Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция Украины ,как основа развития законодательства соц. обеспечения




Классификация источников права соц. Обеспечения.

Понятия и особенности источников права соц. обеспечения.

В теории права источником права считают форму внешнего выражения и закрепления правовых норм в нормативно-правовых актах и нормативно - правовых договорах.

Источниками права социального обеспечения являются: 1). нормативно - правовые акты: законы, указы Президента, постановления Кабинета Министров Украины, нормативно - правовые акты министерств и ведомств и органов местного самоуправления, 2). нормативно - правовые договоры: международные договоры, Генеральные, отраслевые и региональные соглашения и коллективные договоры

Особенности источников права социального обеспечения:

1. Отсутствие единого кодифицированного акта, урегулировал весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения.

2. Особое место среди источников права социального обеспечения принадлежит актам Министерства труда и социальной политики Украины, и органов социального страхования.

3. Особое значение законов о государственном бюджете на текущий год.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным критериям:

по юридической силе: законы (общие и специальные) и подзаконные акты;

по сфере действия: общие (законы, соглашения, постановления Кабинета Министров, нормативно - правовые акты министерств и ведомств) и локальные (нормативно - правовые акты органов местного самоуправления, местных органов государственной исполнительной власти, а также нормативно - правовые акты, которые принимаются на предприятиях, учреждениях и организациях);

по видам отношений, которые они регулируют: те, которые регулируют отношения общеобязательного государственного социального страхования, о пенсионном обеспечении, о предоставлении помощи, о предоставлении льгот и социального обслуживания.

Правовые источники, регулирующие отношения по социальному обслуживанию, являются составной частью источников права социального обеспечения. Источники права составляют предмет фундаментальных исследований как общей теории права, так и любой отраслевой правовой науки. Поэтому естественно, что среди актуальных проблем науки права социального обеспечения выявление понятия и особенностей источников занимает важное место.

От их уяснения зависит определение действительного места и роли этой отрасли права в обшей системе отраслей российского права.

Источники права в юридическом смысле — это внешние способы выражения правовых норм и придание им общеобязательного значения, т.е. по своей сути это синоним понятия «форма права».

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

Ввиду того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и многообразны, они классифицируются по различным основаниям.

· по юридической силе (законы и подзаконные акты);

· сфере действия (федеральные, региональные, принимаемые органами местного самоуправления);

· времени действия (постоянные, временные);

· порядку принятия (акты международного права и акты национального права социального обеспечения);

· субъектам правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т.д.).

· предмету правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды социального обеспечения);

· издающим их органам (акты органов представительной и акты органов исполнительной власти): указы Президента; постановления (распоряжения) Правительства; акты министерств и ведомств:

— межведомственные акты (например, Министерства здравоохранения и социального развития Украины);

— ведомственные акты; и т.д.

Новый этап законодательного урегулирования отношений в сфере социального обеспечения начался с принятием Конституции Украины

Обобщенно Конституция Украины содержит следующие положения о социальной защите: Украина является социальным и правовым государством (ст. 1); человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и б безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3), права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ст. 3), права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы (ст. 21); конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены, при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод (ст. 22) Конституция признала право граждан на социальную защиту, которая включает право на обес печенья их в случае полной, частичной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, пенсии, другие вид и социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом (ст. 46), для граждан, нуждающихся соц иального защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату согласно закону (ст. 47), право на достаточный жизненный уровень для себя и своей ой семьи (в 48), право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (в 49); семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством (в 51), право детей-сирот и детей авлених родительской опеки, на государственное содержание и воспитание (в 52), право на доступное и бесплатное образование в государственных и коммунальных учебных заведениях (в 53), право на социальную защиту г ромадян Украина, состоящих на службе Вооруженных Сил Украины и других воинских формированиях, а также членов их семей (в 17); исключительно законами Украины определяются основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака и семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения; экологической безопасности (п. 6 СТ 85ки (п. 6 ст. 85).Остановимся на наиболее существенных из них.Согласно Конституции Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством Эти принципы имеют определяющее значение для осуществления права человека на социальную защиту в Украине.Статья 46 Конституции является ключевой для понимания социальной защиты, она предусматривает право граждан на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной Втр рати трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законо.Для сравнения обратимся к Конституции Российской Федерации, в которой согласно ст 39 Каждый человек имеет право на социальное обеспечение, которое признается одним из основных неотъемлемых прав человека и принадлежит ему от рождения Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом Таким образом, сохранено традицию в применении термина \"социальное обеспечение\" как сфере обеспечения традиционных социальных их Рискьних ризиків.есть в основных законах - конституциях Украины и России один и тот же смысл имеет разную терминологическую название время положения ст 46 Конституции Украины гласит, что социальная защита понимается как более широкое понятие, которое включает материальное обеспечение лица в определенных случаях потери доходов и невозможно ости приобрести их собственными усилиями Учитывая этот перечень таких обстоятельств можно, во-первых, констатировать, что для обеспечения установлен традиционный каталог социальных рисков, предусмотренных международным но-правовыми актами Во-вторых, перечень не является исчерпывающим, т.е. законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства как основание для социальной защиты Свидетельством применения этого является многочисленное социальной но-защитное законодательство, которое предусматривает социальную защиту для малообеспеченных семей, семей с детьми, отдельно детей, безработных с ограниченными физическими возможностями и т.п. В-третьих, касается пере счета видов социального обеспечения в части третьей этой статьи говорится о \"пенсии и другие виды социальных выплат и пособий\" Таким образом, в 46 не ограничивает перечень видов социального обеспечения, ц е могут быть любые выплаты социального характера - пенсии, денежные пособия, компенсации, материальная помощь, а также социальные услуг соціальні послуги.Конституция установила ряд гарантий права на социальную защиту.Статья 46 гарантирует право на социальную защиту только гражданам Украины, тогда как Конституция России гарантирует такое право \"каждому\", т.е. любому лицу Последняя конструкция больше соответствует современным ным требованиям по обеспечению прав человека в отечественной юридической литературе специалисты неоднократно критически оценивали такой недостаток не только в 46, но и в 43 Конституции Украины (право на трудраво на працю).Однако эти конституционные принципы права на социальную защиту получили дальнейшее, добавим, - и более демократического, развития в системе законодательства о социальной защите Украина соответствии с действующим закон законодательства Украины каждый человек выступает субъектом социальной защиты Так, согласно Основам законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании (14 января 1998) право на обеспечение я по такому страхованию имеют застрахованные граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают в Украине, если другое не предусмотрено законодательством Украины, а также международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины Наемные работники, а также некоторые другие категории населения подлежат общеобязательному государственному в социальному страхованию и в случае наступления социального риска (страхового случая), например временная потеря трудоспособности, инвалидность, достижение пенсионного возраста, рождение ребенка, уход за младенцев й до 3 лет и т.д., имеют право на соответствующее социальное обеспечение (пенсиями, пособиями, социальными услугами) Согласно Закону Украины \"О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям\" (2000 г) каждая малообеспеченная семья, постоянно проживающим на территории Украины и по уважительным или не зависящим от нее причинам имеет среднемесячный совокупный доход, ниже прожиточного минимума для семьи 'й, имеет право на государственную социальную помощь (в 1, 3 Закона) Это свидетельствует об общем универсальный характер социальной помощи как составляющей социального защитаоціального захисту.Согласно Конституции Украины право граждан на социальную защиту гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и орга анизаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособным.Реализация этих конституционных гарантий получила воплощение в создании законодательного и институционного механизма общеобязательного государственного социального страхования, деятельности фондов социального стр счета по аккумуляции средств путем сбора страховых взносов с работодателей и работников и предоставления застрахованным социальных выплат и социальных услуг при наступлении страхового случая.Существенное значение в системе гарантий, предусмотренных Конституцией, имеет положение части третьей ст 46, согласно которому пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, имею ют обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.Статья 47 Конституции предусматривает право граждан, нуждающихся в социальной защите, на получение жилья от государства и органов местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату ответствен идно закону есть речь идет о праве граждан на социальное жилье Как известно, в Украине продолжает действовать Жилищный кодекс Украины, принятый еще в советское время Изменения, внесенные в него, не были существенного ными мере вопрос предоставления социального жилья остается неурегулированным Учитывая, что который год Верховной Раде Украины не удается принять новый Жилищный кодекс, Кабинет Министров Украины своим постановлением от 31 марта 2004 № 422 утвердил Порядок формирования фондов жилья для временного проживания и Порядок предоставления и пользования жилыми помещениями из фондов жилья для тимчасовог в проживанииивання * 127 Согласно этим актами право на временное жилье имеют граждане, которые не имеют или утратили постоянное место жительства, в связи с чем им предоставляются жилые помещения из фондов жилья для временного прож жительства Постановление определяет условия формирования фондов жилья для временного проживания граждан, которые не имеют или потеряли жилье в результате обращения взыскания на жилые помещения, которые были приобретены ими за счет кредита (займа) банка или другого лица, возвращение которого обеспечено ипотекой соответствующего помещения, а также беженцев и граждан, которые вынуждены оставить жилье вследствие его аварийного ст ну, стихийного бедствия или по другим основаниям, которые угрожают состоянию и безопасности соответствующего жилого помещения Конечно, эти акты не решают всех вопросов по обеспечению жильем социально незащищенных декабря омадян, требуется комплексное их урегулирования, возможно, даже в отдельном акте на законодательном уровневні.Конституция признает право каждого человека в Украине на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилье Правда, недостатком здесь является то, что Конституция удерживает уеться от определения гарантий в обеспечении такого права, а поэтому положения СТ 48 имеют декларативный характер Это было одной из причин, промедление с принятием закона об основной базовый социальный стандарт - прожиточный минимум, был принят только в 1999 г, а определен размер этого стандарта только в 200000 р.С учетом того, что переход Украины к рыночным отношениям сопровождался резким падением жизненного уровня, преимущественно в первые годы независимости государства в законодательных актах было предусмотрено значительные пи Ильгам и компенсации для различных категорий населения Хотя следует признать, что этот процесс продолжается и теперь Негативным явлением был и остается тот факт, что у многих работающих уровень заработной платы не дос теряет прожиточного минимума В таких условиях проблема льгот и компенсаций приобрела особую актуальность Как известно, в развитых странах с социальной рыночной экономикой уровень заработной платы дает работаю чей части населения оплачивать значительную часть социальных услуг, следовательно, существование льгот в связи с профессиональной деятельностью расценивается как нонсенс Правительство делало попытки заменить льготы на денежные компенс ции, но по разным причинам этого пока сделать не удалось Фактически был избран другой путь, при котором в законах о Государственном бюджете на соответствующий год приостанавливалось действие других законов в части сохранит ния льгот, финансируемых из государственного бюджета Это, конечно, не правовой путь Он вызвал ряд решений Конституционного Суда Украины о признании неконституционными отдельных статей законов о Гос ный бюджет Украины частности эти решения касались социальной защиты военнослужащих, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, членов их семей, пр ацивникив правоохранительных органов и некоторых других категорий граждан Социальная защита этих категорий граждан установлен в 17 Конституции Украины, законами Украины \"О социальной и правовой защите в ийськовослужбовцив и членов их семей \"от 20 декабря 1991 г. № 2011-Худня 1991 р. № 2011-ХП * 128 (по изменениям, и доп), \"О милиции\", \"О прокуратуре\", \"О статусе судей\" и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.