Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невербальное общение 2 страница




Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Тембр, ритм, интонации, паузы нередко говорят общающимся больше, чем содержание фраз. Вокальное сопровождение слов может много рассказать внимательному слушателю о состоянии говорящего, ибо оно отвечает за 30 40 % смысло­вой информации. Чрезмерно высокий, пронзительный голос, громкий, дрожащий часто расценивается как признак бес­покойства. Неожиданные спазмы, изменения ритма, скорости речи, утрата пауз, разрыв слов, форсирование звуков, неуме­стный смех, учащенное дыхание также часто рассматриваются как симптом напряженности.

Беседуя с человеком, следует обращать внимание на звуковысотные данные, как своего голоса, так и собеседника. Обычно изменение громкости голоса связано с интенсивностью переживаемых эмоций. Возбужденные люди всегда говорят громко. Если повышенная громкость порождена чем-то, вызывающим восторг, энтузиазм, радость и т. д., не следует пытаться притормозить выражение этих чувств. Если громко человек говорит от гнева, испуга, беспокойства, разочарования, а нельзя продолжать беседу в подобном тоне, нужно попытаться успокоить собеседника, снять эмоциональный накал.

Снижение громкости голоса, как правило, служит признаком того, что человек предполагает некую угрозу в свой адрес, нежелание быть услышанным теми, для кого это не предназначено. Тихий голос всего лишь индикатор чего-то. Нужно искать другие признаки.

Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

 

6.6.3. Проксемика

6.6.3.1. Межличностное пространство

Уже давно доказано, что у каждого человека есть определённое личное пространство. Изучением личного пространства человека, наблюдением и использованием территориальных зон занимается сравнительно новая наука под названием проксемика. У всех людей существует побуждение иметь и защищать некую территорию, а также возможно, что большей частью это побуждение является врожденным. В некоторых культурах территориальный императив ослабляется, а в некоторых усиливается. Вряд ли вызывает сомнение, что у людей имеется потребность в территории.

Многие считают, что использование человеком пространства имеет решающее значение для человеческих взаимоотношений, общения и, прежде всего, для выяснения степени близости между людьми. Для наиболее удачного, приятного общения людей необходимо следовать некоторым негласным правилам, которые многие из нас соблюдают на подсознательном уровне, не отдавая себе отчёта в этом, но строго следуя этим законам. Имеется прямая связь между пренебрежением пространственной зоной человека и «залезанием в душу»! Люди, недооценивающие важность физической интимной зоны другого человека, с легкостью нарушают и его психологическую интимную сферу, не воспринимая встречных защитных сигналов.

Нарушая физически пространство человека, мы можем испортить отношения с ним. Если нарушить личную «границу» человека, при этом, имея возможность не нарушать ее, то у него может появиться антипатия к вам, причем он сам может и не догадываться, почему это произошло, ведь, вроде бы, вы ничего плохого ему не говорили и не делали. Независимо от того, насколько заселена та область, в которой живём мы, люди, каждый из нас удерживает участок или территорию вокруг себя неприкосновенную область, которую мы пытаемся сохранить для самих себя. Это — один из элементов невербальной коммуникации.

Общаясь, люди располагаются относительно друг друга в пространстве. Так вот, насколько далеко или близко находятся собеседники друг от друга тоже очень информативно. Каждый человек имеет личную пространственную территорию, которую можно разделить на четыре четкие зоны. Знание этих дистанций благоприятно влияет на характер общения:

Доктор Холл распределил территориальные потребности человека и выделил четыре ярко выраженные зоны, внутри которых действует человек. Он назвал их зонами:

интимной близости (интимная зона);

персональной близости (личная зона);

социального контакта (социальная зона);

общественной дистанции (общественная зона).

Интимная зона (от 10 до 45 см) из всех зон самая главная, посколь­ку именно ее человек чувствует как продолжение его собственного тела и охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с нами: детям, родителям, супругам, близким друзьям, любимым. Вторжение посторонних в эту суверенную зону расценивается как неуместное посягательство. Наша напряженность и раздражительность в общественном транспорте в немалой степени вызвана необходимостью терпеть посторонних людей в своей интимной зоне. Расстояния взоне интимной близости могут варьироваться от максимума сближения в 15 сантиметров до минимума в 45 сантиметров.

