Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые аспекты внедрения инноваций в российскую энергетику




Развитие энергетической отрасли в XXI веке не представляется возможным без внедрения инноваций. Современное состояние российской энергетики это подтверждает лучше всего.

Одним из мероприятий, направленных на дальнейшее развитие энергетики является внедрение инноваций. Это важное положение закреплено в Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030[77]:

«Главной целью настоящей Стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного потребностям растущей экономики в энергоресурсах».

Однако, как показывает практика, достижение поставленных целей энергетической политики сталкивается с трудностями.

Одна из них – несовершенство правового регулирования отношений по внедрению инноваций. Неоднократно отмечалось, что в настоящее время отсутствует отдельный закон об инновационной деятельности, нет даже легального определения инноваций. Наиболее обоснованно, на наш взгляд, определять инновацию как введенный в употребление, новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продажи или новый организационный метод деловой практики, организации рабочих мест.[78] Существенный признак инновации - это введение в употребление. Можно рассматривать его по-разному (владение инновацией, монтаж, пуск, наладка), но главный критерий тут – подписание акта введения в эксплуатацию. Тогда становится понятно, когда инновация была внедрена, и какую она несет экономическую пользу. Иначе смысл создания инноваций теряется.

Следующая проблема – отсутствие перечня введенных инноваций. Причиной такой ситуации является тот факт, что решение о том является продукт инновацией или нет – на усмотрении у чиновников. В качестве примера можно привести энергосберегающие лампы. Во всем мире – это прогрессивная технология, которая качественно экономит электроэнергию. Но Президент Д. А. Медведев в 2009 г. сказал: «Мы решили отказаться от ламп накаливания. Нам нужно строить заводы по их производству. Но это не инновации, коллеги. Это просто производство современных, нужных нам видов продукции». В итоге, политическое решение установило, что энергосберегающая лампа – не инновация.

В качестве примера, подтверждающего недостатки правового регулирования инноваций можно привести Федеральный закон «Об инновационном центре Сколково».[79] Управляющая компания наделена значительными публично-правовыми полномочиями: принятие обязательных правил, выделение земли, перевод земель разных категорий и другими. Кроме того, на территории «Сколково» не действуют некоторые нормативно-правовые акты РФ, в частности, Градостроительный кодекс, Технические регламенты. Единственное объяснение таким изъятиям – явное несоответствие законодательства РФ об инновациях процессам, которые происходят на территории «Сколково».

На наш взгляд, учитывая ключевую роль энергетики в народном хозяйстве РФ необходимо принятие отдельного федерального закона об инновационных отношениях в этой отрасли.

В законе следует дать основные понятия: «инновация», «инновационная деятельность». Нужно обозначить отрасли энергетики, в которых будут внедряться инновации.

Следует обозначить права и обязанности субъектов инновационных отношений. Самое главное здесь – определить роль государства в инновационном развитии. Государственная поддержка инноваций – объективное их условие, так как на этапе их разработки без финансирования очень сложно.

Министерство энергетики РФ должно стать основным органом, который будет проводить инновационную политику в энергетике. Минэнерго будет вести перечень введенных инноваций, а также осуществлять контроль и надзор за всеми участниками инновационных отношений.

Правовое положение бизнес – структур, которые внедряют инновации будут также определены законом. Должны быть установлены четкие критерии инновационного производства. Безусловно, государство должно стимулировать внедрение инноваций у бизнеса, в первую очередь, налоговыми льготами. Примером инновационного энергетического производства являются малые электрические станции на современном оборудовании.[80] Речь идет о создании автономных источников электроэнергии на котельных, оборудованных паровыми котлами, с использованием электрогенерирующих установок с турбинами малой и средней мощности и расходом топлива 140-160 г у. т./ кВт. ч.

Это направление имеет ряд преимуществ по сравнению с остальными:

1) Реализация этого направления не зависит от иностранных производителей.

2) Малые сроки строительства электростанций (от трех месяцев до одного года);

3) Меньшая удельная стоимость электрогенерирующего оборудования, что связано с относительной простотой конструкции;

4) Меньший финансовый риск при размещении инвестиций в малую энергетику в связи с небольшим сроком строительства и возможностью прогнозирования спроса на электроэнергию и тепло на краткосрочный период, в течение которого эти проекта, как правило, окупаются.

Такие проекты инвестиционно привлекательны, их экономическая польза осязаема. В разработку таких станций закладываются современнейшие технологии, а их рациональность и эффективность заложены уже на этапе строительства.

Наличие конкретного законодательства в сфере внедрения инноваций в энергетику позволило бы четко закрепить механизм: «разработка инновации – внедрение инновации - производство». Нужно установить законодательные гарантии для научных учреждений, оформить государственную поддержку НИИ, научно-производственным объединениям.

Инновационные разработки «разогреют» развитие и альтернативных видов энергетики. Нужно признать наше отставание и в этом вопросе. В настоящее время альтернативные источники энергии несравнимы по эффективности с традиционными углеводородными источниками, однако уже в самом обозримом будущем станут крайне актуальны. Нормативная база могла бы стать одной из опор инновационного развития альтернативной энергетики.

Разумеется, в законе следует установить виды ответственности за различные правонарушения. Административный или уголовный механизм будет иметь эта ответственность – в любом случае она должна сдерживать злоупотребления со стороны любых участников инновационных отношений.

Итак, на основании всего вышеизложенного напрашиваются следующие выводы:

Инновационное развитие энергетики в России в настоящий момент осуществляется крайне низкими темпами.

Одной из основных проблем внедрения инноваций в России является несовершенство правового регулирования.

Следует на уровне федерального законодательства оформить отношения по внедрению инноваций в сфере энергетики.

 

 

Ушакова Анна Викторовна

Российская правовая академия Министерства юстиции РФ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.