КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели уровня биологического развития школьников
Методом, позволяющим оценить как уровень биологического развития, так и морфофункциональные показатели детского организма в их взаимосвязи, является комплексный метод оценки физического развития. Он состоит из 2 этапов. На первом этапе оценивается биологический возраст ребенка по признакам, приведенным выше. Могут быть три варианта заключения о биологическом развитии: биологический возраст соответствует паспортному, отстает от паспортного или опережает его. Об отставании или опережении можно говорить только в том случае, когда по большинству показателей имеется отставание или опережение на 2 и более лет. На втором этапе комплексного метода по шкалам регрессии определяется гармоничность развития. Развитие может быть гармоничным, дисгармоничным и резко дисгармоничным при любом уровне биологического развития – соответствующем возрасту, отставании от него или опережении (табл.9.4). Таблица 9.4 Схема оценки физического развития детей комплексным методом
К настоящему времени особую популярность приобрел центильный метод оценки физического развития. Его отличают достаточная объективность, простота и удобство в использовании, отсутствие необходимости в проведении дополнительных расчетов. Обычно применяют одномерные центильные шкалы, включающие в себя несколько признаков, рассматриваемых изолированно: длина и масса тела, ВМI, окружность грудной клетки, толщина подкожно жирового слоя, сила мышц кистей, ЖЕЛ, артериальное давление, частота пульса и др. В двумерных центильных шкалах представлены во взаимосвязи 2 ведущих признака физического развития: длина и масса тела, что позволяет определить гармоничность развития. Сущность центильного метода заключается в том, что все значения любого признака, например, массы тела у детей определенного возраста, располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто частей (центилей). Обычно в центильных таблицах приводят не все центили, а лишь 7 фиксированных – 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97. Между фиксированными центилями образуется 8 промежутков – центильных интервалов. В первый интервал входят значения признака, относящиеся к 0-3 центилям (очень низкие), во второй – к 3 – 10центилям (низкие), в третий – к 10 – 25 центилям (сниженные), в четвертый – к 25 – 50 центилям (средние), в пятый – к 50 – 75 центилям (средние), в шестой – к 75- 90 центилям (повышенные), в седьмой – к 90 – 97 центилям (высокие) и восьмой - 97 – 100 центилям (очень высокие). Обследовав ребенка, определяют, в какой из интервалов попадают значения показателей его развития. К варианту нормы относят значения, лежащие в пределах 3-6-го интервалов, то есть расположенные в зоне от 10 до 90 центилей и встречающиеся у 80% здоровых детей. Нормальным считается физическое развитие, если показатели длины тела лежат в зонах 3-7, а массы тела – в зонах 3-6. Показатели, относящиеся к 1 и 8 центильному интервалам, свидетельствуют об отклонениях в физическом развитии, что требует диагностического обследования ребенка. Дети с показателями, попадающими во 2 и 7 интервалы, входят в группу риска и должны находиться под динамическим наблюдением. По центильным таблицам можно судить не только об отдельных признаках, но и о гармоничности развития. Если значения массы и длины тела находятся в одном или соседних интервалах, то развитие считается гармоничным. Если разница между интервалами, в которых они оказываются, достигает 3-х, развитие признают дисгармоничным, а при большей разнице – резко дисгармоничным. Для скрининг-оценки физического развития широко используют двумерные центильные номограммы (Ю.П.Пивоваров,2001). Несмотря на несомненные преимущества, центильный метод не позволяет оценить биологическое развитие ребенка. Однако он с успехом используется в комплексной оценке физического развития, заменяя трудоемкий метод оценки морфофункционального состояния по шкалам регрессии. Отставание или опережение биологического развития и дисгармоничность морфофункциональных показателей, как правило, свидетельствуют об отклонениях в состоянии здоровья. Риск развития заболеваний возрастает с повышением степени дисгармоничности и нарушения биологического развития. Поэтому при индивидуальной оценке физического развития детей подразделяют на следующие группы риска (В.Р.Кучма,2001, табл.9.5): Таблица 9.5
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |