Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формулирования проблемы




Понятие проблемы научного психологического исследования. Этапы выделения научной проблемы (В.Н. Дружинин).

План

Тема 3. Организация и проведение психологического эксперимента

1. Понятие проблемы научного психологического исследования. Этапы выделения научной проблемы (В.Н. Дружинин).

2. Гипотеза как научное предположение, требующее экспериментальной проверки. Виды гипотез.

3. Понятие объекта и предмета исследования.

4. Определение цели и задач исследования.

5. Понятие актуальности исследования, теоретической и практической значимости его результатов.

6. Основные этапы экспериментального психологического исследования.

7. Понятие «пилотажного» (пробного исследования), его цели.

Под проблемой понимают вопрос, для ответа на который в науке отсутствуют знания или их недостаточно. Поэтому требуется проведение исследования для его разрешения.

Философская трактовка такова: проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет сущностный или теоретический интерес.

Проблемы делятся на:

1. Реальные проблемы.

2. «Псевдопроблемы» (которые только кажутся значимыми).

3. Неразрешимые проблемы (создание «вечного двигателя», превращение ртути в золото).

Источниками проблем являются:

- практическая жизненная задача (проблема профилактики наркозависимости и т.п.);

- противоречия, возникающие в ходе развития самой науки или нечто неизвестное в науке.

Иными словами, проблему можно обозначить, только хорошо ориентируясь в определенной области.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Например, анализируя одну из книг К. Коффки, Л.С. Выготский обратил внимание на неправомерность построения автором теории развития психики ребенка на данных и законах обучения животных. Результат – теория культурно-исторического развития психики ребенка. Таким образом, Л.С. Выготский усмотрел новую проблему в той концепции, которую разрабатывал К. Коффка.

Проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Разрешение актуальной проблемы обязано привести к наиболее ощутимым результатам, обеспечить успешное решение и других, связанных с ней проблем.

1. Выявление нехватки в научном знании сведений о реальности.

2. Описание проблемы на уровне обыденного языка.

3. Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Проблему рекомендуется разбивать на подпроблемы. Это позволит выделить общую цель исследования и его промежуточные задачи. Например: проблема педагогического общения со слабоуспевающими учащимися может быть разбита на:

- в чем состоит специфика поведенческой стороны общения с данной категорией учащихся?

- каковы особенности когнитивного аспекта общения с ними?

- что характерно для аффективной стороны общения с учащимися?

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме исследования, формулировка которой фиксирует границы проблемы. Таким образом, темы должны быть более конкретизированы и привязаны к определенным объектам.

Например, проблема следующая: «Какие стратегии совладания используют женщины во время 1-го, 2-го, и 3-го триместров первой беременности, если существует угроза невынашивания беременности?».

Тема может звучать следующим образом: «Динамика стратегий совладания в период беременности у первородящих женщин с угрозой невынашивания беременности».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.