Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка предварительного проекта




Начальная детализация требований оператора должна учитывать:

— результаты анализа деятельности оператора на изменённой ма­шине или, в случае новой машины, на машине-аналоге;

— соответствие функций рабочего оборудования и оператора;

— рабочие задания, которые должен выполнять оператор на рабо­чем оборудовании;

— взаимодействие между оператором и рабочим оборудованием.

Требования должны быть оценены в соответствии с эргономиче­скими принципами, изложенными в разделе 4. Результаты оценки сле­дует классифицировать по степени их приемлемости, например путём применения такой системы оценки, как трёхзонная модель (см. прило­жение А). Если требования оператора лежат вне эргономически при­емлемых границ, требуется конструкторская переработка проекта (см. пункты 3-9 таблицы 1). Если разумный компромисс между технически­ми и эргономическими требованиями не достижим, то следует пред­принять другие меры, например, разработать инструкции оператору о наилучших методах работы с рабочим оборудованием.

5.2.3. Разработка детального проекта

Этот этап предусматривает глубокую проработку выбранного конструкторского решения, а также определение детальных конст­рукторских данных (см. пункты 3-9 таблицы 1). Чтобы гарантиро­вать, что в детальном проекте учтены требования конструкторов и операторов, следует принять во внимание раздел 4. При этом сле­дует учитывать такие факторы, как удовлетворённость работой и организационными результатами.

При этом следует провести анализ рабочего задания, чтобы установить оптимальное взаимодействие между оператором и ра­бочим оборудованием и учесть это в проекте.

Примечание.

Анализ задания позволит конструктору точно определить объ­ём работы оператора. Кроме того, он может на основе этого анали­за решать, какую информацию следует предоставлять оператору.

Детальный проект должен последовательно прорабатываться, пока не будет окончательного конструкторского решения с точными техническими характеристиками. После выработки конструкторско­го решения следует разработать необходимую документацию. Доку­ментация должна содержать информацию для оператора об эргоно­мическом использовании рабочего оборудования.

5.2.4. Выполнение

Проведение практических экспериментов с участием операто­ра рекомендуется для того, чтобы установить, нуждается ли конст­рукция в дальнейшем улучшении (см. пункты 10 и 11 таблицы 1). Практические эксперименты с применением масштабных или натур­ных моделей могут дать указания на возможные ошибки конструи­рования, а также дать конструктору возможность провести усовер­шенствования на основе опыта оператора. Такие эксперименты весьма важны с экономической точки зрения, поскольку позволяют избежать последующих изменений при производстве. Разработка документации (включая инструкции для операторов) может выпол­няться также при практических экспериментах при взаимодействии с оператором, причём изменения проводят на основе мнения опера­тора. После окончания практических экспериментов и после учёта полученных при конструировании машины знаний, как для этой, так и для будущих машин такого же типа, можно окончательно констру­ировать остальные компоновочные детали и оформлять оконча­тельную документацию.

Примечание.

Рекомендуется рабочее оборудование и документацию под­вергнуть пересмотру, например через год.

Приложение А

(рекомендуемое)

Основы применения трёхзонной системы оценки

Настоящее приложение описывает трёхзонную систему оцен­ки и её применение, включая практический пример. А.0 Введение

Цель системы оценки — создание общей системы оценки про­ектов, которая позволила бы конструкторам и другим заинтересован­ным сторонам оценить риск прямым и конструктивным путём. Систе­ма оценки уменьшает риск путём осуществления конструктивных ме­роприятий, как это изложено в разделе 3 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2.

Система оценки представляет собой метод классификации факторов эргономического риска для упрощения определения необ­ходимых мероприятий в процессе конструирования.

А.1 Система оценки в общем

При конструировании нового оборудования или при оценке свойств существующего рабочего оборудования полезно системати­чески классифицировать наблюдения. Это можно делать по-разному. Принципом системы классификации факторов рабочих условий явля­ется выбор одного определённого или нескольких общих критериев. При оценке качества рабочих условий свойств или изделий при кон­струировании имеет смысл так определять данные, чтобы облегчить конструктору решение необходимых вопросов. Система оценки об­легчает конструктору работу по установленным критериям.

Три зоны позволяют определить незначительный, средний (когда нужны изменения) и значительный риск (когда нужна новая конструкция). Существующие системы оценки легко преобразуются в трёхзонную систему.

А.2 Трёхзонная система оценки

Зоны определяют по следующим признакам:

— зелёная (незначительный риск, рекомендуется).

Риск заболевания или травматизма очень незначительный или на приемлемом уровне для всех рассматриваемых операторов;

— жёлтая (средний риск, не рекомендуется).

Риск заболевания или травматизма существует для всех или части рассматриваемых операторов;

— красная (значительный риск, не применяют).

Риск заболевания или травматизма очевиден, и нельзя подвергать ему любую часть рассматриваемых операторов.

А.3 Применение трёхзонной системы оценки

На основе классификации риска следует проводить следую­щие мероприятия.

Зелёная зона: мероприятия не требуются.

