­кье определял свободу как «право делать все, что разрешено законом». Если в период раскрепощения человека эта формула и имела основания для суще­ствования, то в последующем появились более при­емлемые определения свободы, адекватно отра­жающие отношения между человеком и государст­вом, подчеркивающие приоритет и непреходящую ценность прав человека. Суть свободы заключается в праве делать все, что не наносит вреда другому. Поэтому сейчас приемлемо определение свободы как права физического лица делать все, что не за­прещено законом. Это обусловливается тем, что свободная деятельность человека - это его состоя­ние, поэтому в законе нужно предусматривать не дозволения (что можно делать), а запрещения (что следует избегать), и, таким образом, все остальное позволительно с точки зрения права. Хотя при этом следует иметь в виду, что регуляторами обществен­ных отношений могут быть и иные (неюридиче­ские) нормы (например, морали), которые могут те или иные деяния (действие или бездействие) осуж­дать.

Юридические лица, органы государственной власти, в отличие от физических лиц, могут осуще­ствлять лишь те полномочия (права и обязанности), которые определены в законодательстве.

Конституция закрепляет право каждого челове­ка на свободу и неприкосновенность. Изъятия мо­гут быть установлены только законом, например,


Кодексом Республики Беларусь об административ­ных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом.

Право на личную жизнь. Согласно ст. 28 Кон­ституции каждый имеет право на защиту от неза­конного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспон­денции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Указанная статья закрепляет неприкосновенность личной (частной) жизни, под которой в юридической литературе понимают физическую и духовную об­ласть, контролируемую самим человеком. Это право состоит из отдельных элементов (правомочий). Оно включает право на личную и семейную тайну, сво­боду общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи его перего­воров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования, право на защиту личности и др.

Частной жизнью распоряжается сам индивиду­ум. Человек свободен в выборе круга общения в неформальной обстановке. К сфере частной жизни относят брак (развод), деторождение (усыновление), распоряжение собственностью, семейным бюдже­том, тайну вкладов, информацию о состоянии здо­ровья, свободу вероисповеданий. Именно поэтому право человека на личную (частную) жизнь пред­полагает недопустимость прослушивания его пере­говоров, слежки за ним, нарушения его права на конфиденциальность почтовых и иных сообщений, нарушение тайны вкладов, врачебной, адвокатской тайны, нарушения тайны исповеди и др.

Право на неприкосновенность личной жизни принадлежит человеку от рождения, оно не дарует­ся государством. Вместе с тем с учетом требований,


предусмотренных в ст. 23 Конституции, возможно «вторжение» в личную жизнь в целях борьбы с преступлениями (правонарушениями); в связи с эпидемией или стихийным бедствием и ликвидаци­ей их последствий; в условиях военного или чрез­вычайного положения.

Свобода передвижения и выбор места житель­ства. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место житель­ства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции).

Без свободы передвижения не может быть сво­боды личности. Конституция закрепляет право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, поки­дать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. В данном случае речь идет о свободе граждан Бела­руси; иностранцы и лица без гражданства ограни­чены в праве на иммиграцию в Беларусь.

Согласно ст. 12 Международного пакта о граж­данских и политических правах, ратифицированно­го Республикой Беларусь, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора ме­стожительства. Каждый человек имеет право поки­дать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые преду­смотрены законом, необходимы для охраны госу­дарственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами. Никто не мо-


жет быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.

Право на свободу передвижения предполагает право свободно передвигаться внутри государства и выбирать место жительства, а также право выез­жать из страны и возвращаться обратно.

Право на определение отношения к религии. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совме­стно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распростра­нять убеждения, связанные с отношением к рели­гии, участвовать в отправлении религиозных куль­тов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции).

Каждый человек имеет право принимать рели­гию или убеждения по своему выбору; иметь рели­гию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публич­ным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспита­ние своих детей в соответствии с убеждениями.

Согласно ст. 16 Конституции религии и вероис­поведания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулиру­ются законом с учетом их влияния на формирова­ние духовных, культурных и государственных тра­диций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных органи­заций, их органов и представителей, которая на­правлена против суверенитета Республики Бела­русь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и сво­бод граждан, а также препятствует исполнению


гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоро­вью и нравственности.

Свобода мысли, совести и религии является важнейшим, фундаментальным правом человека. Его содержание раскрывается в ряде международ­ных документов. Так, согласно ст. 18 Международ­ного пакта о гражданских и политических правах это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения как единолично, так и со­обща с другими, публичным или частным образом, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.

Свобода совести и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на че­ловека в связи с его отношением к религии. Отно­сительно же «внешних» проявлений этой свободы допустимо законодательное регулирование.

Свобода мнений и убеждений. Каждому гаран­тируется свобода мнений, убеждений и их свобод­ное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации го­сударством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не до­пускаются (ст. 33 Конституции).

В названной статье Конституции закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая, в свою очередь, является средством выражения сво­боды слова.

Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свобо­дам других лиц. Поэтому Конституция, междуна­родно-правовые документы допускают ее ограниче­ние.


Согласно ст. 19 Международного пакта о граж­данских и политических правах пользование пра­вом на свободное выражение своего мнения налага­ет особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограни­чениями, которые, однако, должны быть установ­лены законом и являться необходимыми для ува­жения прав и репутации других лиц, а также ох­раны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации, уча­стие в собраниях и других общественных меро­приятиях, направление обращений в государствен­ные и общественные органы, должностным лицам, участие в обсуждении законопроектов и других во­просов государственной и общественной жизни, участие в предвыборной агитации и т.д.

Согласно Закону «О печати и других средствах массовой информации» гражданам гарантируется свобода печати и других средств массовой инфор­мации.

Граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно вы­ражать через них свои мысли, взгляды и убежде­ния.

Государство рассматривает систему средств мас­совой информации как основу реализации консти­туционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную состав­ную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической


поддержки средств массовой информации (ст. 3 указанного Закона).

Цензура средств массовой информации - это значит требование от редакции со стороны государ­ственных органов, организаций, учреждений, об­щественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и мате­риалы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение - не до­пускается. Не допускается создание и финансиро­вание организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации (ст. 4 Закона).

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, группа граж­дан, политическая партия и иное общественное объединение, предприятие, учреждение, организа­ция, государственный орган.

Право на национальную принадлежность, поль­зование родным языком. В соответствии со ст. 50 Конституции каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление на­ционального достоинства преследуется согласно за­кону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство га­рантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Под национальностью принято понимать при­надлежность лица к какой-либо нации или народ­ности.


Право сохранять свою национальную принад­лежность имеют как граждане Республики Бела­русь, так и иностранцы, лица без гражданства.

Проблема обеспечения национального равнопра­вия является одной из самых сложных. История свидетельствует, что многие конфликты между людьми вызывались противоречиями на нацио­нальной и религиозной почве. Вот почему в совре­менных условиях национальные отношения, осо­бенно положение национальных меньшинств, яв­ляются объектом пристального внимания междуна­родных организаций, включая и европейские.

Сейчас в мире наблюдаются две тенденции - ин­теграция и стремление к национальному (государ­ственному) суверенитету. Свидетельством тому явля­ется, с одной стороны, общеевропейская интеграция, а с другой - «дробление» государств (СССР, Югосла­вия, Чехословакия), конфликты в Приднестровье, Закавказье, Северном Кавказе, проблемы (сепара­тизм) в Канаде, Испании и др.

Конституция запрещает какую-либо дискрими­нацию, в том числе и по национальному признаку. В ст. 50 Конституции закреплены гарантии права каждого на сохранение своей национальной при­надлежности, недопустимости принуждения к оп­ределению и указанию национальной принадлеж­ности. Более того, оскорбление национального дос­тоинства преследуется согласно закону.

Право на судебную защиту. Согласно части пер­вой ст. 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независи­мым и беспристрастным судом в определенные за­коном сроки. Во Всеобщей декларации прав чело­века провозглашено, что каждый человек для опре­деления его прав и обязанностей имеет право на ос-


нове полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требова­ний справедливости независимым и беспристраст­ным судом (ст. 10). Согласно Международному пак­ту о гражданских и политических правах каждый имеет право при определении его прав и обязанно­стей на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристраст­ным судом, созданным на основании закона (ст. 14); каждое государство, участвующее в данном Пакте, обязуется развивать возможности судебной защиты (ст. 2).

Компетентность суда проявляется прежде всего в профессионализме судей, их способности объек­тивно во всем разобраться и вынести решение, ос­нованное на законе.

Независимость суда означает, что судьи (при­сяжные заседатели) при осуществлении правосудия подчиняются только закону. Какое-либо вмеша­тельство в деятельность судей (присяжных заседа­телей) по осуществлению правосудия недопустимо.

Независимость судей обеспечивается порядком их избрания, назначения и освобождения, непри­косновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания су­дей при вынесении решений и запретом требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду либо вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-тех­нических условий для деятельности суда, матери­альным, социальным обеспечением суда и т.д.

Беспристрастность суда проявляется в справед­ливой оценке фактов, исключении какой-либо дис­криминации. В целях обеспечения беспристрастно-


сти суда законодательством устанавливаются спе­циальные гарантии, например, отвод судьи.

В соответствии с частью второй ст. 60 Конститу­ции Республики Беларусь с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответст­вии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное воз­мещение морального вреда.

Под моральным вредом следует понимать нрав­ственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на при­надлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, непри­косновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимуще­ственные права (право на пользование своим име­нем, право авторства и др.) или имущественные права.

Право на защиту международных организаций. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Респуб­ликой Беларусь, обращаться в международные ор­ганизации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударст­венные средства правовой защиты.

Под исчерпанностью всех имеющихся внутриго­сударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданином всех легаль­ных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение спо­ров в судах либо в административных органах.

Обращение в международные организации за защитой прав и свобод согласно ст. 61 Конституции


осуществляется в соответствии с международными договорами, которые ратифицированы Республикой Беларусь. Абсолютное число государств входит в состав Совета Европы, под эгидой которого в соот­ветствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод действует Европейский суд по правам человека. Вступление Республики Беларусь в Совет Европы будет способствовать за­щите прав и свобод граждан нашего государства, используя международные средства.

Следует иметь в виду, что Верховный Совет Рес­публики Беларусь от 10 января 1992 г. принял по­становление, которым ратифицировал Факульта­тивный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах от 16 декабря 1966 г. о признании компетенции Комитета по пра­вам человека. В соответствии со ст. 41 названного Пакта Республика Беларусь заявила, что она «при­знает компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо го­сударство - участник Международного пакта о гражданских и политических правах утверждает, что другое государство-участник не исполняет сво­их обязательств по настоящему Пакту».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.