Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы предпринимательской деятельности




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – дать студентам теоретические знания в области «Методы предпринимательской деятельности», ознакомить их с комплексом мер экономических, организационных и правовых отношений в рамках предпринимательских единиц. А также сформировать у студентов аналитический склад в решении экономико-организационных вопросов в области предпринимательства на основе системного подхода к частным и общественно-экономическим проблемам, полного исследования потенциала своего предприятия и в правовом поле в условиях сочетания методов экономического и административного регулирования экономикой региона и страны.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- определять сущность используемых в предпринимательской среде методов;

- быстро принимать решение на основе определенных стандартных приемов;

- анализировать и применять нормы действующего законодательства;

- использовать методы оценки предпринимательской деятельности;

- применять изученные методы и способы финансовых расчетов в своей будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Методы предпринимательской деятельности» студент должен:

· знать:

- организационные и правовые отношения в рамках предпринимательства;

- как использовать полный объем потенциала своего предприятия в условиях рыночной экономики;

· уметь:

- быстро решать методами стандартных приемов;

- применять нормы действующего законодательства;

- решать финансовые расчеты профессиональной деятельности;

· получить навыки:

- в решении экономико-организационных задач в области предпринимательской деятельности;

- в решении организационных вопросов в области предпринимательства.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Методы предотвращения рисков в договорной практике в области трудовых отношений   - -      
2. Заключение договоров гражданско-правового характера   - -      
3. Методы управления как управленческие приемы и способы действия предпринимателей в сфере сервиса   - -      
4. Организационно-распорядительные методы   - -      
5. Экономические методы управления в сфере сервиса   - -      
6. Зарубежный опыт применения методов предпринимательской деятельности в сфере сервиса в США и Японии   - -      
7. Особенности организации оплаты труда персонала в сфере сервиса   - -      
8. Организация и безопасность труда персонала на предприятии сферы сервиса   - -      
9. Взаимоотношения сотрудников и руководства на предприятии сферы сервиса   - -      
10. Кадровый аудит в организациях сферы сервиса   - -      
11. Современные формы и методы оплаты труда в сфере сервиса   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -   -  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Методы предотвращения рисков в договорной практике в области трудовых отношений.

Реализация договорных отношений предпринимателя с физическими лицами. Перечень конкретных факторов, которые могут стать причиной нанесения ущерба финансовым интересам предприятия. Интересы предприятия.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Приоритеты финансовой политики предприятия.

2. Трудовые договоры с физическими лицами.

3. Факторы ущерба финансовым интересам предприятия.

Литература:

1. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004.

2. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003.

3. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002.

 

Тема 2. Заключение договоров гражданско-правового характера.

Содержание типовых договоров. Оферта. Акцепт. Подписание договоров сторонами. Оформление договоров. Исполнение договорных обязательств. Прекращение договорных обязательств и расторжение договоров.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Структура гражданско-правовых договоров.

2. Основные виды гражданско-правовых договоров.

3. Порядок заключения договора.

4. Исполнение и прекращение договорных обязательств.

Литература:

1. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007.

2. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: курс лекций / С. И. Сметанин. – М.: Логос, 2005.

3. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002.

 

Тема 3. Методы управления как управленческие приемы и способы действия предпринимателей в сфере сервиса.

Методы управления: рамки и границы деятельности персонала – управленческие воздействия на персонал; способы и методы социальной защиты персонала, охраны его труда, здоровья. Совершенствование методов управления: организационно-распорядительные (административные), социально-психологические, экономические.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Способы управленческого воздействия на персонал.

2. Управленческие методы.

3. Направления совершенствования управления предприятием

Литература:

1. Акперов, И. Г. Психология предпринимательства: учебник / И. Г. Акперов. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004.

3. Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие / А. Н. Алейников. – М.: Новое знание, 2003.

Тема 4. Организационно-распорядительные методы.

Документация предприятия. Организационно-распорядительная документация. Документы, обеспечивающие организационное регламентирование, осуществляющие организационное нормирование, предназначенные для организационно-методического инструктирования работников. Устав предприятия и законодательство. Документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений: положения о структурных подразделениях и их штатном расписании. Персонал. Нормирование труда, графики работы, отпусков и замена отпусков.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные положения устава предприятия.

