Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противодействие защите 1 страница




1, Понятие и причины противодействия. Адвокатура выступает одним из главных рычагов механизма реализации защиты прав граждан от притеснений. Защитить человека всегда сложно. Поэтому нужна особая организация адвокатом своей работы.

При этом требуется определенное содействие обвиняемого, а иногда и других лиц. Большинство обвиняемых готово оказать защитникам посильную помощь. Вместе с тем некоторые из них бывают заинтересованы в неудаче расследования и готовы принять все от них зависящее, чтобы деятельность следователя оказалась парализованной или безуспешной. И следователю в процессе познания истины приходится затрачивать значительные усилия для преодоления противодействия таких лиц, а также попыток обвиняемого любыми средствами избежать ответственности. Задача же адвоката состоит в том, чтобы выработать такие оптимальные процессуальные, организационные и тактические формы своей деятельности, которые обеспечили бы обвиняемому только законные способы защиты и преодоление правовым путем всех возможных процессуальных препятствий.

Как правило, обвинение человека в совершении преступного деяния вызывает у него страх перед наказанием, боязнь ответственности-

Поэтому он совершает различные действия, поступки или же бездействует, считая, что этим поможет себе избежать ответственности либо уменьшить срок наказания. Арсенал его средств ничем не ограничен, тогда как адвокат вправе действовать только законными средствами. Обвиняемые используют умолчание, ложь и клевету как способ своей защиты. Они знают, какие обстоятельства следует скрыть- Защитник, приступая к делу, весьма неполно представляет, кто, по каким мотивам совершил преступление, что должно и может быть им установлено по делу. Обвиняемый, имея выигрыш во времени и инициативе, нередко вынуждает адвоката действовать в максимально затрудненной обстановке.

Известно, что продвижение адвоката к своей цели сопровождается накоплением фактических данных, защищающих обвиняемого. Тот, зная о возможности использования следователем тех или других способов и приемов, пытается затруднить их применение, вообще утаить истину, в том числе и от адвоката, уклониться от ответственности. В свою очередь адвокат, учитывая способы совершения и сокрытия преступления, старается установить скрываемые факты, нейтрализовать противодействие заинтересованных лиц, а нередко и подзащитного в установлении истины. Все это порой придает адвокатскому доказыванию конфликтный характер. Между адвокатом и обвиняемым конфликты возникают лишь тогда, когда не совпадают их цели. интересы и способы действия по отношению к конкретному явлению, предмету, лицу или сложившейся ситуации,

В связи с этим вряд ли можно согласиться с позицией отдельных практических работников, негативно относящихся к самой идеи существования конфликтной ситуации, возможности противоборства и противодействия между защитником и подзащитным.

Конфликты в реальной действительности носят объективный характер и выражают всеобщий закон единства и борьбы противоположностей как движущую силу развития общества. Поэтому было бы ошибкой закрывать глаза на объективное существование конфликтных ситуаций в процессе защиты, на различные формы противодействия адвокату, делать вид, что непосредственные интересы и цели участников уголовного судопроизводства всегда совпадают.

Для распознавания противодействия защите и в соответствии с этим правильного выбора адвокатом тактической линии повеления ему необходимо отличать конфликтную ситуацию, созданную противодействием заинтересованных лиц, от проблемной процессуальной ситуации, вызванной осложнениями, связанными с поиском каналов информации, с обнаружением защитительных фактов. Имеются в виду случаи, когда обвиняемый (подозреваемый) затрудняется предоставить адвокату необходимую информацию или когда адвокат не может установить с обвиняемым нужный контакт и пр.

Конфликтная же ситуация создается умышленным противодействием обвиняемого, а иногда потерпевших и свидетелей, мешающих следователю в установлении истины и затрудняющих работу адвоката. Этим и объясняется неограниченность, разнообразие средств, способов противодействия защите заинтересованными лицами. Противодействие заключается не только в отказе от передачи запрашиваемой информации или сообщений ложных сведений. Оно выражается также в уклонении от помощи, в неявке по приглашению, уничтожении нужных документов, в подкупе свидетелей, в сокрытии способов деяния и т.д.

