Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толкование правовых норм




Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосудар­ственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предпи-


саний, определений) в целях их правильной реали­зации.

Иногда считают, что толкование юридических норм связано лишь с просчетами, допущенными законодателем в формулировках текстов законов, их неудачностью, неточностью, нечеткостью и др. Это не совсем так, хотя и эту причину нельзя сбра­сывать со счетов. Толкование как процесс анализа правовой информации неизбежен во всех случаях, когда возникает необходимость осуществления юридически значимых действий.

Особую важность толкование правовых норм приобретает при их реализации путем применения, ибо от точного установления смысла правовых предписаний в значительной степени зависит пра­вильность разрешения юридических дел. В процес­се правоприменительной деятельности компетент­ные органы не только уясняют для себя смысл юридических норм, но и дают в необходимых слу­чаях разъяснения их содержания.

Под уяснением понимается внутренний мысли­тельный процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права в целях правильного ее применения. Что касается разъяснения, то эта дея­тельность получает внешнее выражение. Она осу­ществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить, таким образом, правильное ее применение к тем отношениям, на которые она рассчитана. В одних случаях такое разъяснение носит официальный характер, т.е. оформляется в виде официального документа. В других - оно может быть неофициальным и носить форму советов, рекомендаций.

В целях выявления природы, содержания, спе­цифики, способов толкования в юридической науке осуществляется его видовая классификация. При

30?


этом применяются разнообразные основания раз­граничения толкования на различные виды. Наи­более распространенным является определение ви­дов толкования по его способам, по объему и по субъектам, осуществляющим толкование.

По способам, приемам толкование правовых норм принято подразделять на грамматическое, систематическое, историко-политическое.

Грамматическое толкование (в литературе оно называется также языковым, лексическим, фило­логическим, текстовым) состоит в выяснении смысла правовой нормы на основе грамматического анализа текста статьи нормативного акта, в кото­рой она содержится. В процессе такого анализа вы­ясняется смысл каждого термина, каждого слова текста, устанавливаются синтаксические связи ме­жду словами. В ходе грамматического толкования необходимо учитывать виды и значение употреб­ляемых союзов, приставок, совершенных и несо­вершенных глаголов, причастий, единственного или множественного числа имен существительных и другие языковые выражения. Следует также осо­бо учитывать специфику юридической терминоло­гии. В правоведении выработано значительное ко­личество специальных юридических терминов (ис­тец, неустойка, дознание и т.д.), смысл которых может понять только профессионально подготов­ленное лицо. Нередко и общеупотребительные тер­мины в юриспруденции приобретают несколько иной, особый смысл (вина, доказательство, ответст­венность и др.).

Систематическое толкование заключается в уяснении содержания нормы права путем сопос­тавления ее с другими нормами. Правовые нормы являются составными частями единой системы права и находятся в тесном взаимодействии. По­этому при систематическом толковании важно ус-


тановить место нормы в этой системе, в конкрет­ной отрасли, правовом институте. Важно также определить ее место в том нормативном правовом акте, где она содержится (в законе, указе, поста­новлении). Затем определяются логические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими к ней по содержанию.

Сопоставление толкуемой нормы с нормами, близкими по содержанию, дает возможность точно определить значение, сферу действия, вложенный в нее смысл и тем самым избежать ошибок при при­менении. В одних случаях близкие нормы могут уточнять или дополнять содержание исследуемой нормы, в других - предусматривать определенные исключения из нее.

Так, в ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определено, что имущество, нажи­тое супругами в период брака, является их об­щей совместной собственностью. В ст. 24 этого же Кодекса установлено, что в случае раздела имущества доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено брачным договором, а ст. 26 указывает, что вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.д.), за исключе­нием драгоценностей и других предметов роско­ши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются имуще­ством того супруга, который ими пользовался. Следовательно, правильное уяснение содержания ст. 23 невозможно без учета содержания ст. 24 и 26 указанного Кодекса.

Историко-политическое толкование использует­ся в тех случаях, когда возникает необходимость уяснить содержание норм права на основе анализа исторических причин, условий и целей их приня­тия. Данный способ основывается на источниках, находящихся за пределами права, путем сопостав-


ления общественно-политической обстановки, в ко­торой принималась норма права, и той ситуации, в которой эта норма применяется. Понимание соци­ально-политических условий, обстоятельств, в ко­торых была принята соответствующая норма, по­могает правильно оценить ее предназначение в тот период и, если она не потеряла своей значимости в момент решения на ее основе какого-либо вопроса, определить, как наиболее рационально ее приме­нить. Например, по-разному можно реагировать на одно и то же деяние в условиях особой, сложной социально-политической обстановки и тогда, когда обстановка стабилизировалась.