При каком же условии мы впускаем кого-либо в свою интимную зону? Доверие — вот основное условие. Эта формулировка не имеет обратной силы: далеко не каждого из тех, кому мы доверяем, мы добровольно впускаем в свою интимную зону. Но впускаем мы кого бы то ни было лишь тогда, когда испытываем к нему доверие. Ключевое слово последнего правила — «добровольно».

В будничной жизни в нашей интимной зоне могут оказаться не только те, кого мы подпускаем к себе добровольно, но и люди, вторгающиеся туда самовольно. Мы с трудом переносим, когда кто-нибудь без нашего на то разрешения дотрагивается до нас. Мы желаем сами определять, с кем мы хотим быть в «интимных» отношениях, а с кем нет. Поэтому тот, кто перешагивает нашу границу безопасности, руководствуясь только собственным желанием, возбуждает в нас очень сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения.

Чем сильнее нам мешает чье-то приближение, тем больше в нашей крови вырабатывается гормонов борьбы, так как внутренне мы переключаемся на самозащиту. Природа запрограммировала нас так, что гормоны стресса помогают организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее. Таким образом, когда мы внутренне находимся в состоянии борьбы или побега (из-за того, что кто-то приблизился к нам слишком близко), а мы не в состоянии ни бороться, ни убежать, в нашем организме происходит накапливание этих гормонов, которые, если их не израсходовать по назначению, оборачиваются для тела человека «ядом». Так что человек, нарушивший нашу интимную зону, причиняет нам не только «психологический», но и физиологический вред.

Так как большинство из нас имеет в высшей степени неопределенное и главным образом бессознательное представление о зонах, то мы крайне редко в словесной форме заявляем о своих правах на «неприкасаемость». Именно поэтому информацию о наших чувствах во время таких острых ситуаций можно получить только через неязыковые сигналы.

Личная зона (40 см 1,3 м). На этом расстоянии обычно разговари­вают люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу. Это расстояние, которое обычно разделяет нас на дружеских вечеринках и официальных приемах.

Персональная близость различает 2 области: близкая и дальняя персональная дистанция. В нашей персональной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем наши отношения не столь близки, чтобы позволять им вступать в нашу интимную зону, но с кем мы и не столь чужды, чтобы отправлять их в последующую. Близкая область простирается от 50 до 80 сантиметров. На таком расстоянии вы можете держать своего партнёра за руку. Для дальней области характерно расстояния от 80 до 130 сантиметров (предел физического доминирования). На этой дистанции вам неудобно касаться вашего партнёра, поэтому при любой встрече она оставляет определённую долю неприкосновенности, хотя вы находитесь достаточно близко, чтобы вести дискуссии. Примерно на таком расстоянии друг от друга останавливаются знакомые люди на улице, чтобы поболтать.

Социальная зона (1,3 м 3,5 м). На таком расстоянии мы стараемся держаться с людьми, которых знаем, но которые нашими близкими друзьями не являются (коллеги по работе, работники сервисных служб и т.д.). Усоциальной дистанции так же имеются близкая и дальняя фазы.

Близкая фаза расстояние от 130 сантиметров до 2 метров. С такого расстояния мы ведём деловые беседы. Мы соблюдаем такую же дистанцию во время случайных сборищ людей. В то же время такое расстояние может использоваться для воздействия на собеседников. Начальник использует это расстояние для того, чтобы оказывать психологическое воздействие на подчинённого: на такой дистанции начальник, стоящий над сидящей секретаршей, кажется выше ростом, массивнее, и он господствует над значительной частью обозреваемого пространства. Он, таким образом, подчёркивает мысль: «ты работаешь на меня», хотя он не произносит этих слов.

Наибольшее расстояние (дальняя фаза) в зоне социального контакта составляет от 2 до 3,5 метров. «Большой босс» всегда будет иметь достаточно огромный стол, чтобы отделиться им от служащих. В этом случае следует отметить, что на этой дистанции не нужно бросать короткие взгляды и уводить взгляд в сторону. Единственный контакт, который вы поддерживаете, является визуальным, поэтому лучше удерживать при разговоре взгляд того, с кем вы разговариваете. В противном случае произойдёт то, что вы как бы выключите его из разговора. Дома данная дистанция используется мужем и женой на отдыхе. Они могут при желании поговорить друг с другом или, например, просто читать, не беседуя. Безличный вид этого типа социальной дистанции делает её почти обязательной, когда большая семья живёт вместе, и такое вежливое разделение часто организуется в семье, а для более интимного проведения вечера необходимо собрать всех на более близкое расстояние.

