Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольный контроль за экономической концентрацией в России




В современном мире развитие в большинстве стран капиталистических отношений в рамках рыночной экономики с учетом современных процессов глобализации и интеграции достигло высокого уровня. Тем не менее, стремление хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на получение максимальной прибыли не должно нарушать интересы других субъектов, как занимающихся предпринимательской деятельностью, публично-правовых образований, так и граждан (в том числе, выступающих в качестве потребителей) и их объединений. Также, не стоит забывать, что «в основе рыночной экономики лежит конкуренция как соперничество хозяйствующих субъектов, препятствующее каждому из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[1].

Данная работа является актуальной, поскольку с развитием рынка в России, экономических отношений, глобализационных процессов, развивается и законодательство. Анализ действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения позволяет выявить сложившиеся проблемы, чтобы их разрешить. Немаловажную роль в этом вопросе играют научные труды, которые позволяют сформировать различные концепции и подходы, сопоставляя фактически сложившуюся ситуацию с выработанными теоретическими позициями. Также, при изучении данной тематики большое значение имеет сравнение с зарубежным законодательством, чтобы оценить эффективность методов правового регулирования, а также возможность перенятия этого опыта и имплементации некоторых правовых норм.

В соответствии с п. 21 ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ[2] (далее по тексту – Закон) под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Влияние экономической концентрации на структуру рынка и экономическую эффективность может быть как положительным, так и прямо противоположным.

Под термином антимонопольный контроль понимается специфическая деятельность антимонопольных органов за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении активов хозяйствующих субъектов (при этом, деятельность некоммерческой организации, так же может быть объектом антимонопольного контроля в определённых Законом случаях), в том числе иностранными лицами и (или) организациями. Цель антимонопольного контроля сделок состоит в предотвращении ограничения конкуренции в ходе экономической концентрации, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица и (или) группы лиц. Выделяют предварительный и последующий антимонопольный контроль.

Так, согласно ст. 27 и ст. 28 Закона предварительному антимонопольному контролю подлежат следующие сделки: создание коммерческих организаций, реорганизация коммерческих или финансовых организаций, приобретение акций и (или) долей коммерческой или финансовой организации, приобретение активов коммерческой или финансовой организации (причём как в собственность, так и в аренду), приобретение прав контроля в отношении коммерческой или финансовой организации или права осуществлять функции ее исполнительного органа (управляющей организации). Контроль применяется при условии превышению финансовых показателей участников сделки, таких как балансовая стоимость активов или выручка реализации товаров.

Предварительный антимонопольный контроль также распространяется на приобретение акций (долей), активов, прав контроля в предусмотренных Законом случаях (им устанавливаются количественные (процентные) показатели). Более того, необходимо пройти процедуру контроля, если по залогу акций приобретается право осуществлять права голоса по акциям, также при приобретении активов нескольких взаимосвязанных сделок.

Процедура осуществления антимонопольного контроля разделяется на предварительный и последующий антимонопольный контроль. При этом пакет документов и информации для обоих видов одинаков. Срок рассмотрения ходатайства Федеральной антимонопольной службой (ФАС) составляет 30 дней, если же сделка может привести к ограничению конкуренции, то данный срок может быть продлён до 60 дней.

По итогам рассмотрения ходатайства ФАС вправе принять следующие решения: одобрить сделку; одобрить сделку с одновременной выдачей предписания; о продлении сроков рассмотрения ходатайства о слиянии/присоединении с определением условий, после выполнения которых будет принято решение. Также ФАС вправе отказать в одобрении сделки при следующих условиях: сделка приведёт или может привести к ограничению конкуренции; информация, представленная в ходатайстве недостоверна; заявитель не предоставил необходимую запрашиваемую информацию, принят отказ в предварительном согласовании по Федеральному закону от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О стратегических инвестициях».

Особенностью антимонопольного контроля в России является то, что внутригрупповые сделки подлежат контролю, осуществляемого антимонопольным органом, наравне со сделками несвязанных компаний. Практически во всем мире такая практика не применяется, поскольку внутригрупповые сделки в теории не влияют на состояние конкуренции. Эта практика в России связана с широким и формальным определением в Законе «группы лиц». Для внутригрупповых сделок существуют исключения, по которым сделки не требуют предварительного согласования. Так, антимонопольный контроль не распространяется на сделки между материнской и дочерней компанией. Также, не требуется предварительного согласования, если сделка совершается между лицами, входящими в группу по иным основаниям, если информация о такой группе будет выложена на сайте ФАС в соответствии с «упрощенной процедурой контроля». Данная «упрощенная процедура контроля» является недоработанной, её недостатки следующие: непонятность раскрытия объёма группы, т.е. информация обо всей группе или только о российских лицах; на практике сложно отследить изменение перечня в большой группе; временные затраты аналогичны получению предварительного одобрения; перечень лиц публикуется на сайте, чего некоторые компании могут не желать.

Несоблюдение требований антимонопольного законодательства влекут достаточно серьёзные последствия: помимо наложения штрафа вплоть до 500 тысяч рублей, ФАС вправе по иску признать сделку недействительной, если ФАС докажет в суде, что сделка вела к ограничению конкуренции.

В заключение, хотелось бы отметить, что поправки к антимонопольному законодательству были довольно успешны, однако антимонопольное законодательство, по-прежнему, требует принятия новых поправок, регулирующих вышесказанные вопросы и проблемы. В связи с неточностью формулировок некоторых положений Закона антимонопольные органы очень загружены огромным количеством ходатайств и уведомлений, что на практике может не требоваться, во-первых, и, во-вторых, нерационально ограничивать свободу предпринимательства в некоторых случаях. Также, «факторами, осложняющими антимонопольный контроль экономической концентрации, служат громоздкость архитектуры акционерных связей и широкое распространение неимущественных инструментов установления контроля над предприятиями»[3].

Бондаренко Ксения Валерьевна

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.