Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмов поддержки национальной экономики




Новые аспекты конституционно-правовых

Вопрос степени государственного участия в экономике – один из наиболее дискуссионных. Зачастую он решается путем выбора политического курса. Но представляется, что его решение должно находить отражение на конституционном уровне. Зарубежный опыт здесь достаточно разнообразен, в частности, право публичной власти регулировать то, что ранее отдавалось рынку, широко признавали послевоенные конституции. Сегодня вопрос актуализирован мировым кризисом и ревизией господствующих парадигм. Кризис высвечивает проблему ограничения экономического суверенитета государства, все более осознаваемую европейскими государствами. В России она не получила должного внимания при разработке Конституции РФ. Сегодня же она дополнительно актуализирована присоединением к ВТО, негативные последствия которого становятся все более очевидными. И они - не неожиданны: о них предупреждалось в экспертных заключениях, научных докладах, официальных документах[40]. Даже металлурги не обнаруживают ожидавшейся выгоды. Но если бы она и была, это не сняло бы концептуального вопроса о выборе приоритетов - прибыли экспортеров сырья или высокотехнологичное развитие. Этот вопрос должен находить свое разрешение на высшем конституционном уровне.

Сторонники присоединения к ВТО в качестве «отвоеванного» указывают запрет на деятельность филиалов иностранных банков. Но есть мнение, что эта «победа» куплена ценой удара по реальному сектору. Однако и попадание банковско-финансовой системы под контроль зарубежных конкурентов ударяло бы по российскому наукоемкому производству. Поэтому речь, скорее, должна идти о правовом регулировании кредитно-денежной системы, настраивающей ее на финансирование производства, а не на спекулятивные операции.

На конституционном уровне могут закрепляться цели государства в экономической сфере и механизмы, ограничивающие риск утраты суверенных инструментов регулирования экономики. В рамках реформирования Конституции РФ представляется необходимым закрепление приоритета развития реального (производительного) сектора экономики[41]. Исходя из этой и иных целей участия государства в экономике, определим перечень ключевых аспектов регулирования и правовые (в том числе, конституционно-правовые) механизмы защиты экономического суверенитета.

Первый аспект - защита суверенитета государства в части регулирования внешнеэкономической деятельности. Его существенное ограничение после присоединения к ВТО актуализирует задачу поддержки ключевых отраслей за счет кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, стандартизации, регулирования цен на услуги естественных монополий и др.

Нынешняя кредитно-денежная политика не содействует конкурентоспособности российских товаропроизводителей и актуализирует проблему защиты финансово-экономического и валютного суверенитета. Законодатель не может прямо влиять на кредитно-денежную политику, но может создать институциональные механизмы, стимулирующие к поддержке национальной экономики. Эта задача выводит на конституционно-правовой вопрос о статусе и целях деятельности Центрального Банка. Он обсуждался при разработке Конституции РФ, но не был поставлен концептуально, а именно: никакую власть в государстве не может осуществлять субъект, не являющийся однозначно органом государственной власти, сформированным на демократических принципах и полноценно подконтрольный обществу (и, кстати, подконтрольность деятельности Центробанка парламенту была закреплена в новой Конституции Венгрии). Важно и закрепление на конституционном уровне более адекватных целей деятельности ЦБ. Так, среди целей ФРС США – обеспечение наилучших условий для развития экономики. В современных (и, особенно, российских) условиях вернее было бы указать «обеспечение наилучших условий для развития реального сектора национальной экономики». В связи же с присоединением к ВТО становится актуальным закрепление среди целей деятельности ЦБ РФ такой, как обеспечение кредитования реального сектора экономики на условиях, не худших, чем у зарубежных конкурентов.

В части бюджетной политики отметим вопросы конституционного закрепления перечня не подлежащих секвестру статей бюджета; установление правил резервирования средств и ресурсов, включая невозможность избыточного (в ущерб развитию) накопления и хранения государственных ресурсов в зарубежной валюте и в зарубежных ценных бумагах государств, не являющихся стратегическими союзниками; закрепление контроля не только за доходами и расходами государства, но и за его «активами» и «пассивами».