2. Способы противодействия защите. В адвокатской практике встречаются следующие способы противодействия защите: уклонение заинтересованных лиц от следствия и суда; оговор обвиняемого соучастниками преступления; подговор ими свидетелей или потерпевших; инсценировка места происшествия; совершение действий, направляющих защиту обвиняемого по ложному пути; уничтожение и фальсификация вещественных доказательств и документов; перепрятывание и сокрытие изобличающих себя документов; использование тайнописей при тюремной переписке; установление нелегальной связи между лицами, содержащимися под стражей, находящимися на свободе; попытки получить нужную информацию против обвиняемого от участников следственных действий.

Рассмотрим способы, наиболее распространенные на практике.

Уклонение обвиняемого от следствия затрудняет, а иногда и исключает достижение целей предварительного следствия, поэтому уголовно-процессуальный закон признает это основанием к применению наиболее строгой меры пресечения — содержание под стражей. Уклонение подзащитного от следствия и суда осложняет работу адвоката.

Довольно распространен на практике сговор между соучастниками преступления, когда причастные к делу лица договариваются между собой о том, какие будут давать показания в случае их задержания. ареста, вызовов на допрос и т.п. Так, при расследовании групповых преступлений адвокату обычно противостоят несколько лиц, которые по тому или иному существующему для них основанию конфликтуют между собой. В таких случаях каждый из них, пытаясь смягчить свою вину или избежать ответственности, оговаривает других соучастников, в том числе и подзащитного; нередко тот берет на себя всю ответственность за совершенное, стараясь выгородить остальных (самооговор), оставаясь при этом в противоборстве со следователем. Защита в таких случаях бывает очень трудной.

Распространен и такой способ, как подговор соучастниками свидетелей или потерпевших. Адвокату и обвиняемому могут противостоять уже несколько лиц, которые сначала конфликтовали, а затем, заключив постоянное или временное соглашение, вступили в противоборство и со следователем, и с защитой. В некоторых случаях свидетели могут находиться в родственных или иных личных отношениях с одним из обвиняемых и потому давать нужные для последнего показания. В других ситуациях они дают ложные показания в результате угроз со стороны обвиняемого, его родственников и близких. Встречаются также случаи прямого подкупа подельщиками свидетелей и потерпевших.

Инсценировка места происшествия заинтересованными лицами также препятствует защите. Она предполагает внесение в обстановку места происшествия изменений, искажающих подлинную картину события, с тем чтобы при осмотре места происшествия были зафиксированы обстоятельства, указывающие на обвиняемого (так называемая подстава обвиняемого) и пр.

Следует сказать и о совершении действий, направляющих защиту по ложному пути. К таким действиям можно отнести и инсценировку преступления, а также такие действия виновного и заинтересованных лиц, как обращение к органам власти с различными заявлениями, искажающими существо события, жалобами, анонимными заявлениями и т.д.

Перепрятывание и сокрытие ценностей соучастниками осуществляются с целью избежания наложения ареста на их имущество и сохранения ценностей, нажитых преступным путем- Таким путем возмещение материального вреда остается за подзащитным. Приобретенные преступным путем вещи оформляются соучастниками на имя их родственников, знакомых; ими устраиваются тайники; деньги и ценности передаются близким на время следствия. Подзащитный же с его имуществом остается в центре внимания следствия.

Необходимо подчеркнуть, что противодействию защиты способствует и утечка информации о ходе предварительного следствия, в связи с чем адвокату приходится остро ставить вопрос о необходимости сохранения следственной тайны. Преждевременная огласка доказательственного материала может помешать самому адвокату или поставить под удар обвиняемого.

Таким образом, под противодействием зашиты следует понимать активную деятельность лиц, совершивших преступление (кроме обвиняемого). и других заинтересованных в неудаче защиты людей, осуществляемую ими в условиях специально созданной ситуации и направленную на воспрепятствование работы адвоката в целях уклонения от ответственности либо смягчения наказания за совершенное ими преступление.

3. Взаимодействие с подзащитным. Взаимодействие адвоката с обвиняемым — это основанное на законе сотрудничество неподчиненных друг другу лиц, при котором они действуют согласованно, правильно сочетая применяемые средства и способы.

Взаимодействие включает в себя: решение адвоката о совместной деятельности с обвиняемым; поведение последнего по исполнению решения адвоката; их общая процессуальная деятельность, связанная с оценкой доказательственной и оперативной информации по делу.

По своему содержанию взаимодействие адвоката с подзащитным — это целостная и комплексная система, характеризующаяся внутренней упорядоченностью деятельности каждого исполнителя. Следовательно. взаимодействие нельзя отождествлять только с решением адвоката или желанием обвиняемого.

Взаимодействие этих субъектов, осуществляющих уголовно-процессуальную и внепроцессуальную деятельность, направлено на обмен и получение доказательственной и ориентирующей информации, необходимой для достоверного установления защитительных фактов.

В процессе совместной деятельности возникают ситуации, обусловливающие осуществление конкретных форм взаимодействия. Целесообразность и эффективность таких форм взаимодействия обусловлены процессуальными ситуациями, складывающимися на определенном этапе расследования или рассмотрения уголовного дела, и направлены на установление фактов защиты.

Адвокат взаимодействует в двух аспектах. С одной стороны, взаимодействие направлено на процессуальное установление фактов, входящих в предмет доказывания, и позволяет адвокату наметить версии, эффективно применять тактические приемы, отвечающие социально-психологической характеристике личности обвиняемого (подозреваемого). А с другой — взаимодействие может иметь своей целью лишь установление только обстоятельств защитительного свойства. При этом оба могут применять как процессуальные, так и внепроцессуальные формы контактов.

Процессуальные условия взаимодействия адвоката с обвиняемым — это требования, которые предъявляются законом к этой деятельности. В их числе: законность, обоснованность и целесообразность решений адвоката о взаимодействии; законность поведения обвиняемого по выполнению этого решения адвоката; законность деятельности адвоката по включению результатов такого взаимодействия в общую систему защитительных доказательств по уголовному делу. В каждом конкретном случае взаимодействие обуславливается предписанием закона.

§ 20. Отлично знать не только дело, но и “деятеля”

1. Изучать, чтобы использовать. В самом общем виде защиту по уголовному делу можно обозначить как работу: а) над выдвинутым обвинением и б) над личностью человека, против которого оно направлено. Отсюда — обязательное выполнение адвокатом двух функций; анализ системы обвиняющих обстоятельств и анализ системы личности обвиняемого.

В различных уголовных делах та или иная система может преобладать над другой. Более того, адвокаты знают, что есть много уголовных дел, защитительная работа по которым состоит, главным образом, в анализе и использовании личностных данных. Поэтому грамотный адвокат должен очень хорошо разбираться не только в доказательственном праве, но и в социально-психологических, криминологических, правовых и других свойствах личности обвиняемого. Без таких знаний защита человека невозможна.

Результаты изучения личности обвиняемого во многом определяется активностью адвоката в процессе. Он следит за ходом предварительного или судебного разбирательства дела, организует процессуальную деятельность обвиняемого как участника процесса, активно исследует имеющиеся доказательства его вины, т.е. защищает человека. При этом важное значение имеет знание адвокатом общих принципов охраны личности, в том числе и в сфере действия соответствующих уголовно-правовых законов, его умение верно квалифицировать содеянное, способность в условиях напряженной обстановки, созданной тяжестью преступления, общаться со многими участниками процесса, свидетелями, потерпевшими.

Особое значение имеет обоснованность доводов адвоката. От его отношения к доказательствам зависит убедительность его ходатайств и заявлений. Между тем иногда оказывается, что защитник, стремясь досконально выяснить наиболее сложные обстоятельства преступления, как бы забывает про личность самого обвиняемого. Последний же, находясь под естественным впечатлением деталей судопроизводства, теряется в процессе, забывает о том, что он человек, и ведет себя в процессе весьма пассивно, почти так же, как обычные граждане, пришедшие послушать дело.

Адвокат должен постоянно следить за ходом судопроизводства, поведением подзащитного, разъяснять в процессе их общие задачи, советоваться с ним, что-то предлагать, задавать вопросы и т.д., т.е. работать самому и побуждать обвиняемого к активной процессуально защитительной деятельности. Между тем замечено, что зачастую обращения адвоката к следователю (суду) носят формальный характер; во многих случаях решения принимаются защитником сугубо единолично, даже без попыток обратиться к обвиняемому. Если по делам о менее тяжких преступлениях такое поведение адвоката бывает не очень заметным, то при разбирательстве более серьезных деяний пассивность защитника или безучастность его в отношении обвиняемого проявляется довольно заметно. Происходит это потому, что тяжкие преступные посягательства воспринимаются следователем (судом) острее, чем многие другие, и от их внимания не может ускользнуть ни одна оплошность в деятельности адвоката. Все это и должен учитывать защитник при расследовании, подготовке и разбирательстве уголовных дел.

Тяжесть содеянного виновным воздействует на всех участников процесса и адвоката. Ведь без человеческих эмоций никогда не может быть ни отыскания истины, ни, тем более, защиты. Но эти эмоции адвоката должны быть направлены именно на отыскание защитительных элементов истины, а не выражать раньше времени мнимую убежденность адвоката в невиновности обвиняемого. Такие качества адвоката, как спокойствие, уравновешенность, внимательность, постоянный самоконтроль своего поведения, и процессе позволяют правильно разобраться даже в самых тяжких преступлениях или системах доказательств.

В интересах дела адвокат должен преодолеть в себе сильное психологическое давление, чувство неприязни к обвиняемому. Психологи предостерегают практических работников от опасности глобально отрицательно оценивать личность любого человека. Справедливо отмечалось, что этакая оценка “убивает” человека, подрывает в нем веру в себя, в одних случаях толкает на совершение отрицательных поступков, в других случаях озлобляете (Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. С. 305). При исследовании даже самых неприятных подробностей преступления адвокат должен внешне оставаться бесстрастным, объективным и вдумчивым юристом. Недопустимо выражать свое мнение по разбираемым вопросам или проявлять собственные чувства и отношения.

Профессиональные адвокаты - это обычно люди с богатым жизненным и специальным юридическим опытом. По роду работы им приходится сталкиваться со многими тяжелейшими жизненными конфликтами и опаснейшими преступниками. Поэтому их субъективная реакция на преступление может быть менее острой, чем у обычных граждан. Но это не значит, что адвокат может хладнокровно, в присутствии большой аудитории, профессионально спокойно разбирать любые тяжкие подробности преступления. Здесь нужно щадить чувства присутствующих, свидетелей, потерпевших, их родственников. Чувство меры, каноны общей и профессиональной этики должны подсказать адвокату те барьеры в исследовании доказательств, переходить которые негуманно, нежелательно и недопустимо.

Замечен и еще один распространенный на практике недостаток адвокатской работы. Он тоже в конечном счете обусловлен неприязнью к преступнику. Речь идет о том, что, находясь в психологическом плену этих факторов, адвокат вместо серьезного, целенаправленного исследования доказательств, идет по пути житейско-бытового отношения к преступлению. Своим поведением он заранее показывает, что преступление — обычное, дело ему ясно, обвинение не доказано и неверно, а основной вопрос в том, чтобы показать свою работу. Подобная позиция адвоката внешне проявляется в увлечении эмоционально-воспитательной стороной процесса. При допросах адвокаты морализируют, поучают допрашиваемых, произносят назидательные монологи. Такое поведение адвоката подавляет психику потерпевшего, свидетелей; угнетает их душевное состояние, мешает сосредоточиться, отвлекает память, переключает сознание с фактов на эмоции. В результате многие обстоятельства оказываются невыясненными, а возможности — неиспользованными. Нужно избегать и этих крайностей.

Подавляющее число уголовных дел расследуется достаточно качественно. Прокуpopско-следственные работники обычно представляют суду убедительные доказательства виновности обвиняемого. И адвокату нельзя показывать в процессе, что он уже убежден в правильности выводов органов расследования. Иногда, предварительно хорошо разобравшись в самом тяжком преступлении, его причинах, мотивах и системе имеющихся доказательств, адвокаты исследуют в процессе факты так, что создается впечатление, будто они сами изобличают обвиняемого. Это особенно заметно по тем делам, где человек не признает себя виновным- Адвокат как бы подменяет следователя или государственного обвинителя. В других случаях во всем поведении адвоката сразу же отчетливо прослеживается его оправдательно-защитная позиция (например, если преступление совершено вследствие явно неверного поведения потерпевшего). И тот и другой акцент исследования адвокатом фактов недопустим. Это — преждевременная “гласность* адвоката, а не его объективность и профессионализм.

Адвокат в процессе должен так себя вести, чтобы выяснить все необходимые факты и вместе с тем убедить всех в объективности, законности и справедливости каждого своего шага. Такая работа адвоката вызывает у следователя (суда) доверие к защитнику и уважение к его работе.

Изучение адвокатом личности обвиняемых вообще осуществляется в различных формах. Оно проводится в виде его деятельности, основанной на рассмотрении конкретного преступного факта. Но может быть построено на основе анализа практики разбирательства им определенной группы деяний (например, изнасилований), а также посредством предметного изучения данного подзащитного при разрешении именно этого уголовного дела.

Изучая материалы уголовного дела. адвокат выясняет, отражены ли в нем необходимые сведения о личности обвиняемого- Если эти обстоятельства следствием установлены недостаточно полно, адвокат намечает пути более глубокого их изучения в судебном заседании. В необходимых случаях он может просить суд вернуть дело для дополнительного расследования.

Иногда в целях более полного изучения данных о личности обвиняемого адвокатом могут быть вызваны в суд свидетели (способные рассказать об образе жизни обвиняемого), эксперты (судебный психиатр, медик), потребуются дополнительные документы (характеристика на подсудимого и пр.).

Изучение личности обвиняемого должно быть организовано адвокатом таким образом, чтобы в его распоряжении имелись все условия для верного разрешения дела следователем или судом.

Успешному изучению адвокатом личности обвиняемого способствует строгое соблюдение участниками процесса всех норм УПК. Выполнение ими требований уголовно-процессуального закона обеспечивает адвокату возможность полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, личности обвиняемого, построения его защиты.

Но из практики еще не изжиты случаи невнимательности адвоката к данным о личности обвиняемого. Результатом этого бывает неглубокое изучение доказательств, касающихся личности обвиняемого.

В работу адвоката включается и его деятельность, направленная на повышение у обвиняемого чувства ответственности за его поведение в процессе. Задача адвоката состоит в том, чтобы научить обвиняемого считаться с позицией самого адвоката, избегать ненужных поступков и фраз, способных осложнить защиту. Соблюдение процессуальных норм поведения — надежная гарантия предупреждения конфликтов противоправного характера со стороны обвиняемого. Всей своей деятельностью при рассмотрении конкретного дела адвокат должен способствовать развитию и закреплению у обвиняемого нормальных, устойчивых навыков своей защиты.

2. Таково требование закона. Адвокатская практика уделяет большое внимание исследованию вопросов, связанных с использованием в защите личных качеств обвиняемого. Это и понятно, ведь от того, насколько глубоко, интенсивно и разносторонне будет изучена личность обвиняемого, во многом зависит успешное решение адвокатом многих вопросов организации защиты.

Необходимость изучения сведений, характеризующих обвиняемого, предусматривалась еще российским дореволюционным законодательством, В частности, в ст. 905 Свода законов Российской империи говорилось: “Обвиняемого надлежит расспросить сперва о его имени, отчестве, фамилии, звании, жительстве, какой он веры. бывал ли на исповеди и где именно, если находится или находился на службе, то не имеет ли он каких-либо отличных заслуг или пороков, не останавливая, однако же, за справками о службе производство самого следствия” (Свод законов Российской империи (законы уголовные). СПб.. 1832. Т. XV. С, 277).

Изучение личности обвиняемого обусловлено требованиями многих норм действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, руководящих указаний Верховного Суда РФ, интересами защиты и существа приговора.

Адвокат изучает личность обвиняемого комплексно, т.е. с позиций всех наук криминалистического цикла. Делается это с привлечением необходимых социологических, психологических, психиатрических, биологических и педагогических данных. Но в целях более четкого и глубокого исследования обвиняемого, осуществляемого для последующей его защиты, подзащитный анализируется с позиций отраслевой правовой науки криминалистического цикла или группы таких, тесно взаимосвязанных отраслей (например, уголовным процессом и криминологией).

Обвиняемый может изучаться адвокатом с многоплановых правовых позиций и в отдельные моменты уголовного судопроизводства. Так, в стадии расследования дела большой практический интерес для адвоката представляют свойства обвиняемого, раскрытие с помощью уголовно-процессуальных, уголовно-правовых, криминалистических и судебно-психологических (психиатрических) категорий. Вообще же нужно отметить, что в различные моменты предварительного расследования или судебного разбирательства уголовного дела меняется не только квалификация содеянного и уголовно-процессуальный объем прав и обязанностей обвиняемого, но и его личное состояние, поведение, эмоции, мысли. Соответственно этому не остаются постоянными тактические приемы подхода адвоката к нему, психологические методы воздействия на его личность.

Однако относительный динамизм личности обвиняемого не исключает. а наоборот, предполагает в рамках единого криминалистического комплекса дифференцирование отраслевое изучение его положения.

Под изучением личности обвиняемого адвокатом следует понимать процесс познания признаков, свойств, состояний лица, привлеченного к уголовной ответственности, путем собирания и изучения доказательств о нем в порядке и формах, установленных законом. Установление (собирание) представляет собой обнаружение и фиксацию данных об обвиняемом. Это обычно делает следователь. А изучение — это анализ проверка и оценка этих данных. Оно осуществляется адвокатом. Установление является начальным этапом изучения личности обвиняемого, но не исчерпывается им. Так, если председательствующий в судебном заседании устанавливает в порядке ст. 271 УПК РСФСР личность подсудимого, выясняет его анкетные данные, то он лишь собирает и фиксирует определенные сведения, но не проверяет и не оценивает их.

Если изучение не ограничено определенными стадиями уголовного процесса, то установление личности обвиняемого как часть изучения в этом отношении имеет ограничение. Личность обвиняемого должна быть выяснена в стадии предварительного следствия и в судебном заседании (см.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1963. № 6. С. 9).

Представляется неполным толкование сущности судебного изучения личности обвиняемого Ю.В. Манаевым, который утверждает:

“Сущность судебного исследования личности обвиняемого состоит... как в установлении общественной опасности преступника, зависящей от степени опасности преступления в момент его совершения, так и в осуществлении принципа индивидуализации ответственности и наказания, с которым закон связывает степень и характер общественной опасности преступления и предусмотренные законом отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства” (см.: Манаев К).В. Общие аспекты исследования личности обвиняемого в суде // Труды Высшей следственной школы МВД СССР. Вып. 1. Волгоград. 1969. ' С, 207). Данное понимание сущности исследования личности обвиняемого подразумевает лишь уголовно-правовой аспект изучения некоторых данных об обвиняемом. Между тем личность обвиняемого исследуется в суде не только в уголовно-правовом, но и в криминологическом и уголовно-процессуальном аспектах.

К субъектам изучения относятся участники процесса, которые прямо или косвенно осуществляют собирание, представление, исследование, проверку и оценку информации об обвиняемом, в их числе — адвокат. Субъектов исследования можно объединить в четыре группы.

Первую группу составляют органы дознания, следователь, суд, прокурор защитник, которые исследуют личность обвиняемого в силу своих служебных обязанностей.

Во вторую группу входят лица, чьи показания (объяснения, заключения) служат источником получения сведений о личности обвиняемого (свидетели, эксперты, сам обвиняемый, потерпевший),

Третью группу образуют специалисты, переводчики, секретари судебных заседаний, понятые, которые оказывают содействие в получении данных об обвиняемом.

К четвертой группе относятся представители общественных организаций и трудовых коллективов, общественные обвинители и защитники.

В целях полного, всестороннего и объективного расследования преступления и правильного разрешения уголовного дела в суде защитник должен знать объем (пределы) изучения личности обвиняемого.

Предмет изучения личности преступника определяет, что необходимо исследовать, и указывает на цель исследования. Пределы указывают на степень глубины, всесторонности, полноты исследования предмета и установления характеризующих личность преступника обстоятельств, на степень достижения при этом объективной истины (Ларьков А. Рецензия на книгу Ведерникова Н. Изучение личности преступника в процессе расследования // Социалистическая законность. 1969. № 8. С. 94-95).

3. Пределы знания личности. У ПК РСФСР не содержит достаточно полных и четких требований о свойствах и состояниях обвиняемого, которые должны быть исследованы в ходе уголовного судопроизводства. В ряде норм есть некоторые указания о необходимости сбора и изучения лишь отдельных сведений о личности обвиняемого, которые важны именно в данный момент судопроизводства (см., например, ст. 68, 91, 151, 205, 313, 392 УПК РСФСР). Между тем существует обоснованная требованиями адвокатской практики необходимость иметь достаточно полные, четкие и конкретные указания уголовно-процессуального закона об объеме изучения личности обвиняемого безотносительно к этапам судопроизводства по делу,

В ст. 205 УПК, где говорится о необходимости приводить в резолютивной части обвинительного заключения сведения о личности обвиняемого, не содержится хотя бы и примерного перечня их. Лишь в отношении несовершеннолетних обвиняемых закон требует от следователя и суда установления не только общих сведений об их личности, т.е. установочных данных, но и выявления условий жизни и воспитания подростков (ст. 392 УПК). Результатом этого является неодинаковое понимание адвокатами количества и характера общих сведений об обвиняемом, включаемых в обвинительное заключение, приговор суда и другие процессуальные акты.

В юридической литературе высказывались различные мнения об объеме изучения личности обвиняемого, делались интересные попытки дать общую формулу данных об обвиняемом, предлагались обоснованные классификации сведении о личности обвиняемого, подлежащих изучению в уголовном судопроизводстве.

Классификации и перечни данных об обвиняемом предусматривают сведения об установочных данных, психофизических и психологических особенностях обвиняемого, его общественно-производственную и бытовую характеристики, сведения об условиях и образе жизни, об отношении к содеянному и его поведении в ходе следствия и суда и т.д.

Специфический объем сведений содержат справки — характеристики на несовершеннолетнего правонарушителя, составляемые следователем по окончании расследования им дела. В них предусматриваются сведения о том, какие меры принимались в связи с ранее совершенными правонарушениями, имеет ли обоих родителей или сирота и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.