2. Система планирующих и распорядительных документов предприятия.

3. Регламентация деятельности структурных подразделений предприятия.

Литература:

1. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003.

2. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002.

3. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002.

 

Тема 5. Экономические методы управления в сфере сервиса.

Стимулирование высокого качества работы сотрудников: стимулирующие надбавки, премирование, денежные средства из фонда социальной поддержки. Точное соблюдение нормативов расходования материальных и денежных средств. Порядок подготовки и утверждения управленческих документов.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Подготовка и оформление основных видов управленческой документации.

2. Экономические методы стимулирования трудовой деятельности.

3. Экономия и нормирование расходования материальных и денежных средств.

Литература:

1. Акперов, И. Г. Психология предпринимательства: учебник / И. Г. Акперов. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002.

3. Череданова, Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л. Н. Череданова. – М.: Академия, 2003.

 

Тема 6. Зарубежный опыт применения методов предпринимательской деятельности в сфере сервиса США и Японии.

Потенциал «хай-по». Подбор молодых сотрудников с лидерским потенциалом. Специальные программы развития. Оценка сотрудников по занимаемой должности. Японский менеджмент. Использование «человеческого фактора». Система «пожизненного найма». Метод горизонтальной ротации кадров. Подготовка руководящего состава: определение цели и стратегии фирмы, изучение теории управления и методов работы с подчиненными, методы принятия эффективных управленческих решений, социальные аспекты управления производственных отношений.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные характеристики использования кадрового потенциала в предпринимательской деятельности японских предприятий.

2. Особенности американской модели управления предприятием.

3. Концепция социально ориентированного управления.

Литература:

1. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004.

2. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003.

3. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007.

 

Тема 7. Особенности организации оплаты труда персонала в сфере сервиса.

Сверхурочные работы. Организация работы в условиях рыночной экономики. Повременная заработная плата, Сдельная заработная плата. Косвенно-сдельная заработная плата.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Применение методов оплаты труда на предприятиях сферы сервиса.

2. Особенности производственных отношений сферы сервиса.

3. Организация работы персонала в условиях рыночных отношений.

Литература:

1. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002.

2. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007.

3. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002.

 

Тема 8. Организация и безопасность труда персонала на предприятии сферы сервиса.

Переработки и состояние здоровья работников. Особенности работы в муниципальных предприятиях и частных коммерческих организациях сервиса. Особенности организации работы персонала. Организация работы в условиях рыночной экономики.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Время работы и отдыха на предприятии сферы сервиса.

2. Особенности трудового режима сферы сервиса. Работа в муниципальных частных предприятиях.

3. Трудовое законодательство в РФ.

Литература:

1. Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие / А. Н. Алейников. – М.: Новое знание, 2003.

2. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002.

3. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002.

 

Тема 9. Взаимоотношения сотрудников и руководства на предприятии сферы сервиса.

Антагонизм между собственниками и руководителями. Антагонизм между руководителями и работниками и методы их преодоления. Организационно-распорядительные методы.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Формирование корпоративных отношений на предприятиях сервиса.

2. Методы управления конфликтами в управлении предприятием сферы сервиса.

3. Способы разрешения трудовых конфликтов.

Литература:

1. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА – М, 2003.

2. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007.

3. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: курс лекций / С. И. Сметанин. – М.: Логос, 2005.

Тема 10. Кадровый аудит в организациях сферы сервиса.

Организация натуральной формы оплаты труда и вопросы налогового законодательства. Роль трудовой инспекции Минтруда РФ и ее права по защите интересов работников предприятий сферы сервиса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Подготовка к проведению проверки трудовой инспекцией предприятия сферы сервиса.

2. Кадровый менеджмент в условиях рыночных отношений.

3. Принципы кадровой политики на предприятиях сервиса.

Литература:

1. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002.

2. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002.

3. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002.

 

Тема 11. Современные формы и методы оплаты труда в сфере сервиса.