В области налоговой политики на конституционном уровне следовало бы закрепить указание на не только фискальную, но и экономическую (стимулирование определенных отраслей и видов экономической деятельности), а также социальную функции налогообложения. Возможно и закрепление на конституционном уровне основ налоговой системы: недопущение льготного налогообложения доходов от капитала по сравнению с доходами от труда; установление на конституционном уровне принципа, заключающегося в том, что никакой налог не может взиматься в процедуре, требующей прибегать к заимствованиям для его уплаты; закрепление прогрессивной шкалы налогообложения доходов и наследства, а также личной (не используемой для производственных нужд) собственности. Последняя идея развивает принцип наличия фактической возможности уплачивать налоги, закрепленный в конституциях Италии, Испании и др., либо выводимый Конституционным судом (как, например, в ФРГ[42]). До оценки конституционности доходит и вопрос границ налоговых ставок: пример – недавнее решение Конституционного Совета Франции[43]. Не менее важно и предоставление права решения данных вопросов суверену – народу (опыт Швейцарии и т.д.).

Важный аспект - защита экономического суверенитета в части сохранения неотъемлемого права распоряжения и контроля в отношении природных ресурсов[44]. Сегодня богатые природными ресурсами страны усиливают «ресурсный национализм», ограничивая доступ иностранных природопользователей или принуждая их больше вкладывать в свою экономику: в США добычу ископаемых может осуществлять только частная компания американской юрисдикции[45]; в Китае вся добывающая промышленность принадлежит государству; в Японии и Швейцарии разрешение на занятие рядом видов деятельности, связанных с добывающей отраслью, дается лишь резидентам; в Австралии для крупных проектов в области добычи и переработки природных ресурсов предусмотрена проверка на соответствие национальным интересам[46]. По Конституции Боливии 2009 г. углеводороды - неотчуждаемая собственность государства; договор, заключенный в нарушение этого положения, ничтожен, а нарушившие его лица виновны в измене Родине (ст. 359). Китай, в отличие от России, при присоединении к ВТО оговорил право на протекцию в таком жизненно важном для богатой ресурсами страны вопросе как нефтегазовый сервис.

Перечисленные и иные проблемы защиты экономического суверенитета и поддержки национальной экономики требуют своей дальнейшей проработки.

 

Ванишевская Е.Ю.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

 

Платёжная система как способ эффективного бизнеса в Республике Беларусь.

Современная платёжная система Республики Беларусь сформировалась в конце 90-х годов, что позволило в полной мере использовать накопленный опыт других стран и учесть обязательные для её успешного функционирования требования и принципы.

В научной литературе платёжную систему рассматривают как совокупность банковских и финансовых институтов, платёжных инструментов, банковских правил и процедур, а также межбанковских систем перевода денежных средств, обеспечивающих обращение денежных средств внутри страны и взаимодействие с зарубежными платёжными системами.[47]

Для эффективного функционирования расчётов используется платёжная система, которая формирует всю совокупность безналичного денежного оборота при помощи особых инструментов и методов, по установленным в данном государстве правилам.

В Республике Беларусь платежную систему страны называют платёжная система Республики Беларусь. В неё входит совокупность банковских и других финансовых институтов, платёжных инструментов, банковских правил и процедур, а также межбанковских систем перевода денежных средств, обеспечивающих их обращение внутри страны и взаимодействие с зарубежными платёжными системами.

От того насколько хорошо реализуется основное назначение платёжной системы зависит организация межбанковских расчётов. В практике банковской деятельности межбанковские расчёты осуществляются в двух режимах: режиме реального времени и на основе клиринга. В режиме реального времени осуществляются межбанковские расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также по результатам клиринга. По определению клиринг – это осуществляемый до расчёта процесс передачи, сверки и подтверждения платежных сообщений.[48]

От расчётов в режиме реального времени отличаются расчёты основанные на клиринге. Во-первых, на этой основе осуществляются платежи по мелким и несрочным суммам. Во-вторых, расчёт по каждому отдельному платежу не производится. В-третьих, расчёты на основе клиринга осуществляются через отдельные специальные счета банков и небанковских финансовых организаций, открытые в Национальном банке каждому участнику.

Характеризуя межбанковские расчеты в Республике Беларусь следует обратить внимание, что они осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (расчетно-клиринговая система по ценным бумагам и системы расчетов с использованием банковских платежных карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке. [49]

В соответствии со статьями 25, 32 Банковского кодекса Республики Беларусь одной из основных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. В Банковском кодексе Республики Берусь в статье 30 также определены права Национального банка в области развития платежной системы Республики Беларусь, в соответствии с которой Национальный банк определяет основные направления совершенствования платежной системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов в республике и ответственность за их нарушение; ведет ведомственный архив данных для статистической обработки и подтверждения информации о деятельности и операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов.[50]

Для достижения этой цели Национальный банк осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение.

Следует обратить внимание, что преобладающим, ранее средством расчёта для физических лиц в Республике Беларусь были расчёты с использованием наличных денежных средств. Основная сфера их применения – расчёты населения в розничной торговле и сере услуг. Значительная часть заработной платы, пенсий и социальных пособий выплачивалась путём зачисления средств на текущие счета граждан.

Но в последние пять лет наиболее активно используются расчёты с использованием банковских пластиковых карт.

Вошедшая в национальную платежную систему в качестве одной из составляющих подсистема расчетов пластиковыми карточками представляет собой совокупность расчетов по национальной системе «БелКарт», международным системам (например, VISA и Eurocard/Mastercard).Также банки эмитируют собственные банковские пластиковые карточки, осуществляют эквайринг частных банковских пластиковых карточек, выпущенных в обращение банками-нерезидентами.[51]

Расчёты с использованием банковских пластиковых карточек позволяют снизать количество наличных денег и, следовательно, затраты на наличный денежный оборот.

Клиенты банков используют различные способы платежа. Это кредитовые переводы, дебетовые переводы, расчёты чеками, платежи карточками.

Кредитовые переводы являются доминирующей формой безналичных расчётов в Республике Беларусь. При поступлении платёжного поручения от клиента банк дебетует счёт клиента и переводит денежные средства получателю. Кредитовые переводы используются для расчётов физическими лицами и предприятиями по товарным и нетоварным предприятиям.[52]

Дебетовые переводы наряду с кредитовыми переводами используются для расчётов и по товарным платежам.

Что касается использования чеков и чековых книжек, то следует отметить, что расчёты чеками в Республике Беларусь занимают незначительный удельный вес, как по сумме, так и по количеству проведённых операций в платёжном обороте.

В заключение работы можно сделать вывод, что платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и ее состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного расчетного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики. Расчёт банковскими платёжными карточками позволяет банкам увеличивать скорость расчетов, обеспечивать дополнительные удобства для клиентов, предоставляя клиентам возможность оперативного управления средствами на своих счетах.

 

Гомза Юлия Геннадьевна

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

 

Республиканский бюджет как один из механизмов регулирования экономики в Республике Беларусь

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики проявляется через распределительную, регулирующую и контрольную функции. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Программы экономического развития, выполнение функций государства зависят от объема бюджета, его структуры, содержания доходов и расходов. Поэтому бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, социальной сферы.

В Республике Беларусь в 2013 году в республиканский бюджет включены средства следующих государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития и республиканских инновационных фондов. Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет. Следует отметить, что в государственный целевой бюджетный фонд национального развития плательщики отчислений, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества обязаны перечислить в бюджет часть прибыли[53].

На 2013 год государственный бюджет утвержден по расходам в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей. В социальной политике для пенсионного обеспечения выделено 4,7 триллионов и почти 3 триллиона рублей — для помощи по обеспечению жильем. В 2013 году уплачивается в соответствующий бюджет сумма пеней, а контроль за своевременным и полным перечислением в бюджет этих средств осуществляется их получателями[54].

Финансирование дефицита республиканского бюджета включает в себя внутреннее и внешнее финансирование. В свою очередь внутреннее финансирование республиканского бюджета определяется источниками, получаемыми от банков, иных юридических и физических лиц, прочими источниками внутреннего финансирования, источниками от операций с принадлежащим государству имуществом, изменением остатков средств бюджета и операциями по гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков Республики Беларусь. А внешнее финансирование, соответственно – кредитами международных финансовых организаций, кредитами иностранных государств и иных иностранных кредиторов, операциями по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам[55].

Повышение эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами является основой бюджетной политики. В нашей стране бюджетные ресурсы концентрируются на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны. Для повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов предстоит оптимизировать сеть бюджетных учреждений. В целях совершенствования управления бюджетной системой предусматривается переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов[56].

Экономическое значение бюджета заключается, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствовании структуры общественного производства, его развитии, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельных отраслях хозяйства, и социальной сферы.

В заключении можно отметить, что бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, народно-хозяйственных, региональных пропорций. С помощью бюджета государство воздействует на воспроизводственные процессы. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы[57].

 

Евдокимова Елизавета Германовна

Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

 

Включение в таможенную стоимость товаров лицензионных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности (роялти)

В соответствии со ст. 1489 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Как правило, лицензионный договор является возмездным, и за пользование товарным знаком с лицензиара взимаются лицензионные платежи. Такое требование к лицензионному договору предусмотрено ч. 5 ст. 1235 ГК РФ; также в этой статье закреплено положение о том, что при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

В теории гражданского и предпринимательского права выделяют несколько видов лицензионных платежей:

a) роялти - периодические платежи (процентные отчисления) в течение срока действия лицензионного соглашения;

b) паушальные платежи - твердые (фиксированные) суммы платежей, выплачиваемые единовременно или в рассрочку;

c) смешанные платежи - периодические платежи (процентные отчисления) в сочетании с первоначальным платежом;

в данной работе речь преимущественно пойдет о первом виде лицензионных платежей – роялти.

Роялти — это плата лицензиата за переданные ему лицензиаром права на использование объектов промышленной собственности (патенты, торговые марки) и технологических ноу-хау, то есть роялти является разновидностью лицензионного платежа по лицензионному договору.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о налогообложении роялти.

По общему правилу объектом налогообложения на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций, например, в соответствии со ст. 247 НК РФ, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; в соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. А в соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, уменьшающим доходы налогоплательщика в целях налогообложения прибыли.

По мнению налоговых органов, размер роялти не должен быть более 5% объема выручки по товару, в отношении которого используется данный товарный знак. Превышение этого размера может повлечь за собой вопросы со стороны налоговых органов об обоснованности и экономической целесообразности размера роялти.

В соответствии с действующим законодательством, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права) включаются в таможенную стоимость товаров.[58] А в соответствии с п. 1 ст. 65 ТК ТС, декларирование таможенной стоимости осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров.

Основная проблема, связанная с уплатой лицензионных платежей заключается в том, что если лицензионные платежи будут уплачиваться декларантом в форме роялти, то возможность определения суммы роялти на момент таможенного декларирования отсутствует, что приводит к невозможности включения суммы лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.

На сегодняшний день по данному вопросу до сих пор не сформировалось единого мнения, отсутствует единообразие применения норм права на практике, а российская практика пока сильно отличается от зарубежной, что также нельзя назвать положительной тенденцией, поскольку в области международной торговли должны присутствовать черты глобализации и интернационализации.

Исходя из правовой природы роялти, необходимо подчеркнуть, что роялти является разновидностью лицензионного платежа, который должен уплачиваться именно по факту реализации товара, а не на стадии ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на территорию РФ. При ввозе товара предприниматель не всегда способен определить конечную цену товара, по которой он будет реализован на территории РФ, ведь она может быть как выше, так и ниже цены, указанной в таможенной декларации. Представляется необходимым разработка и введение в действие специального механизма, урегулированного российским законодательством, по которому будет возможно осуществлять уплату роялти после реализации товара на российском рынке.

 

 

Ковбан Андрей Владимирович

Одесская национальная морская академия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.