Выделяются и иные приемы толкования юриди­ческих норм - логический, специально-юриди­ческий. Однако по существу они так или иначе сво­дятся к трем рассмотренным выше способам толко­вания.

Следующим видом толкования норм права явля­ется толкование по объему. Оно дает возможность определить, в какой мере содержание, смысл пра­вовой нормы соответствуют ее текстуальному вы­ражению.

Толкование по объему может быть буквальным, распространительным и ограничительным.

Буквальное (адекватное) толкование - это наи­более распространенный вид толкования норм пра­ва. При этом толковании устанавливается, что со­держание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению. Другими словами, содержание нормы воспринимается интерпретато­ром так, как оно записано, сформулировано в тексте нормативного правового акта. Буквальное толкование наиболее характерно для норм уго­ловного права. Отступление от буквального смыс­ла уголовно-правовой нормы недопустимо, так как это может повлечь ошибку в правоприменении,


привести к нарушению законности. В принципе содержание, смысл правовых норм независимо от их отраслевой принадлежности должны соответст­вовать их текстуальному выражению и толко­ваться буквально.

Однако в некоторых случаях действительное содержание правовой нормы не совпадает с ее тек­стуальным выражением, словесной формулиров­кой. Это может быть вызвано спецификой право­вой терминологии, особенностями юридической техники и др. Законодатель стремится формули­ровать нормы точно, лаконично, понятно. Во из­бежание «длиннот», повторений, «разжевывания» очевидных положений, проявляющихся в гро­моздкости актов и затрудняющих их использова­ние, иногда законодатель применяет такие прие­мы формулирования текстов, в которых допуска­ется незавершенное словесное выражение смысла нормы. Это в некоторых случаях предполагает со­поставление таких норм с другими нормами, близкими по содержанию, что позволяет уточнить смысл первых. Бывает и так, что содержание нор­мы права не совпадает с ее текстом в результате допущенного несовершенства формулировок и даже ошибок.

Возможны следующие варианты несовпадения смысла нормы права с ее текстуальным выраже­нием.

В одних случаях в процессе исследования нор­мы права может быть установлено, что действи­тельное содержание нормы шире, чем ее букваль­ное выражение, и ей следует придать распростра­нительный смысл. Такое толкование называется распространительным. Это можно проиллюстри­ровать на примере формулировки части первой ст. 110 Конституции Республики Беларусь: «Су­дьи при осуществлении правосудия независимы и


подчиняются только закону». Если толковать этот текст буквально, то судьи при рассмотрении су­дебных дел не должны подчиняться иным норма­тивным правовым актам - декретам и указам Президента, постановлениям Правительства и др. В действительности же судьи осуществляют пра­восудие на основе всей системы нормативных пра­вовых актов, соответствующих Конституции. Следовательно, в данном случае слово «закон» не­обходимо понимать в широком смысле, толковать распространительно.

В других случаях при анализе правовой нормы может быть установлено, что ее действительное со­держание уже текстуального выражения. При этом возникает необходимость ограничительной трак­товки смысла нормы. Такое толкование и называ­ется ограничительным. Например, последнее пред­ложение части третьей ст. 32 Конституции Респуб­лики Беларусь сформулировано так: «Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заме­няющих, и оказывать им помощь». Если толковать в этой фразе слово «дети» буквально, то получает­ся, что указанная обязанность налагается на детей любого возраста и состояния. Но это не так. Зако­нодатель сформулировал текст данной конституци­онной нормы таким образом исходя из ограничи­тельной трактовки слова «дети». Это подтвержда­ется текстом ст. 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье: «Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обя­занностью их совершеннолетних трудоспособных детей».

Распространительное или ограничительное тол­кование правовых норм допустимо только в тех случаях, когда для этого есть достаточные основа­ния. Произвольное изменение смысла норм при их


толковании недопустимо, ибо оно ведет к наруше­нию законности.

В з ависимости от субъектов, толкующих право­вую норму, и соответственно юридической силы ре­зультатов толкования оно подразделяется на офи­циальное и неофициальное.

Толковать норму права могут все субъекты -государственные органы, негосударственные орга­низации, должностные лица, граждане. Однако юридическое значение результатов такого толкова­ния неодинаково.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла юридической нормы, исходя­щее от уполномоченных на то органов и являю­щееся обязательным для субъектов, осуществляю­щих применение этой нормы.

Толкование этого рода, в свою очередь, подраз­деляется на аутентическое и делегированное (ле­гальное). Под аутентическим толкованием по­нимается разъяснение правовой нормы, исходя­щее от того органа, который сам издал данную норму. Необходимость такого разъяснения возни­кает чаще всего в тех случаях, когда обнаружива­ется, что на практике соответствующие нормы вы­зывают определенные неясности, противоречия и в результате применяются неправильно, с ошиб­ками. Такое толкование вправе давать любой пра­вотворческий орган в отношении изданных им нормативных правовых актов (Парламент, Прези­дент, Совет Министров и др.). Результат такого толкования обычно облекается в ту же юридиче­скую форму, что и сам толкуемый акт.

Делегированное (легальное) толкование пред­ставляет собой официальное разъяснение содержа­ния нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему специальных постоян-


ных полномочий или отдельного поручения выше­стоящих органов правомочен осуществлять эту дея­тельность. Как правило, эти разъяснения распро­страняются на тех субъектов и те отношения, на которые распространяются правомочия органа, дающего толкование. Одним из видов легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов, даваемые в связи с обобщением судебной практики. Разъяснения тако­го рода выступают, в частности, в форме постанов­лений Пленума Верховного Суда Республики Бела­русь.

В зависимости от того, распространяется ли официальное толкование на все случаи, предусмот­ренные нормой права, или касается разрешения лишь отдельного юридического дела, оно подразде­ляется на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование - это толкование об­щего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида. Нормативное толкование используется всякий раз, когда применяется толкуемая норма. В этом смыс­ле оно не имеет самостоятельного значения. С утра­той силы или с изменением самой толкуемой нор­мы теряет силу или изменяется и ее нормативное толкование.

Официальное нормативное толкование носит разнообразные формы. Это могут быть законы, указы, постановления, разъяснения и т.п., исхо­дящие от соответствующих компетентных орга­нов. Но во всех случаях по своему содержанию эти интерпретационные акты не должны выхо­дить за рамки содержания тех норм, которые подвергаются толкованию.

Казуальным толкованием называется офици­альное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами в целях пра-


вильного разрешения конкретного юридического дела. Примером такого толкования является разъ­яснение вышестоящего суда, адресуемое ниже­стоящему суду, решение которого содержит ошиб­ки в применении нормы при рассмотрении кон­кретного дела. Подобного рода разъяснения каса­ются только соответствующего дела и формально обязательны лишь при его разрешении.

Неофициальным является такое толкование, ко­торое исходит от органов и лиц, не наделенных пол­номочиями давать обязательное разъяснение смысла юридических норм. Обычно оно выступает в виде со­ветов, рекомендаций, суждений.

Неофициальное толкование могут давать любые органы, должностные лица, общественные органи­зации, научные учреждения, граждане. Оно не яв­ляется обязательным при применении норм права, на него нельзя официально ссылаться при рас­смотрении конкретных дел. Вместе с тем этот вид толкования оказывает большое влияние на форми­рование правосознания в обществе, на правотворче­ский процесс, развитие юридической науки, на правореализацию в целом и особенно на правопри­менение. Такое влияние зависит от того, какие ли­ца и организации толкуют норму, насколько они компетентны и авторитетны, а также в какой мере даваемое им толкование обоснованно.

Разновидностями толкования неофициального характера являются обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное.

Обыденное толкование - это неофициальное разъяснение смысла, содержания нормы права, даваемое любым лицом, не обладающим глубокими познаниями в сфере права. Это обычно разъясне­ния, даваемые гражданами в бытовой обстановке, в повседневной жизни.


Профессиональное (компетентное) толкова­ние - это толкование, исходящее от лиц, обла­дающих юридическими познаниями, в частно­сти от юрисконсультов, адвокатов и др.

Доктриналъное (научное) толкование - это разъяснение правовых норм, осуществляемое на­учными учреждениями, отдельными учеными или их группами. Этот вид неофициального толкова­ния играет существенную роль во всех сферах юридической деятельности. Суждения, разъясне­ния по различным правовым проблемам, содер­жащиеся в монографических исследованиях, на­учных статьях, комментариях к законодательст­ву, обладают, как правило, высоким авторитетом и убедительностью, поскольку носят аргументиро­ванный, обоснованный характер и основаны на анализе юридической практики. В этом заключа­ется особое значение и сила данного вида неофи­циального толкования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.