Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование франчайзинга в России




История такой современной формы бизнес-отношений, как франчайзинг уходит вглубь веков. Само слово “franchise” французское, означает «привилегия, льгота, освобождение от налога». Для исторической справки франчайзинг зародился в Германии в 1840-м году когда германские пивовары стали предоставлять владельцам таверн франшизы, дающие право эксклюзивной продажи пива того или иного производителя. На рубеже XIX-XX веков франчайзинг стали активно использовать General Motors, Rexall Drugstores, Spar, Ben Franklin и др. По сей день отношения, построенные на францайзинге активно распространяются по всему миру, но Российские предприниматели не так быстро спешат подписывать подобные договоры. Есть несколько причин незаинтересованности предпринимателей:

- отсутствие четкого правового регулирования;

- чрезмерная ответственность сторон по договору и проблема контроля качества;

- постдоговорная ответственность сторон и проблема ноу-хау;

- недостаточное правовое обеспечение для благоприятного экономического климата (кредитование предпринимателей).

В законодательстве Российской Федерации отношения в области франчайзинга регулируются главой 54 ГК РФ, именуемой Коммерческая концессия. Принято ставить знак равно между данными понятиями, но многие цивилисты с этим не согласны, аргументирую это тем, что понятие франчайзинга шире понятия коммерческой концессии. Для данной статьи я все же предлагаю считать понятия синонимами.

Большинство правообладателей составляют красочные презентации с фиксированным доходом, предлагают помощь в поиске арендодателя и невысокие роялти от 5%. Но в то же время, по причине не достаточного правового регулирования, договоры коммерческой концессии представляют из себя смешанный договор, охватывающий сферы защиты конкуренции, защиты прав потребителей, рекламы, права интеллектуальной собственности и прочее, а в тексте договора можно найти фразу, что «Правообладатель настоящим Договором заявляет о том, что он не давал, а Пользователь признает, что не получал и не имеет право на получение какого-либо обязательства или гарантии в отношении успеха Предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках настоящего Договора».

Особое внимание следует уделить статье 1033 ГК РФ, где указано, что договором коммерческой концессии может быть предусмотрен отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя. На мой взгляд, данное положение следует исключить из Гражданского Кодекса, поскольку оно ограничивает свободу предпринимательской деятельности пользователя. Могу привести пример, когда в договоре содержалось подобное ограничение:

«Пользователь в течение срока действия настоящего договора, а также в течение 5 (Пяти) лет с момента прекращения настоящего договора обязуется без получения предварительного письменного согласия Правообладателя не открывать, не владеть, не управлять и не быть заинтересованным (через Аффилированное лицо или любым иным способом) в Конкурирующем предприятии, а также не являться консультантом, а также не оказывать Конкурирующему предприятию услуги консультационного, информационного или иного характера. Иначе, за каждый случай нарушения Пользователь уплатит правообладателю 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей».

Говоря об экономическом климате, готовности банков и иных финансовых структур предоставлять кредиты Предпринимателям для приобретения франшиз, следует отметить, что:

Во-первых, мало банков, готовых предоставить кредиты для целей франчайзинга;

Во-вторых, процентные ставки у данных видов кредитов не сильно отличаются от обычных кредитов. Например, Сбербанк по программе «Бизнес старт» предоставляет кредит с 18,5% годовых сроком на 3,5 года, тогда как Потребительский кредит под поручительство физических лиц сроком до 5 лет выдается по процентной ставке от 16,5% годовых[76]. Как мы видим, если и есть разница, то она точно не в пользу предпринимателей. Более того, кредит выдается на 3,5 года, тогда как срок действии договора может быть меньше или совпадать.

Также является лишней для данного вида договоров государственная регистрация договора. По сути, она замедляет весь процесс, создавая дополнительные препятствии для Российских предпринимателей.

Таким образом, привлекательная для запада модель построения бизнеса из-за ряда перечисленных причин не развивается должным образом в Российской Федерации.

Тубденов Владислав Германович

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.