Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы экспериментального психологического исследования




Выделяют следующие основные этапы экспериментального психологического исследования:

1. Первичная постановка проблемы и определение темы.

2. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

Изучение литературы и других источников необходимо для того, чтобы:

1. Отделить известное от неизвестного.

2. Зафиксировать установленные факты, накопленный опыт.

3. Четко очертить изучаемую проблему.

Этапы работы с литературой

1. Составление списка подлежащих изучению произведений (библиографии).

А) Список должен включать:

- книги;

- журналы;

- статьи в сборниках;

- реферативные обзоры;

- авторефераты диссертаций и т.д.

Б) Где брать:

- библиотечный каталог;

- электронный каталог;

- интернет;

- справочный и библиографический аппарат книг, имеющийся в распоряжении исследователя.

В) Библиография должна включать следующую информацию:

- кто автор или редактор книги, брошюры, статьи;

- ее название;

- место и год издания;

- издательство;

- том, выпуск и номер издания;

- город, где была выпущена книга;

- общее количество страниц в источнике.

Лучше всего выписать данные по каждому источнику на отдельную карточку или занести в базу компьютера. Полезно указать и библиотечный шифр.

2. Первичное ознакомление с литературой и другими источниками.

Для того, чтобы иметь представление о проблематике того или другого произведения, необходимо ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание книги.

После этого определяют способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием или выборочное с выписками.

Все необходимое следует выписать на карточках или отдельных листах бумаги с точными ссылками на источник. Тут же полезно зафиксировать свои мысли и замечания. В собственных книгах – пометки карандашом на полях, закладки.

3. Результаты изучения литературы по каждому вопросу можно оформить в виде тематических обзоров, в которых:

- изложить сущность отдельных положений;

- выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающее и различающееся в них;

- обозначить малоразработанные, неясные и дискуссионные положения;

- подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы;

- выразить свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователем выводам.

Изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируя интерес к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточно внимания.

3. Уточнение гипотезы и определение переменных.

4. Выбор методов исследования.

Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Например, тест.

Методика – конкретная техническая реализация определенного метода. Например, тест «Прогрессивные матрицы» Д. Равена.

Все методы современной науки делятся на:

1. Теоретические.

2. Эмпирические.

3. Метод моделирования.

4. Интерпретационные методы.

Форма реализации того или иного метода в конкретном исследовании, совокупность приемов и операций, а также правила сбора данных и их обработки называется методикой исследования.

Выбор методов и разработка методики исследования всецело определяется проблемой и сформулированными на ее основе гипотезами. Это значит, что способы сбора и последующей обработки информации должны быть согласованы с понятиями, в которых сформулирована наша гипотеза.

На этапе разработки методики происходит дальнейшее уточнение гипотезы исследования. Прежде всего, уточняются те проявления, признаки изучаемого феномена, которые доступны фиксированию, измерению. Для современных исследований характерен комплексный подход: применяется не один какой-нибудь метод, а несколько взаимодополняющих друг друга методов и приемов, обеспечивающих получение данных качественного и количественного характера, сведений о субъективных и объективных параметрах.

Основным методом психологического исследования является эксперимент.

5. Отбор испытуемых и распределение их по группам в соответствии с принятым экспериментальным планом.

Кроме подбора соответствующего целям исследования экспериментального плана, на этом этапе исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование, а также формирует выборку исследования.

Формирование выборки должно отвечать следующим требованиям:

- содержательному критерию или критерию операциональной валидности. Это значит, что исследуемое нами свойство можно изучать именно на такой выборке. Например, абсолютно бессмысленно изучать долговременную память на выборке младенцев, так как она у них еще не развита;

- критерию эквивалентности испытуемых или критерию внутренней валидности. Это значит, что в сравниваемых между собой группах испытуемых по определенному параметру (изучаемой переменной), все остальные показатели должны быть примерно одинаковыми. Например, если мы сравниваем две группы студентов по показателю «доброжелательность», то испытуемые каждой группы должны быть уравнены по половому, возрастному составу, по социально-демографическим характеристикам, по успеваемости и по другим важным для исследования качествам;

- критерию репрезентативности, то есть соответствия характеристик испытуемых данной выборки характеристикам представителей всей генеральной совокупности.

Так как испытуемые должны быть равноценными по возрасту, полу, уровню общего развития, социальному положению, состоянию межличностных отношений и многому другому, то на практике в качестве равноценных групп берут однородную во многих отношениях популяцию одного класса, студентов одной специальности, а затем из этой популяции респондентов выбирают наугад.

Объем выборки обусловливается задачами исследования и той отраслью психологии, в которой работает автор. Например, для исследований в области клинической психологии выборка может включать не более 5-7 человек. Это обуславливается сложностью подбора эквивалентных групп испытуемых с точки зрения клинической картины заболевания. В возрастной психологии выборка включает обычно до 100 испытуемых. В то время как в социальной психологии - их количество может насчитывать 200-1000 человек.

В курсовом исследовании в выборку, как правило, включается от 30 до 50 человек, если предполагается выявление различий на достаточно высоком уровне статистической значимости (р≤0,01). Иногда это количество по независящим от исследователя причинам может быть меньше, например, учащиеся одного класса (их столько, сколько всего в классе учеников, и не может быть больше).

6. Проведение эксперимента (подготовка, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование).

В подготовку эксперимента входит разработка инструкции. Ее назначение – контроль переменных, связанных с поведением испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационный компонент, то есть испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть:

- денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии);

- информация о его способностях и личностных чертах;

- помощь в решении личностных проблем и т.д.

Также с помощью инструкции обеспечивается положительное отношение к исследованию и снимается сверхвысокая мотивация.

Инструкция определяет задачу испытуемого (что ему делать), обозначает последовательность его действий. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может быть недостаточным. Поэтому инструкция должна быть ясной, краткой, однозначной. Чтобы она отвечала этим требованиям, ее нужно апробировать, может быть не раз и не два. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от когнитивных способностей, темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

Далее проводиться собственно экспериментирование.

7. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.

8. Формулировка выводов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.