Порядок организации и оформления натуральной формы оплаты труда в современных условиях рынка. Существующие нормы международного и российского законодательства в области натуральной формы оплаты труда.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Некоторые особенности использования форм оплаты труда в сфере сервиса.

2. Формы и системы оплаты труда.

3. Нормы законодательства в области натуральной формы оплаты труда.

4. Особенности оплаты труда в сфере сервиса.

Литература:

1. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004.

2. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003.

3. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

─ самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

─ повторение и углубленное изучение лекционного материала;

─ подготовку к семинарским занятиям;

─ выполнение контрольной работы;

─ подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

1. Сформулировать задачи дисциплины и ее связь с изученными дисциплинами.

2. Перечислить наиболее часто встречающиеся недоработки текстов договоров на стадии их подготовки и к чему они приводят.

3. Типичные нарушения деловых договоров на стадии их исполнения и методы снижения их влияния на результат деятельности.

4. Ошибки, допускаемые предпринимателями на стадии возникновения конфликтных ситуаций.

5. Особенности документированного обеспечения процесса управления в сфере сервиса.

6. Японский опыт применения методов предпринимательской деятельности.

7. Опыт США и Европы в совершенствовании методов предпринимательской деятельности.

8. Особенности организации работ в сфере сервиса.

9. Особенности натуральной формы оплаты труда и вопросы налогового законодательства.

10. Документация предприятия.

11. Особенности использования методов предпринимательской деятельности в условиях введения новых законодательных актов в области сервиса.

12. Организация работы в условиях рыночной экономики.

13. Метод горизонтальной ротации кадров.

14. Методы управления: рамки и границы деятельности персонала.

15. Совершенствование методы управления: организационно- распорядительные (административные), социально-психологические, экономические.

16. Оценка сотрудников.

17. Система «пожизненного найма».

18. Порядок подготовки и утверждения управленческих документов.

19. Особенности организации работы персонала в сфере сервиса.

20. Время работы и отдыха на предприятии сферы сервиса.

21. Использование «человеческого фактора».

22. Возможные последствия несоблюдения условий хозяйственных договоров в сфере сервиса.

23. Способы корректировки условий договора во времени и пространстве в сфере сервиса.

24. Понятия существенного изменения условий договора в сфере сервиса.

25. Понятия и виды несоизмерной собственности за выполнение (невыполнение) условий договора в сфере сервиса.

26. Оценочная деятельность, виды и роль в сфере реализации задачи сферы сервиса.

27. Благотворительность в сфере сервиса.

28. Игорный бизнес и его роль сфере сервиса.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

─ опрос на семинарских занятиях;

─ выполнение контрольных заданий;

─ защита контрольной работы;

─ рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

─ экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Задачи дисциплины и ее связь с изученными дисциплинами.

2. Перечислить наиболее часто встречающиеся недоработки текстов договоров на стадии их подготовки и к чему они приводят.

3. Типичные нарушения деловых переговоров на стадии их исполнения и влияние их на результат деятельности.

4. Ошибки, допускаемые предпринимателями на стадии возникновения конфликтных ситуаций.

5. Особенности документированного обеспечения процесса управления в сфере сервиса.

6. Японский опыт применения методов предпринимательской деятельности.

7. Опыт США в совершенствовании методов предпринимательской деятельности.

8. Опыт Японии в совершенствовании методов предпринимательской деятельности.

9. Организации натуральной формы оплаты труда и вопросы налогового законодательства.

10. Методы предотвращения рисков в договорной практике в области трудовых отношений.

11. Заключения договоров гражданско-правового характера.

12. Методы управления – как управленческие приемы и способы действия предпринимателей в сфере сервиса.

13. Организационно-распорядительные методы.

14. Экономические методы управления в сфере сервиса.

15. Зарубежный опыт применения методов предпринимательской деятельности в сфере сервиса.

16. Особенности организации работы персонала в сфере сервиса.

17. Время работы и отдыха на предприятии сферы сервиса.

18. Взаимоотношения сотрудников и руководства на предприятиях сферы сервиса.

