Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие актуальности исследования, теоретической и практической значимости его результатов




Определение цели и задач исследования.

Уже в начале исследования очень важно, по возможности, конкретно представить себе общий результат поиска, его цель.

Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.

Следующим важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задачи исследования определяют порядок реализации цели, то есть порядок проведения, этапы исследования, характер результатов.

Поэтому задачи должны быть конкретными и сформулированы таким образом, чтобы под них можно было подобрать или разработать соответствующие средства (например, методику), и представить, каким требованиям должен отвечать результат их решения (что мы намерены получить).

Чаще всего в начале формулировки задачи стоят глаголы «описать», «объяснить», «изучить», «разработать», «провести сравнение», «проанализировать», «проверить» и др.

При формулировании задач исследования следует обратиться к психологическому словарю, где описана структура интересующего объекта исследования, его ближайшие взаимосвязи, так как их дальнейшее изучение часто и составляет содержание задач исследования.

Для описания проблемы, целей, задач и результатов исследования используется единый понятийный аппарат, который определяется той теорией, в русле которой проводится исследование.

Например,

Тема: «Динамика стратегий совладания в период беременности у первородящих женщин с угрозой невынашивания беременности».

Цель исследования: выявить динамику стратегий совладания в период беременности у первородящих женщин с угрозой невынашивания беременности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы динамики стратегий совладания в период беременности у первородящих женщин с угрозой невынашивания беременности.

2. Подобрать психодиагностический инструментарий, адекватный методологии исследования.

3. Выявить психологические характеристики первородящих женщин с угрозой невынашивания беременности.

4. Сравнить стратегии совладания в период беременности у первородящих женщин в норме и с угрозой невынашивания беременности.

5. Определить динамику стратегий совладания в период беременности у первородящих женщин с угрозой невынашивания беременности.

Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования – потребности ответить на вопрос: «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?».

Следует различать актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри данного направления, с другой.

Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других, некоторые из которых уже активно исследовались, самая насущная. При этом в работах теоретико-прикладного характера, имеющих нормативную часть (к которым относятся педагогические исследования), важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики (что обеспечит практическую значимость результатов, которые будут получены в исследовании), а, во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи (что обеспечит теоретическую значимость результатов, которые будут получены в исследовании).

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.