Общественная зона (от 3,5 и более метров). Когда мы адресуемся к большой группе людей, когда мы хотим безболезненно и тактично выйти из пространства общения или воздержаться от него, тогда мы стараемся установить эту дистанцию. Публичная дистанцияявляется самым дальним протяжением нашей территориальной зависимости. И здесь есть близкая и дальняя фазы. Близкая фаза составляет от 3,5 до 5 метров, и она подходит для более неформальных собраний, например, таких, как общение учителя с полной аудиторией студентов. Дальняя фаза публичной дистанции составляет от 7,5 метров и более, она обычно сохраняется политиками, для которых дистанция является таким же фактором безопасности, как и для зверей. Определенные виды зверей позволяют нам подойти только на это расстояние, прежде чем убежать.

Именно на этой дальней публичной дистанции трудно говорить правду. Или, если вывернуть ситуацию наоборот, на этой дальней публичной дистанции легче всего лгать с помощью движений тела. Актерам это хорошо известно, и столетиями они использовали такое удаление на сцене от публики для создания множества иллюзий. Чрезмерно удаленное, как и слишком близкое положение отрицательно влияет на результаты общения.

Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины.

Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше.

Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Традиция — также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

6.6.3.2. Угол невербального общения.

Одним из компонентов невербального общения является ориентация и угол, под которым партнеры предпочитают воспринимать друг друга. Это расположение общающихся по отношению друг к другу от положения «лицом к лицу» до положения «спиной к спине». То, под каким углом стоят люди по отношению друг к другу, дает информацию об их отношения и взаимоотношениях. Различают открытые и закрытые угловые позиции. Открытая позиция ­­­беседа партнеров под углом от одного до 90°, тела которых направлены к воображаемой вершине треугольника, что является невербальным приглашением третьего участника переговоров. Если в компанию принимается четвертый человек, то образуется квадрат, если пятый, то образуется два треугольника или круг. Если требуется установить отношения более интимные, то угол между телами уменьшается до 0° это закрытая позиция. Закрытая позиция может так же применяться для выражения невербального вызова враждебно настроенных друг к другу людей. Этим же правилам подчиняются расположения сидящих партнеров.

В организации общения не последнюю роль играют материальные условия коммуникации (расположение стола и стульев). Столы и стулья могут расставляться по-разному в зависимости от цели собрания, встречи.

При беседах за столом ориентация партнеров определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив, если «кооперативное» на одной стороне стола. Случайная беседа, как правило, дает позицию «наискосок», когда партнеры воспринимают друг друга под непрямым углом. Для беседы, связанной с действием, характерно положение на противоположных сторонах, не напротив, а слегка по диагонали.

Стратегическое расположение «сил» и правильное распределение участников за столом является средством эффективного взаимодействия.

Лицо B может занимать четыре основных положения относительно лица А:

В1 – угловое расположение;

В2 – деловое взаимодействие;

В3 – независимая позиция;

В4 – конкурирующе-оборонительная позиция.

Угловое расположение удобно при дружеской непринужденной беседе. Она обеспечивает постоянный контакт глаз и свободную жестикуляцию, кроме этого в данной позиции удобно наблюдать за жестами собеседника. Угол стола является частичным барьером, нет территориального разделения. Это самый удобный метод для переговоров.

Деловое взаимодействие. Это удобная поза для обсуждения и выработки общих решений.

Независимая позиция. Так садятся люди, которые не хотят взаимодействовать друг с другом (в библиотеке, на совещании, на скамейке в парке), при откровенной беседе это положение неприемлемо.

Конкурирующе-оборонительная позиция. Такое расположение партнеров изначально вызывает атмосферу соперничества, оборонительное отношение. Это же доказывает разницу в статусе. Когда люди сидят напротив, то они подсознательно делят стол на две равные территории. Это сокращает шансы на успех при деловых или дружеских переговорах.

Большое значение в переговорах имеет также форма стола: квадратный, круглый и прямоугольный.

Квадратный стол — официальный. Он способствует созданию отношений соперничества и вызывающего поведения людей, равных по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы. Следует обратить внимание, что тот, кто сидит справа быстрее станет союзником. Партнер, располагающийся слева, будет источать несколько меньшее понимание. Наибольшее сопротивление от того, кто сидит напротив.

Круглый стол — неофициальный. Круглый стол обеспечивает равное положение всем участникам переговоров, атмосферу непринужденности, неофициальности. Это наилучшее средство проведения беседы друзей. Однако, если за столом находится «важное лицо», то тот кто сидит справа рядом самый почетный (правая рука) и т.д., и всегда кто-то окажется напротив «важного лица» (оборонительная позиция).

В бизнесе и квадратные и круглые столы успешно используются: квадратный стол для деловых встреч, брифингов; круглый для достижения соглашения в беседе.

Прямоугольный стол. Здесь уже есть главное место. Сидящий на нем не должен располагаться спиной к двери, только лицом. Тот, кто напротив второе по значимости лицо. Остальные рассаживаются либо по степени важности (при деловых встречах), либо запланировано, даже с заранее расставленными табличками.

Чтобы управлять ситуацией за столом, надо правильно разместить участников или понаблюдать, какое место они выберут сами.

6.6.4. Визуальный контакт

Визуалика, или контакт глаз. То, как один человек смотрит на другого — важная составляющая невербальной коммуникации.

С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо.

Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться. Важно научится смотреть в зрачок, и зрачок расскажет правду о мыслях человека.

Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с нашими менее 1/3 части всего времени общения. Если взгляд человека встречается с нашими глазами более 2/3 времени, это может означать одно из двух: первое, он или она считают собеседника очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз будут расширены; во втором случае, человек настроен враждебно и невербально посылает вызов; в этом случае зрачки будут сужены.

В деловом общении важно, на какую часть лица направлен ваш взгляд, так как это тоже влияет на исход переговоров. Эти сигналы обычно совершенно точно истолковываются собеседниками.

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Взгляд «искоса».используется для передачи интереса (и тогда сопровождается слегка приподнятыми бровями и улыбкой) или враждеб­ности (если сопровождается опущенными вниз бровями и нахмуренным лбом).

Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь Ваша очередь».

Пристальный, длительный взгляд очень неприятен; человек, на которого смотрят так, смущается, испытывает неловкость, дискомфорт. Чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 70 процентов всего времени общения. Куда же девать глаза во все другое время беседы? Если мы начнем оглядывать стены, пол, носки своих ботинок, то, с одной стороны, произведем впечатление человека, не заинтересованного в предмете разговора, скучающего, невнимательного. С другой стороны, такое оглядывание дает мозгу дополнительный поток информации, которую он должен переработать. Взгляд должен быть направлен на собеседника таким образом, чтоб не вызвал у него неприятных ощущений (если только нет желания вызвать их намеренно). А. Пиз дает своеобразную классификацию таких культурных взглядов:

деловой. Представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд (конечно, мягко, а не в упор) на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувству­ет, что вы настроены по-деловому;

социальный. Во время социального общения глаза смотрят на символический треугольник на лице человека, расположенный на линии глаз и области рта. Если ваш взгляд опускается ниже глаз другого человека, создается атмосфера социального общения свободного, доверительного, когда вы не чувствуете особой зависимости от партнера;

интимный. Этот взгляд проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тепа собеседника. При деловых перего­ворах он неуместен; он принят и ожидаем, когда им обмениваются муж­чины и женщины, заинтересованные друг другом.

Взглядов великое множество. Любому типу взгляда можно придать любой из эмоциональных оттенков – от любви, дружелюбия, искренности до ненависти, неприязни, презрения. Взгляд труднее всего контролировать, именно в нем отражается то, что на самом деле думает или чувствует наш собеседник, говорит он правду или лжет. Если глаза собеседника «бегают», если он отводит глаза при разговоре с нами – это важный сигнал, что в отношениях что-то не так. Недаром, когда мы хотим знать истину, мы говорим: «Посмотри мне в глаза!».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.