Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие объекта и предмета исследования




Этапы построения и развития гипотезы

Формулирование гипотез.

Признаки правильно сформулированной гипотезы по П. Фрессу:

- гипотеза должна быть адекватной поставленному вопросу (проблеме);

- она должна учитывать уже приобретенные знания по данной проблеме;

- гипотеза должна быть доступной для проверки.

1. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2. Формулировка гипотезы (гипотез), объясняющей данные факты.

3. Выведение из сформулированной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

4. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, научными законами.

5. Превращение гипотезы в достоверное знание или научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Поскольку формулировка плодотворной гипотезы требует выхода за пределы имеющихся знаний, эта процедура связана со значительными трудностями и совершается с помощью интуиции и многих проб.

После формулировки гипотезы осуществляется эмпирическая интерпретация основного понятия, входящего в ее состав. То есть экспериментатором проводится поиск показателей, которые могут быть зафиксированы, измерены в ходе эмпирического исследования.

Гипотезы проверяются как с помощью активного эксперимента, так и путем нахождения корреляций между величинами, связь между которыми представляет научный интерес.

Гипотеза имеет следующую лингвистическую характеристику: как правило, она начинается со слов «предполагается», «если…, то…» и т.п. Например: предполагается, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности матери и степенью адаптированности дошкольника к детскому саду.

Завершить хотелось бы словами Клары Бернар: «Факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает».

 

Понятие объект исследования нетождественно понятию «объектная область исследования». Под объектом исследования понимается конкретное психическое явление: психический процесс, психическое состояние, психическое свойство личности.

Например, тема: «Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов». Объект исследования – ценностные ориентации. Один и тот же объект может быть предметом различных исследований.

Предмет исследования– это более узкое и конкретное по содержанию понятие. Предмет исследования – это те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. То есть, это определенный аспект объекта. Например:

Тема 1: Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения.

Тема 2: Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности.

Тема 3: Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов.

Объект один и тот же – ценностные ориентации. Предметы – разные.

Когда предмет четко определен – исследование проводится целенаправленно и более эффективно.

Предмет исследования (его формулировка) должен совпадать с названием темы исследования.

Не нужно «разнообразить» текст в данном случае, так как обозначение предмета исследования в отличие от темы в других терминах создает ситуацию неопределенности. Это приводит к тому, что исследователь оказывается «на распутье», так как при этом возможно нарушение смысла того, что указано в теме.

Объект исследования формулируется кратко, обычно двумя-тремя словами. Он также должен быть отражен в названии темы исследования.

Часто в качестве объекта исследования называют категорию испытуемых (педагоги, подростки, учащиеся начальных классов). С логической точки зрения это правильно. Однако такое определение объекта неопределенно, оно не отвечает на вопрос, какую психологическую реальность изучал психолог. Отсюда – неопределенность предмета исследования, что ведет за собой отклонение от темы.

После определения предмета исследования обычно исследователь пытается предварительно описать объект в целом. Наиболее распространенным подходом при этом является системный подход. Согласно такому подходу, объект рассматривается как система, обладающая определенной структурой, то есть совокупностью устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Системно-структурный подход, согласно Платонову К.К., состоит из следующих этапов:

1. Уточнения, какой психологический феномен берется для анализа как целое.

2. Выявления возможно большего числа элементов этого целого.

3. Группирование этих элементов в необходимое и достаточное число подструктур (субструктур), с согласованием их с имеющимися психологическими теориями;

4. Установление различных связей и отношение между элементами, подструктурами и целым.

Естественно, по ходу исследования описание объекта уточняется. Например: системный анализ педагогического общения как объекта исследование предполагает описание трех тесно взаимосвязанных между собой компонентов: перцептивного, аффективного и поведенческого. В свою очередь, анализу подвергается содержание каждого из этих компонентов, в частности:

- роль и место отдельных психических процессов в восприятии и понимании учащегося (перцептивный компонент);

- характер отношения к нему учителя (аффективный компонент);

- способы трансляции этого отношения и способы воздействия на учащегося (поведенческий компонент).

Такое описание позволяет более продуктивно организовать исследование: сформулировать гипотезу, выделить переменные, разработать саму процедуру исследования, интерпретировать эмпирические данные и более полно учесть связи между ними.

После определения проблемы, темы, целей, предмета и объекта исследования проводиться теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.