19. Кадровый аудит в организациях сферы сервиса.

20. Некоторые особенности использования форм оплаты труда в сфере сервиса.

21. Возможные последствия несоблюдения условий хозяйственных договоров в сфере сервиса.

22. Способы корректировки условий договора во времени и пространстве в сфере сервиса.

23. Понятия существенного изменения условий договора в сфере сервиса.

24. Понятия и виды несоразмерной собственности за невыполнение условий договоров в сфере сервиса.

25. Понятие предпринимательской деятельности (бизнеса) в сфере сервиса.

26. Виды предпринимательства в сфере сервиса.

27. Традиционалистское и инновационное предпринимательство в сфере сервиса.

28. Основной и вспомогательный виды бизнеса в сфере сервиса.

29. Основные виды посреднической предпринимательской деятельности в сфере сервиса.

30. Каналы распределения товаров в сфере сервиса.

31. Задачи агентирования, брокерства и коммивояжерство в сфере сервиса.

32. Комиссия как вид предпринимательства в сфере сервиса.

33. Понятие делькредер и индента, их роль в сфере сервиса.

34. Особенности договоров консигнации в сфере сервиса.

35. Оптовое купечество и дистрибьюторство в сфере сервиса.

36. Дилерство и торговое маклерство в сфере сервиса.

37. Джобберство и торговое маклерство в сфере сервиса.

38. Торговое представительство (представительство интересов принципала).

39. Биржевое предпринимательство и аукционная деятельность в сфере сервиса.

40. Фьючерные договоры и риэлторская деятельность.

41. Инвестиционные компании и фонды: задания и функции.

42. Аудиторская деятельность в сфере сервиса.

43. Франчайзинг и проектное финансирование.

44. Лицензирование как форма предпринимательства в сфере сервиса.

45. Концессия и ее роль в сфере сервиса.

46. Управление по контракту, подрядное производство и толлинг и их роль в сфере сервиса.

47. Сотрудничество в сфере товарообмена: бартер (бартерная сделка) и коммерческая триангуляция в сфере сервиса.

48. Факторинг и коммерческий трансферт, их роль для сферы сервиса.

49. Особенности создания коммерческих организаций в сфере сервиса.

50. Факторы, влияющие на принятие решения о выборе организационно-правовой формы предприятия в сфере сервиса.

51. Статус предпринимателя в сфере сервиса.

52. Индивидуальное предпринимательство.

53. Оценочная деятельность, виды и роль в сфере сервиса реализации задач сферы сервиса.

54. Благотворительность и спонсорство в сфере сервиса.

55. Игорный бизнес и его роль в сфере сервиса.

56. Межгосударственные программы развития поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге.

57. Реклама и паблик рилейшнз в предпринимательстве.

58. Управление оборотными средствами предприятия в условиях рыночной экономики.

59. Основные направления предпринимательской деятельности в РФ.

60. Структурная политика. Реструктуризация крупных предприятий в субъекты предпринимательства.

61. Формирование правовых, экономических, организационных и финансовых отношений.

62. Франчайзинг как способ ведения малого предпринимательского бизнеса.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Акперов, И. Г. Психология предпринимательства: учебник / И. Г. Акперов. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Акперов. – М.: ИНФРА–М, 2004.

3. Масленников, В. В. Посредническое предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Масленников. – М.: ИНФРА–М, 2003.

4. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2007.

5. Сметанин, С. И. История предпринимательства в России: курс лекций / С. И. Сметанин. – М.: Логос, 2005.

Дополнительная:

1. Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие / А. Н. Алейников. – М.: Новое знание, 2003.

2. Вапигурский, Д. Н. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование: учеб. пособие / Д. Н. Вапигурский. – М.: Дашков и К, 2002.

3. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Н. П. Ващекин. – М.: Экономика, 2002.

4. Федцов, В. Г. Предпринимательство: сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. – М.: Дашков и К, 2002.

5. Череданова, Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л. Н. Череданова. – М.: Академия, 2003.

 

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством» А.Б. Салманов.

Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством» Е.П. Давидюк.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.402 сек.