КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы предпринимательской деятельности
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – дать студентам теоретические знания в области «Методы предпринимательской деятельности», ознакомить их с комплексом мер экономических, организационных и правовых отношений в рамках предпринимательских единиц. А также сформировать у студентов аналитический склад в решении экономико-организационных вопросов в области предпринимательства на основе системного подхода к частным и общественно-экономическим проблемам, полного исследования потенциала своего предприятия и в правовом поле в условиях сочетания методов экономического и административного регулирования экономикой региона и страны. Задачи дисциплины – научить студентов: - определять сущность используемых в предпринимательской среде методов; - быстро принимать решение на основе определенных стандартных приемов; - анализировать и применять нормы действующего законодательства; - использовать методы оценки предпринимательской деятельности; - применять изученные методы и способы финансовых расчетов в своей будущей профессиональной деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины «Методы предпринимательской деятельности» студент должен: · знать: - организационные и правовые отношения в рамках предпринимательства; - как использовать полный объем потенциала своего предприятия в условиях рыночной экономики; · уметь: - быстро решать методами стандартных приемов; - применять нормы действующего законодательства; - решать финансовые расчеты профессиональной деятельности; · получить навыки: - в решении экономико-организационных задач в области предпринимательской деятельности; - в решении организационных вопросов в области предпринимательства.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Методы предотвращения рисков в договорной практике в области трудовых отношений. Реализация договорных отношений предпринимателя с физическими лицами. Перечень конкретных факторов, которые могут стать причиной нанесения ущерба финансовым интересам предприятия. Интересы предприятия. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Приоритеты финансовой политики предприятия. 2. Трудовые договоры с физическими лицами. 3. Факторы ущерба финансовым интересам предприятия. Литература: 1. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004. 2. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003. 3. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002.
Тема 2. Заключение договоров гражданско-правового характера. Содержание типовых договоров. Оферта. Акцепт. Подписание договоров сторонами. Оформление договоров. Исполнение договорных обязательств. Прекращение договорных обязательств и расторжение договоров. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Структура гражданско-правовых договоров. 2. Основные виды гражданско-правовых договоров. 3. Порядок заключения договора. 4. Исполнение и прекращение договорных обязательств. Литература: 1. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007. 2. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: курс лекций / С. И. Сметанин. – М.: Логос, 2005. 3. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002.
Тема 3. Методы управления как управленческие приемы и способы действия предпринимателей в сфере сервиса. Методы управления: рамки и границы деятельности персонала – управленческие воздействия на персонал; способы и методы социальной защиты персонала, охраны его труда, здоровья. Совершенствование методов управления: организационно-распорядительные (административные), социально-психологические, экономические. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Способы управленческого воздействия на персонал. 2. Управленческие методы. 3. Направления совершенствования управления предприятием Литература: 1. Акперов, И. Г. Психология предпринимательства: учебник / И. Г. Акперов. – М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004. 3. Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие / А. Н. Алейников. – М.: Новое знание, 2003. Тема 4. Организационно-распорядительные методы. Документация предприятия. Организационно-распорядительная документация. Документы, обеспечивающие организационное регламентирование, осуществляющие организационное нормирование, предназначенные для организационно-методического инструктирования работников. Устав предприятия и законодательство. Документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений: положения о структурных подразделениях и их штатном расписании. Персонал. Нормирование труда, графики работы, отпусков и замена отпусков. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные положения устава предприятия. 2. Система планирующих и распорядительных документов предприятия. 3. Регламентация деятельности структурных подразделений предприятия. Литература: 1. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003. 2. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002. 3. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002.
Тема 5. Экономические методы управления в сфере сервиса. Стимулирование высокого качества работы сотрудников: стимулирующие надбавки, премирование, денежные средства из фонда социальной поддержки. Точное соблюдение нормативов расходования материальных и денежных средств. Порядок подготовки и утверждения управленческих документов. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Подготовка и оформление основных видов управленческой документации. 2. Экономические методы стимулирования трудовой деятельности. 3. Экономия и нормирование расходования материальных и денежных средств. Литература: 1. Акперов, И. Г. Психология предпринимательства: учебник / И. Г. Акперов. – М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002. 3. Череданова, Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л. Н. Череданова. – М.: Академия, 2003.
Тема 6. Зарубежный опыт применения методов предпринимательской деятельности в сфере сервиса США и Японии. Потенциал «хай-по». Подбор молодых сотрудников с лидерским потенциалом. Специальные программы развития. Оценка сотрудников по занимаемой должности. Японский менеджмент. Использование «человеческого фактора». Система «пожизненного найма». Метод горизонтальной ротации кадров. Подготовка руководящего состава: определение цели и стратегии фирмы, изучение теории управления и методов работы с подчиненными, методы принятия эффективных управленческих решений, социальные аспекты управления производственных отношений. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные характеристики использования кадрового потенциала в предпринимательской деятельности японских предприятий. 2. Особенности американской модели управления предприятием. 3. Концепция социально ориентированного управления. Литература: 1. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004. 2. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003. 3. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007.
