Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды потребностей в общении




1 2

Модели общения

Модель — система объектов, символов, знаков, воспроизводящая определенные существенные свойства оригинала.

Общение тоже можно моделировать. Существует базовая модель общения. В виде схемы общение можно представить следующим образом:

 

 
 

 


 

личность личность

как субъект как субъект

общения общения

эмоциональный компонент 4

 

Здесь хорошо видны подсистемы:

1. личность воздействующего

2. личность воспринимающего

3. коммуникативно-организационная

4. психосоциальный контекст (эмоциональный компонент как база общения).

Психосоциальный контекст это аттракция, уровень напряжения партнеров, влияние среды, социальный статус общающихся, индивидуальные особенности партнеров.

Выделяют две группы моделей общения: модели комфортного психологического общения и модели дискомфортного психологического общения.

К группе (комфортно-психологического общения) относятся:

1. Познавательная модель (передача информации, значимой для другого субъекта общения).

Учеба, лекция, тренировка, интервью и др.

2. Экспрессивная модель (передача чувств, оценки, состояния друг другу).

Рассказ о кошмарном сне. Выражение недовольства,

3. Суггестивная модель (оказание внушения, внушающего воздействия)

Беседа о поведении. Необходимость принятия веры.

Формирование какого-либо мнения о ком-либо.

4. Убеждающая модель Оказание взаимовлияния субъектов друг на друга через систему логических доказательств.

Выбор будущей профессии. Выбор решения в условиях альтернативы. Комплимент.

5. Ритуальная модель (поддержка норм общения).

Церемония бракосочетания. Прием гостей. Совещание.

Во всех этих моделях общение способствует самореализации личности. Психическое эмоциональное состояние личности будет положительным (+ПЭС).

Ко второй группе относятся:

заискивающее общение,

обвиняющее общение,

расчетливое общение,

отстраненное общение.

Здесь психическое эмоциональное состояние будет всегда отрицательным (-ПЭС). Оно определяется ожиданием опасности. Когда человек чувствует опасность, чего-то боится, стесняется, то он:

заискивает, чтобы другой человек не сердился;

обвиняет, чтобы другой считал его сильным;

рассчитывает все так, чтобы избежать угрозы;

отстраняется настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет.

Участники второй группы общения хорошо видны по манере говорения. «Миротворец», заискивая, говорит, унижаясь, угождая, извиняясь, не споря, соглашаясь, требуя одобрения своим действиям. В его лексиконе такие фразы как: «Да же?», «Правда, же?», «Ладно-ладно, хорошо…». Для заискивающего общения характерно состояние очень низкой самооценки.

«Обвинитель» говорит очень резко, жестко и даже жестоко. Он обрывает всех, не дает высказываться, командует, распоряжается, подавляет, завоевывает авторитет, кричит: «Я кому говорю?!», «Да я тебя в порошок сотру!», «Понял?!».

Один из партнеров модели расчетливого общения смело может называться «компьютером». Он корректен, рассудителен, эмоционально холоден, акцентуирует лишь сильные стороны речи. В речи использует длинные слова и фразы, неконкретные высказывания, может быть неискренним: «В этом нет необходимости…», «Целесообразнее было бы…».

Иногда участника отстраненной модели общения верно называют «безумным». Он может устраниться настолько, что создается впечатление, что он пребывает в своем, другом состоянии, занят своими мыслями и не реагирует на партнеров. На самом деле внутренний диалог присутствует: «Ну-ну!», «Говори, говори…» и т.д.

Все эти типы способствуют поддержанию заниженной самооценки, ощущению собственного ничтожества. Это формируется под влиянием окружающей среды, социального воспитания, родительских установок.

Ядро, формирующее такие установки страх. Страх это самая сильная отрицательная эмоция. Это ожидание и предсказание неудач.

Люди взаимодействуют друг с другом для создания психологического и материального благополучия. Потребность в общении возникает в проблемной ситуации, оказываясь в которой, человек ощущает недостаток собственных знаний (опыта, умения), чтобы разрешить противоречие.

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности. В основе инстинкт самосохранения. Цель такого общения снятие напряжения, тревоги, страхов, внутренних конфликтов. В процессе нарастания этих состояний человек начинает общаться. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в состоянии тревоги. Часто можно наблюдать это в больничной палате, во время ожидания опаздывающего поезда и др.

Иногда навязчивые мысли, идеи, наличие постоянного напряжения из-за личных внутренних проблем может сформировать потребность, стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить. Тем для этого существует множество: погода, политика, молодёжь, здоровье.

Потребность в познании. Эта потребность мотивирует, стимулирует общение, в данном случае партнёр по общению является источником необходимой информации. Это такое общение, благодаря которому человек расширяет свой кругозор, возможности своего мышления. Эта потребность вполне удовлетворима. В случае неудовлетворённости данной потребности с одним партнером, возможно её удовлетворение в процессе общения с другим.

Потребность быть индивидуальностью. Это желание выразиться, быть признанным оригиналом, желание выглядеть в глазах партнёра неповторимым, уникальным, необычным. Эта потребность удовлетворяется без особого труда, благодаря чему, наш мир так ярок и многообразен.

Потребность в престиже — это желание прославиться, быть лучше многих. Удовлетворение данной потребности наступает лишь тогда, когда в общении с другими человек получает признание личных качеств, восхищение, положительные оценки окружающих. Если признание не найдено, наступает огорчение, разочарование, состояние депрессии или агрессии.

Неудачи в одном заставляют человека искать признание в другом. Меняется вид деятельности, находятся новые партнёры. Если данная потребность гипертрофированна, то это может привести к потере друзей и даже полному одиночеству.

Потребность в доминировании. Люди с такой потребностью очень активно влияют на образ мыслей, вкусы, поведение, установки других людей. Удовлетворение наступит лишь тогда, когда эти изменения произойдут. Часто такой человек может восприниматься человеком, берущим на себя ответственность, решительным, смелым. Но, как правило, такое видение у людей с противоположной потребностью потребностью в подчинении другому.

Единственное условие успешности такого общения партнёрство доминирующего и подчиняющегося. Общение двух доминантов часто приводит к конфликту, общение двух ведомых, как правило, не продуктивно.

Потребность в покровительстве. Забота о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Эта потребность формирует альтруизм, человеколюбие. Люди с такой потребностью часто общаются с теми, кому нужна помощь: слабыми, больными, бездомными, малоимущими, животными. Это хорошие врачи, педагоги, священники, меценаты.

Потребность в помощи. Люди с такой потребностью убеждены в том, что партнёр готов принять их помощь. Отказ от принятия помощи может вызвать обиду, недовольство, переживание, подозрительность. В таком случае удовлетворение потребности не наступает.

Во всех вышеуказанных случаях общение выступает как условие возникновения психического контакта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.