Жёлтая зона: требуется дальнейшая оценка риска, а также анализ факторов, влияющих на риск. Поэтому необходимо провести повторное конструирование и, если это невозможно, другие меро­приятия по устранению риска.

Красная зона: мероприятия по снижению риска обязательны.

Конструкторы должны проверить свойства рабочего оборудова­. ния, которые должны удовлетворять трёхзонной системе.оценки отно­сительно ряда критериев (см. рисунок 1 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1). Ре­зультат этой оценки даёт указание на то, можно ли новую конструк­цию занести в зелёную зону (незначительный риск); в случае, если это невозможно, требуются другие мероприятия, чтобы гарантировать, что оператор применяет рабочее оборудование с незначительным ри­ском. Такие другие мероприятия могут иметь указания на определён­ное применение рабочего оборудования, а также указания, что только обученный оператор может обращаться с рабочим оборудованием, или указания о максимальном сроке, в течение которого оператор мо­жет работать с рабочим оборудованием, а также другие условия.

В некоторых обстоятельствах невозможно провести конструи­рование так, чтобы гарантировать незначительный риск для опера­тора. В этом случае оператору должны быть даны чёткие инструк­ции по работе.

На этапе конструирования важно, чтобы рабочие условия, в которых применяется рабочее оборудование, учитывались при отне­сении оборудования к зелёной, жёлтой или красной зонам.

А.4 Пример трёхзонной системы оценки

Нажатие педали

Рисунок А.1 показывает применение трёхзонной системы оценки для педалей видов, которые показаны на рисунке А.2.

Приложение Б (справочное)

Библиография

[1] ЕН 547-1-96 Безопасность оборудования. Размеры тела че­ловека. Часть 1. Основные принципы определения размеров прохо­да всем телом к рабочим местам оборудования

[2] ЕН 547-2-96 Безопасность оборудования. Размеры тела че­ловека. Часть 2. Основные принципы определения размеров отвер­стий для доступа отдельными частями тела

[3] ЕН 1005-1-93 Безопасность оборудования. Физические воз­можности человека. Часть 1. Термины и определения (проект)

[4] ЕН 1005-2-93 Безопасность оборудования. Физические воз­можности человека. Часть 2. Ручное манипулирование объектами, связанными с оборудованием (проект)

[5].ЕН 1005-3-93 Безопасность оборудования. Физические воз­можности человека. Часть 3. Рекомендуемые пределы усилий для управления оборудованием (проект)

[6] ЕН 894-1-97 Безопасность оборудования. Эргономические требования к конструированию индикаторов и органов управления. Часть 1. Взаимодействие оператора с индикаторами и органами уп­равления

[7] ЕН 894-2-97 Безопасность оборудования. Эргономические требования к конструированию индикаторов и органов управления. Часть 2. Индикаторы

[8] ЕН 894-3-92 Безопасность оборудования. Эргономические требования к конструированию индикаторов и органов управления. Часть 3. Органы управления (проект).

[9] ЕН 563-94 Безопасность оборудования. Температуры по­верхностей, к которым прикасаются. Эргономические данные для установления граничных значений температур для горячих поверх­ностей.

Ключевые слова: безопасность оборудования, конструирова­ние, эргономика, общие принципы, термины.

Содержание

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения.

4. Общие принципы

4.1. Конструирование с учётом антропометрии и биомеханики

4.2. Конструирование с учётом умственных способностей

4.3. Конструирование индикаторов, сигнальных устройств и органов управления

4.4. Взаимодействие с физическими рабочими условиями

4.5. Взаимодействия в процессе работы

5. Применение эргономических принципов в процессе конструирования

5.1. Выполнение задач эргономики

5.2. Разработка требований к конструированию в соответствии с эрго­номическими принципами

Приложение А.

Основы применения трёхзонной системы оценки

Приложение Б.

Библиография


Сергеев Сергей Фёдорович

Инженерная психология и эргономика

Учебное пособие

 

Заведующая книжным отделом Т. Абрамова Редактор О. Подколзина Корректор И. Дёмина Художник О. Денисова Дизайн и вёрстка А. Ладанюк

Подписано в печать 25.07.2008. Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 60x90/16. Печ. л. 11,0. Тираж 2000 экз. Заказ № 0810

Издательский дом «Народное образование». 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в типографии ООО «НИИ школьных технологий». 143500, г. Истра, ул. Заводская, д. 2-А.

По вопросам оптовых закупок обращаться: Тел./факс: (499) 270-20-65 Электронная почта: market@narodnoe.ru Адрес: 109202, Москва, шоссе Фрезер, д. 17 (3 этаж, 1 ком.)

Учебное пособие

Москва

НИИ школьных технологий 2008

 

 

Сергей Фёдорович Сергеев

Автор более 130 научных статей по проектированию эффективных человеко-машинных систем, средств и методов профотбора и обучения. В учебном пособии в систематизированной форме изложены история развития и основные понятия и методы инженерной психологии и эргономики. Рекомендуется для студентов гуманитарных факультетов университетов, сотрудников эргономических подразделений эксплуатационных и проектных организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.