Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы государственного регулирования недропользования




На современном этапе развития недропользования в России особо остро стоит ряд проблем, которые необходимо подвергнуть законодательной метаморфозе. Обуславливается это тем, что постоянное, бессистемное и, что важнее всего, малопродуктивное «латание» пробелов в законодательстве, которое касается вопросов пользования недрами, показывает неэффективность современных нормативно-правовых актов в вышеупомянутой сфере.

Так, например, мы можем видеть, что базисный закон в сфере недропользования, а именно Закон РФ «О недрах» истратил свой исторический потенциал и по ряду положений стал причиной торможения прогресса в области добычи полезных ископаемых, воспроизводства минерально-сырьевой базы. За время существования Закона в него было внесено около 500 поправок, которые, к сожалению, не позволили устранить многочисленные проблемы, проявляющиеся во время развития системы недропользования в Российской Федерации. На примере данного закона, мы можем видеть, что восполнение многочисленных пробелов может, порою, не просто не восполнять пробелы в нормативно-правовых актах, а даже регрессировать нынешнее состояние. В качестве примера, мы можем привести поправку, которая лишила субъекты Российской Федерации права участия в управлении и контроле недропользования по всем видам полезных ископаемых, кроме общераспространенных[60]. Данная поправка, помимо её непродуктивности, противоречит пункту «в» ст. 72 Конституции РФ, согласно которому вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Модернизация экономики посредством развития отношений недропользования тормозится из-за отсутствия полномочий субъектов Российской Федерации по использования минерально-сырьевой базы регионов. В связи с этим проводимая на сегодняшний день работа по децентрализации полномочий органов исполнительной власти и их перераспределению в пользу регионов и муниципалитетов должна быть проведена и в сфере недропользования[61]. Стимулированием экономики послужит закрепление порядка проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами. В настоящем законодательством недостатком является отсутствие четкости проведения конкурсов и аукционов, неопределенность критериев, отсутствие четких оснований для отказа в приеме заявок на участие в конкурсах и аукционах на право пользования недрами[62]. Важно предусмотреть административную процедуру, согласно которой будут предоставляться права пользования недрами для целей разведки, добычи или геологического изучения полезных ископаемых – аукционы на право пользования недрами[63]. Целесообразно было бы также закрепление инвестиционных аукционов, которые позволили бы привлекать максимальные инвестиции в систему недропользования.

Вышеупомянутая проблема о лишении субъектов права участия в управлении недропользованием порождает ряд проблем. 1) В силу того, что указанные участки недр расположены на территориях субъектов РФ, резервирование таких участков, как правило, исключает из оборота значительную часть территории субъекта, что обуславливает потенциальную потерю в результате такого исключения значительных средств бюджета; 2) Отстранение субъектов РФ от участия в управлении государственным фондом недр является причиной отсутствия у них соответствующих полномочий по осуществлению надлежащих контрольно-надзорных мероприятий за рациональным использованием и охраной недр, а также за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами[64]. Рациональным решением стало бы делегирование полномочий по лицензированию участков недр по всем видам полезных ископаемых, кроме участков федерального значения, в ведение субъектов РФ, данное нововведение станет фактором повышающим уровень рационального использования и охраны недр, а также позволило бы устранить некоторые проблемы социально-экономического развития регионов.

В данный момент назрела острая необходимость решения на государственном уровне ряда вопросов, касающихся ухудшения минерально-сырьевой базы. Прослеживается тенденция прироста участков недр, включающих трудноизвлекаемые и нерентабельные запасы, отсюда происходит постоянное увеличение невостребованных участков недр, содержащих мелкие и средние запасы углеводородов в нераспределенном фонде недр. В условиях ухудшения структуры минерально-сырьевой базы необходимы изменения и дополнения в Закон о недрах, упрощающие доступ и условия освоения участков недр, содержащих трудноизвлекаемые и нерентабельные запасы полезных ископаемых, мелкие и средние запасы углеводородов, устанавливающие критерии отнесения недропользователей к субъектам малого и среднего предпринимательства, корректирующие раздел «Рациональное использование и охрана недр» Закона о недрах в части повышения степени извлечения из недр полезных ископаемых и так далее[65]. Данные меры, по мнению автора, послужат толчком к стимулированию экономики России и будет являться одним из факторов, усиливающих минерально-сырьевую безопасность.

Важным является также вопрос об обеспечении минерально-сырьевой безопасности. Данное понятие является одной из составляющих национальной безопасности - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства[66]. Минерально-сырьевая безопасность – комплекс мер, осуществляемых государством и направленных на рациональное использование и охрану недр в интересах нынешнего и будущего поколений граждан РФ[67]. Существует множество факторов обеспечивающих стабильность сырьевой безопасности. Один из них указан выше, еще один важный фактор – это проведение политики адекватного протекционизма, а именно широкомасштабное создание и использование отечественной техники для недропользования. Этот опыт свойственен развитым странам, так, например, в законодательстве Китая предусматривается обязательное использование оборудования, произведенного в стране[68]. Применение данного опыта стимулировало бы модернизацию экономики и повышение технико-технологического уровня Российской продукции, обеспечивающей деятельность в недропользовании.

Таким образом, автор видит решение вышеназванных проблем в следующем. Необходимо разработать и принять Горный Кодекс Российской Федерации, который закрепил бы фундаментальные положения ведения недропользования и устранил бы существующие недостатки. Этот вопрос стал особо насущным, т.к. Закон о недрах исчерпал свою историческую миссию. В рамках данного вопроса, автор может также предложить следующее – принять Энергетический Кодекс РФ, который мог бы стать своего рода «Энергетической Конституцией России». Так как включить в энергетический кодекс положения, пускай даже базисные, всех сфер энергетики невозможно, то целесообразно было бы закрепить единые основополагающие принципы энергетики России, а на основе Энергокодекса строить иные виды Кодексов.

 

Машанов Денис Андреевич

Российской Таможенная Академия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.