Тема 7. Особенности организации оплаты труда персонала в сфере сервиса. Сверхурочные работы. Организация работы в условиях рыночной экономики. Повременная заработная плата, Сдельная заработная плата. Косвенно-сдельная заработная плата. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Применение методов оплаты труда на предприятиях сферы сервиса. 2. Особенности производственных отношений сферы сервиса. 3. Организация работы персонала в условиях рыночных отношений. Литература: 1. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002. 2. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007. 3. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002.
Тема 8. Организация и безопасность труда персонала на предприятии сферы сервиса. Переработки и состояние здоровья работников. Особенности работы в муниципальных предприятиях и частных коммерческих организациях сервиса. Особенности организации работы персонала. Организация работы в условиях рыночной экономики. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Время работы и отдыха на предприятии сферы сервиса. 2. Особенности трудового режима сферы сервиса. Работа в муниципальных частных предприятиях. 3. Трудовое законодательство в РФ. Литература: 1. Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие / А. Н. Алейников. – М.: Новое знание, 2003. 2. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002. 3. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002.
Тема 9. Взаимоотношения сотрудников и руководства на предприятии сферы сервиса. Антагонизм между собственниками и руководителями. Антагонизм между руководителями и работниками и методы их преодоления. Организационно-распорядительные методы. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Формирование корпоративных отношений на предприятиях сервиса. 2. Методы управления конфликтами в управлении предприятием сферы сервиса. 3. Способы разрешения трудовых конфликтов. Литература: 1. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА – М, 2003. 2. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007. 3. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: курс лекций / С. И. Сметанин. – М.: Логос, 2005. Тема 10. Кадровый аудит в организациях сферы сервиса. Организация натуральной формы оплаты труда и вопросы налогового законодательства. Роль трудовой инспекции Минтруда РФ и ее права по защите интересов работников предприятий сферы сервиса. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Подготовка к проведению проверки трудовой инспекцией предприятия сферы сервиса. 2. Кадровый менеджмент в условиях рыночных отношений. 3. Принципы кадровой политики на предприятиях сервиса. Литература: 1. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002. 2. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002. 3. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002.
Тема 11. Современные формы и методы оплаты труда в сфере сервиса. Порядок организации и оформления натуральной формы оплаты труда в современных условиях рынка. Существующие нормы международного и российского законодательства в области натуральной формы оплаты труда. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Некоторые особенности использования форм оплаты труда в сфере сервиса. 2. Формы и системы оплаты труда. 3. Нормы законодательства в области натуральной формы оплаты труда. 4. Особенности оплаты труда в сфере сервиса. Литература: 1. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004. 2. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003. 3. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: ─ самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; ─ повторение и углубленное изучение лекционного материала; ─ подготовку к семинарским занятиям; ─ выполнение контрольной работы; ─ подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения) 1. Сформулировать задачи дисциплины и ее связь с изученными дисциплинами. 2. Перечислить наиболее часто встречающиеся недоработки текстов договоров на стадии их подготовки и к чему они приводят. 3. Типичные нарушения деловых договоров на стадии их исполнения и методы снижения их влияния на результат деятельности. 4. Ошибки, допускаемые предпринимателями на стадии возникновения конфликтных ситуаций. 5. Особенности документированного обеспечения процесса управления в сфере сервиса. 6. Японский опыт применения методов предпринимательской деятельности. 7. Опыт США и Европы в совершенствовании методов предпринимательской деятельности. 8. Особенности организации работ в сфере сервиса. 9. Особенности натуральной формы оплаты труда и вопросы налогового законодательства. 10. Документация предприятия. 11. Особенности использования методов предпринимательской деятельности в условиях введения новых законодательных актов в области сервиса. 12. Организация работы в условиях рыночной экономики. 13. Метод горизонтальной ротации кадров. 14. Методы управления: рамки и границы деятельности персонала. 15. Совершенствование методы управления: организационно- распорядительные (административные), социально-психологические, экономические. 16. Оценка сотрудников. 17. Система «пожизненного найма». 18. Порядок подготовки и утверждения управленческих документов. 19. Особенности организации работы персонала в сфере сервиса. 20. Время работы и отдыха на предприятии сферы сервиса. 21. Использование «человеческого фактора». 22. Возможные последствия несоблюдения условий хозяйственных договоров в сфере сервиса. 23. Способы корректировки условий договора во времени и пространстве в сфере сервиса. 24. Понятия существенного изменения условий договора в сфере сервиса. 25. Понятия и виды несоизмерной собственности за выполнение (невыполнение) условий договора в сфере сервиса. 26. Оценочная деятельность, виды и роль в сфере реализации задачи сферы сервиса. 