КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Могилев
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методические материалы дисциплины Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины на 20__/20__ учебный год
В рабочую программу внесены следующие изменения и/или дополнения: 1. (указывается раздел и краткая характеристика внесенных изменений и дополнений, в случае отсутствия дополнений и изменений вносится запись «Принята без изменений»); 2..
Дополнения и изменения в рабочую программу внес: _____________________________ Ф.И.О., должность, ученая степень, звание. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _____________________________ протокол № ___ от ________
Заведующий кафедрой _________________________________ И. О. Фамилия
СОГЛАСОВАНО: Председатель методического совета, первый проректор _________________________________ М. Э. Романовский «___» _____________ 20__г.
[1] Определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования; [2] См. Приложение к макету рабочей программы дисциплины.
для слушателей специальности 1-23 01 71 «Психология»
Учебно-методические материалы обсуждены и утверждены на заседании Совета ИПК и ПК УО «МГУ им. А.А. Кулешова» (Протокол № от 2013 г.) Автор-составитель: Черепанова И.В. Аннотация: Учебно-методические материалы включают пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи, конкретизированные в требованиях к знаниям и умениям слушателей; тематический план, развернутое содержание тем, краткий курс лекций, программу практических и семинарских занятий, с перечнем заданий к ним; тематику контрольных работ, план организации самостоятельной работы слушателей, перечень вопросов к итоговому контролю, основную и дополнительную литературу. Курс «Экспериментальная психология» направлен на приобретение слушателями знаний о сущности и структуре современного научного психологического исследования, а также навыков самостоятельного планирования и проведения научного психологического исследования; овладение слушателями методами получения достоверных данных о человеке, его психологических характеристиках. Настоящее пособие может быть использовано в качестве источника теоретических знаний и практических заданий для преподавателей высшей школы и институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, которые осуществляют или планируют подготовку психологов для исследовательской деятельности, а также студентов-психологов, как дневного, так и заочного отделения вуза, и слушателей ИПК и ПК, обучающихся по специальности 1-23 01 71 «Психология».
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Особое место в профессиональной подготовке будущих психологов занимает экспериментальная психология, дисциплина, направленная на приобретение навыков проведения научных исследований в области психологии, получения опытным путем достоверных знаний о человеке, его психологических характеристиках. Психолог-профессионал должен владеть нормативами научного мышления, знать наиболее универсальные способы рассуждений при проверке научных гипотез, современные подходы к организации эмпирического исследования. Экспериментальная психология сегодня рассматривается: 1) как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения психологической реальности (В. Вундт, С. Стивенс и др.); 2) как система экспериментальных методов и методик, реализуемая в конкретных исследованиях (М.В. Мэтлин и др.); 3) как научная дисциплина, занимающаяся изучением методов психологического исследования в целом; 4) как теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента, включая планирование эксперимента и обработку данных (Ф. Дж. МакГиган и др.). Учебный курс «Экспериментальная психология» требует знаний слушателями общей психологии. Очень важны также межпредметные связи с курсами «Статистические методы в психологии» и «Психодиагностика». Целью изучения дисциплины «Экспериментальная психология» является подготовка слушателей к самостоятельному планированию и проведению научного психологического исследования. Основные задачи дисциплины: - способствовать приобретению слушателями знаний о сущности и структуре современного научного психологического исследования; - способствовать приобретению слушателями навыков самостоятельного планирования и проведения научного психологического исследования; - способствовать овладению слушателями методами получения достоверных данных о человеке, его психологических характеристиках. Изучение курса предполагает не только формирование у слушателей спектра базовых понятий в ходе аудиторных занятий, но и организацию активного их включения в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В процессе изучения дисциплины целесообразно использовать все многообразие форм и методов организации педагогического процесса: лекции — эмоционально насыщенные, богатые примерами и парадоксальными выводами; семинары, построенные на самостоятельной работе слушателей с научной литературой и периодическими психологическими изданиями; технологии активного обучения: «мозговой штурм», дискуссии (диспуты), круглые столы, деловые игры, защита проектов. При организации самостоятельной работы слушателей следует насыщать ее различными видами работы с литературой и способами самоопределения в научно-исследовательской деятельности: аннотирование, рецензирование, реферирование психологических источников, написание сочинений, эссе, решение задач по изучаемым темам. На семинарских занятиях слушателей целесообразно включать в следующие виды учебно-познавательной деятельности: - заслушивание сообщений, докладов, их обсуждение; - коллективные беседы, предполагающие обоснование участниками семинара теоретических положений, подтверждение их примерами из своей научно-исследовательской деятельности или деятельности других ученых-психологов; - участие в мини-дискуссиях по наиболее актуальным проблемам в современной психологической науке и практике; - участие в разборе сложных ситуаций, возникающих в процессе научно-исследовательской деятельности, решение задач по изучаемым темам; - проектирование, конструирование, организация, осуществление, анализ и оценка собственной научно-исследовательской деятельности. В результате изучения данной дисциплины слушатель должен знать: - ключевые понятия, теории и закономерности, составляющие предметное пространство изучаемой дисциплины; - сущность экспериментального метода; - специфику планирования и организации экспериментального исследования; - классификацию экспериментальных планов; - психологические особенности деятельности экспериментатора. В результате изучения данной дисциплины слушатель должен уметь: - определять объект, предмет, цели, задачи экспериментального исследования; - планировать экспериментальное исследование в соответствие с экспериментальным планом; - учитывать психологические особенности испытуемого при проведении психологического эксперимента; - соблюдать этические принципы проведения экспериментального исследования.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |