Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.С. Гарипов




ст. преподаватель

Учалинского представительства БашГУ

 

ИСТОРИЯ ТЕРМИНОВ РОДСТВА әсәй-инәй, ағай – аҡай В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ

 

В современном башкирском языке существует большое число терминов, отражающие родственные связи. К ним относятся такие слова как әсәй-инәй ’мать’, атай ’отец ’, ағай – аҡай ’старший брат’, олатай ’дедушка’, өләсәй ’бабушка’, апай ’старшая сестра’, кейәү ’зять’ и др.

Термины родства характерные башкирскому языку так же широко употребляются и в родственных языках. Конечно же в каждом языке такие термины имеют свои характерные особенности. Несмотря на это история их развития имеет общие корни. В данной расматривается история развития таких терминов родства как әсәй - инәй ’мать’, ағай – аҡай ’старший брат’.

Формы әсәй, инәй характерны как литературному языку, так и диалектам. В толковом словаре современного башкирского литературного языка приводится следующее определение этим словам: әсәй - баланың әсәһенә өндәшеү һүҙе [3, 507], инәй - 1. Әсәй. 2. Ата-әсәнән оло ҡатын-ҡыҙ һәм уларға өндәшеү һүҙе [3, 130]. В диалектах же употребляются для выражения разных родственных отношений: Әсәй - 1. Өләсәй- бабушка(туҡ-соран, урта). 2. Кендек әбейе- повивальная бабка(урта) [1, 427]. Инәй – 1. Әсәй- мать(урта, туҡ-соран, ғәйнә). 2. Ҡәйнә- свекровь(урта, дим, ҡариҙел, мейәс, төнъяҡ-көнбайыш, урта урал, ырғыҙ). 3. Әбей кешегә өндәшеү һүҙе(урта, дим, ҡыҙыл, төнъяҡ-көнбайыш, ырғыҙ, эйек-һаҡмар). 4. Инәй - старшая сестра родителей (ҡыҙыл, һаҡмар) [1, 98].

Из вышеприведенных материалов ясно видно, что слово инәй имеет более широкое значение.

В основе слов әсәй, инәй лежат общетюркские әсә, инә. Эти слова встречаются и в литературном языке, и в диалектах. Так в толковом словаре встречаем следующее определение: әсә - балалы ҡатын, инә - балаһы булған ҡатын [3, 507; 130]. В диалектах не столь распространены. Характерны только для восточного диалекта: әсә - инә(матка), инә- әсәй [1, 427; 98].

Слово әсәй в форме ече, езе встречается уже в древнетюркских письменных памятниках VII – XIII в.в. В этот период это слово выражало значение связанное с мужским родом: старший брат, дядя. [2, 233]. Только в более поздние этапы развития тюркских языков оно начало употреблятся для выражения женского рода.

Слово инә так же как и әсә зафиксировано в древнетюркских письменных памятниках VII – XIII в.в. В данном же случае фиксируется то же значение которое характерно для современного башкирского языка: ана - мать[2, 279].

Из вышесказанного следует, что термины родства әсәй, инәй образовались на основе общетюркских форм әсә, инә. Как мы уже отмечали, оба варианта зафиксированы в письменных памятниках VII – XIII в.в.. Письменных данных относящихся к более ранним эпохам, к сожалению, в настоящее время не выявлено. Это обстоятельство не позволяет заглянуть в более ранние этапы развития этих терминов.

Общетюркское слово аға послужило основой для образования формы ағай. Аға сохранилось во всех трех диалектах башкирского языка: аға (көньяҡ диалект, ҡыҙыл, мейәс, төнъяҡ-көнбайыш)- старший брат[1, 11]. Эта форма зафиксирована и в письменных памятниках VII – XIII в.в. [2, 69]. Следует отметить, что ағай употребляется не только в башкирском литературном языке но и в южном диалекте: ағай - үгәй атай- отчим[1, 11]. Из этого следует, что диалектное значение не совпадает с литературным.

Общетюркская форма аҡа не зафиксирована ни в литературном языке, ни в диалектах башкирского языка. Из исследований тюркологов следует, что аҡа восходит к древнетюркской форме аҡҡа [2, 120].

В результате присоединения элемента - й образовалась звательная форма аҡай.

Таким образом, вышеприведенные термины родства прошли сложный исторический путь развития.

 

Литература:

1. Башҡорт теленең диалекттары һүҙлеге. -Өфө: Китап, 2002.

2. Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на гласные / АН СССР. Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1974.

3. Хәҙерге башҡорт әҙәби теленең аңлатмалы һүҙлеге. - Өфө, 2004.

 

© А.С. Гарипов, 2014

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.