27. Благотворительность в сфере сервиса. 28. Игорный бизнес и его роль сфере сервиса. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: ─ опрос на семинарских занятиях; ─ выполнение контрольных заданий; ─ защита контрольной работы; ─ рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: ─ экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Задачи дисциплины и ее связь с изученными дисциплинами. 2. Перечислить наиболее часто встречающиеся недоработки текстов договоров на стадии их подготовки и к чему они приводят. 3. Типичные нарушения деловых переговоров на стадии их исполнения и влияние их на результат деятельности. 4. Ошибки, допускаемые предпринимателями на стадии возникновения конфликтных ситуаций. 5. Особенности документированного обеспечения процесса управления в сфере сервиса. 6. Японский опыт применения методов предпринимательской деятельности. 7. Опыт США в совершенствовании методов предпринимательской деятельности. 8. Опыт Японии в совершенствовании методов предпринимательской деятельности. 9. Организации натуральной формы оплаты труда и вопросы налогового законодательства. 10. Методы предотвращения рисков в договорной практике в области трудовых отношений. 11. Заключения договоров гражданско-правового характера. 12. Методы управления – как управленческие приемы и способы действия предпринимателей в сфере сервиса. 13. Организационно-распорядительные методы. 14. Экономические методы управления в сфере сервиса. 15. Зарубежный опыт применения методов предпринимательской деятельности в сфере сервиса. 16. Особенности организации работы персонала в сфере сервиса. 17. Время работы и отдыха на предприятии сферы сервиса. 18. Взаимоотношения сотрудников и руководства на предприятиях сферы сервиса. 19. Кадровый аудит в организациях сферы сервиса. 20. Некоторые особенности использования форм оплаты труда в сфере сервиса. 21. Возможные последствия несоблюдения условий хозяйственных договоров в сфере сервиса. 22. Способы корректировки условий договора во времени и пространстве в сфере сервиса. 23. Понятия существенного изменения условий договора в сфере сервиса. 24. Понятия и виды несоразмерной собственности за невыполнение условий договоров в сфере сервиса. 25. Понятие предпринимательской деятельности (бизнеса) в сфере сервиса. 26. Виды предпринимательства в сфере сервиса. 27. Традиционалистское и инновационное предпринимательство в сфере сервиса. 28. Основной и вспомогательный виды бизнеса в сфере сервиса. 29. Основные виды посреднической предпринимательской деятельности в сфере сервиса. 30. Каналы распределения товаров в сфере сервиса. 31. Задачи агентирования, брокерства и коммивояжерство в сфере сервиса. 32. Комиссия как вид предпринимательства в сфере сервиса. 33. Понятие делькредер и индента, их роль в сфере сервиса. 34. Особенности договоров консигнации в сфере сервиса. 35. Оптовое купечество и дистрибьюторство в сфере сервиса. 36. Дилерство и торговое маклерство в сфере сервиса. 37. Джобберство и торговое маклерство в сфере сервиса. 38. Торговое представительство (представительство интересов принципала). 39. Биржевое предпринимательство и аукционная деятельность в сфере сервиса. 40. Фьючерные договоры и риэлторская деятельность. 41. Инвестиционные компании и фонды: задания и функции. 42. Аудиторская деятельность в сфере сервиса. 43. Франчайзинг и проектное финансирование. 44. Лицензирование как форма предпринимательства в сфере сервиса. 45. Концессия и ее роль в сфере сервиса. 46. Управление по контракту, подрядное производство и толлинг и их роль в сфере сервиса. 47. Сотрудничество в сфере товарообмена: бартер (бартерная сделка) и коммерческая триангуляция в сфере сервиса. 48. Факторинг и коммерческий трансферт, их роль для сферы сервиса. 49. Особенности создания коммерческих организаций в сфере сервиса. 50. Факторы, влияющие на принятие решения о выборе организационно-правовой формы предприятия в сфере сервиса. 51. Статус предпринимателя в сфере сервиса. 52. Индивидуальное предпринимательство. 53. Оценочная деятельность, виды и роль в сфере сервиса реализации задач сферы сервиса. 54. Благотворительность и спонсорство в сфере сервиса. 55. Игорный бизнес и его роль в сфере сервиса. 56. Межгосударственные программы развития поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге. 57. Реклама и паблик рилейшнз в предпринимательстве. 58. Управление оборотными средствами предприятия в условиях рыночной экономики. 59. Основные направления предпринимательской деятельности в РФ. 60. Структурная политика. Реструктуризация крупных предприятий в субъекты предпринимательства. 61. Формирование правовых, экономических, организационных и финансовых отношений. 62. Франчайзинг как способ ведения малого предпринимательского бизнеса.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Акперов, И. Г. Психология предпринимательства: учебник / И. Г. Акперов. – М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004. 3. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003. 4. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007. 5. Сметанин, С. И. История предпринимательства в России: курс лекций / С. И. Сметанин. – М.: Логос, 2005. Дополнительная: 1. Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие / А. Н. Алейников. – М.: Новое знание, 2003. 2. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002. 3. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002. 4. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002. 5. Череданова, Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л. Н. Череданова. – М.: Академия, 2003.
Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством» А.Б. Салманов. Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством» Е.П. Давидюк.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |