КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка предварительного проекта
Начальная детализация требований оператора должна учитывать: — результаты анализа деятельности оператора на изменённой машине или, в случае новой машины, на машине-аналоге; — соответствие функций рабочего оборудования и оператора; — рабочие задания, которые должен выполнять оператор на рабочем оборудовании; — взаимодействие между оператором и рабочим оборудованием. Требования должны быть оценены в соответствии с эргономическими принципами, изложенными в разделе 4. Результаты оценки следует классифицировать по степени их приемлемости, например путём применения такой системы оценки, как трёхзонная модель (см. приложение А). Если требования оператора лежат вне эргономически приемлемых границ, требуется конструкторская переработка проекта (см. пункты 3-9 таблицы 1). Если разумный компромисс между техническими и эргономическими требованиями не достижим, то следует предпринять другие меры, например, разработать инструкции оператору о наилучших методах работы с рабочим оборудованием. 5.2.3. Разработка детального проекта Этот этап предусматривает глубокую проработку выбранного конструкторского решения, а также определение детальных конструкторских данных (см. пункты 3-9 таблицы 1). Чтобы гарантировать, что в детальном проекте учтены требования конструкторов и операторов, следует принять во внимание раздел 4. При этом следует учитывать такие факторы, как удовлетворённость работой и организационными результатами. При этом следует провести анализ рабочего задания, чтобы установить оптимальное взаимодействие между оператором и рабочим оборудованием и учесть это в проекте. Примечание. Анализ задания позволит конструктору точно определить объём работы оператора. Кроме того, он может на основе этого анализа решать, какую информацию следует предоставлять оператору. Детальный проект должен последовательно прорабатываться, пока не будет окончательного конструкторского решения с точными техническими характеристиками. После выработки конструкторского решения следует разработать необходимую документацию. Документация должна содержать информацию для оператора об эргономическом использовании рабочего оборудования. 5.2.4. Выполнение Проведение практических экспериментов с участием оператора рекомендуется для того, чтобы установить, нуждается ли конструкция в дальнейшем улучшении (см. пункты 10 и 11 таблицы 1). Практические эксперименты с применением масштабных или натурных моделей могут дать указания на возможные ошибки конструирования, а также дать конструктору возможность провести усовершенствования на основе опыта оператора. Такие эксперименты весьма важны с экономической точки зрения, поскольку позволяют избежать последующих изменений при производстве. Разработка документации (включая инструкции для операторов) может выполняться также при практических экспериментах при взаимодействии с оператором, причём изменения проводят на основе мнения оператора. После окончания практических экспериментов и после учёта полученных при конструировании машины знаний, как для этой, так и для будущих машин такого же типа, можно окончательно конструировать остальные компоновочные детали и оформлять окончательную документацию. Примечание. Рекомендуется рабочее оборудование и документацию подвергнуть пересмотру, например через год. Приложение А (рекомендуемое) Основы применения трёхзонной системы оценки Настоящее приложение описывает трёхзонную систему оценки и её применение, включая практический пример. А.0 Введение Цель системы оценки — создание общей системы оценки проектов, которая позволила бы конструкторам и другим заинтересованным сторонам оценить риск прямым и конструктивным путём. Система оценки уменьшает риск путём осуществления конструктивных мероприятий, как это изложено в разделе 3 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2. Система оценки представляет собой метод классификации факторов эргономического риска для упрощения определения необходимых мероприятий в процессе конструирования. А.1 Система оценки в общем При конструировании нового оборудования или при оценке свойств существующего рабочего оборудования полезно систематически классифицировать наблюдения. Это можно делать по-разному. Принципом системы классификации факторов рабочих условий является выбор одного определённого или нескольких общих критериев. При оценке качества рабочих условий свойств или изделий при конструировании имеет смысл так определять данные, чтобы облегчить конструктору решение необходимых вопросов. Система оценки облегчает конструктору работу по установленным критериям. Три зоны позволяют определить незначительный, средний (когда нужны изменения) и значительный риск (когда нужна новая конструкция). Существующие системы оценки легко преобразуются в трёхзонную систему. А.2 Трёхзонная система оценки Зоны определяют по следующим признакам: — зелёная (незначительный риск, рекомендуется). Риск заболевания или травматизма очень незначительный или на приемлемом уровне для всех рассматриваемых операторов; — жёлтая (средний риск, не рекомендуется). Риск заболевания или травматизма существует для всех или части рассматриваемых операторов; — красная (значительный риск, не применяют). Риск заболевания или травматизма очевиден, и нельзя подвергать ему любую часть рассматриваемых операторов. А.3 Применение трёхзонной системы оценки На основе классификации риска следует проводить следующие мероприятия. Зелёная зона: мероприятия не требуются. Жёлтая зона: требуется дальнейшая оценка риска, а также анализ факторов, влияющих на риск. Поэтому необходимо провести повторное конструирование и, если это невозможно, другие мероприятия по устранению риска. Красная зона: мероприятия по снижению риска обязательны. Конструкторы должны проверить свойства рабочего оборудова. ния, которые должны удовлетворять трёхзонной системе.оценки относительно ряда критериев (см. рисунок 1 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1). Результат этой оценки даёт указание на то, можно ли новую конструкцию занести в зелёную зону (незначительный риск); в случае, если это невозможно, требуются другие мероприятия, чтобы гарантировать, что оператор применяет рабочее оборудование с незначительным риском. Такие другие мероприятия могут иметь указания на определённое применение рабочего оборудования, а также указания, что только обученный оператор может обращаться с рабочим оборудованием, или указания о максимальном сроке, в течение которого оператор может работать с рабочим оборудованием, а также другие условия. В некоторых обстоятельствах невозможно провести конструирование так, чтобы гарантировать незначительный риск для оператора. В этом случае оператору должны быть даны чёткие инструкции по работе. На этапе конструирования важно, чтобы рабочие условия, в которых применяется рабочее оборудование, учитывались при отнесении оборудования к зелёной, жёлтой или красной зонам. А.4 Пример трёхзонной системы оценки Нажатие педали Рисунок А.1 показывает применение трёхзонной системы оценки для педалей видов, которые показаны на рисунке А.2. Приложение Б (справочное) Библиография [1] ЕН 547-1-96 Безопасность оборудования. Размеры тела человека. Часть 1. Основные принципы определения размеров прохода всем телом к рабочим местам оборудования [2] ЕН 547-2-96 Безопасность оборудования. Размеры тела человека. Часть 2. Основные принципы определения размеров отверстий для доступа отдельными частями тела [3] ЕН 1005-1-93 Безопасность оборудования. Физические возможности человека. Часть 1. Термины и определения (проект) [4] ЕН 1005-2-93 Безопасность оборудования. Физические возможности человека. Часть 2. Ручное манипулирование объектами, связанными с оборудованием (проект) [5].ЕН 1005-3-93 Безопасность оборудования. Физические возможности человека. Часть 3. Рекомендуемые пределы усилий для управления оборудованием (проект) [6] ЕН 894-1-97 Безопасность оборудования. Эргономические требования к конструированию индикаторов и органов управления. Часть 1. Взаимодействие оператора с индикаторами и органами управления [7] ЕН 894-2-97 Безопасность оборудования. Эргономические требования к конструированию индикаторов и органов управления. Часть 2. Индикаторы [8] ЕН 894-3-92 Безопасность оборудования. Эргономические требования к конструированию индикаторов и органов управления. Часть 3. Органы управления (проект). [9] ЕН 563-94 Безопасность оборудования. Температуры поверхностей, к которым прикасаются. Эргономические данные для установления граничных значений температур для горячих поверхностей. Ключевые слова: безопасность оборудования, конструирование, эргономика, общие принципы, термины. Содержание 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3. Определения. 4. Общие принципы 4.1. Конструирование с учётом антропометрии и биомеханики 4.2. Конструирование с учётом умственных способностей 4.3. Конструирование индикаторов, сигнальных устройств и органов управления 4.4. Взаимодействие с физическими рабочими условиями 4.5. Взаимодействия в процессе работы 5. Применение эргономических принципов в процессе конструирования 5.1. Выполнение задач эргономики 5.2. Разработка требований к конструированию в соответствии с эргономическими принципами Приложение А. Основы применения трёхзонной системы оценки Приложение Б. Библиография Сергеев Сергей Фёдорович Инженерная психология и эргономика Учебное пособие
Заведующая книжным отделом Т. Абрамова Редактор О. Подколзина Корректор И. Дёмина Художник О. Денисова Дизайн и вёрстка А. Ладанюк Подписано в печать 25.07.2008. Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 60x90/16. Печ. л. 11,0. Тираж 2000 экз. Заказ № 0810 Издательский дом «Народное образование». 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в типографии ООО «НИИ школьных технологий». 143500, г. Истра, ул. Заводская, д. 2-А. По вопросам оптовых закупок обращаться: Тел./факс: (499) 270-20-65 Электронная почта: market@narodnoe.ru Адрес: 109202, Москва, шоссе Фрезер, д. 17 (3 этаж, 1 ком.) Учебное пособие Москва НИИ школьных технологий 2008
Сергей Фёдорович Сергеев Автор более 130 научных статей по проектированию эффективных человеко-машинных систем, средств и методов профотбора и обучения. В учебном пособии в систематизированной форме изложены история развития и основные понятия и методы инженерной психологии и эргономики. Рекомендуется для студентов гуманитарных факультетов университетов, сотрудников эргономических подразделений эксплуатационных и проектных организаций.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |