Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели уровня биологического развития школьников




 

Воз-раст, годы Длина тела, см Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов Степень развития вторичных половых признаков
Мальчики
  М 7 ±δ 4 – 6 7 ±3  
  М 8 ±δ 4 – 6 12 ±2  
  М 9 ± δ 4 – 6 14 ± 2  
  М 10 ±δ 4 – 6 18 ± 3  
  М 11 ± δ 4 – 6 20 ±4 АХо Р0
  М 12 ± δ 4 – 6 24 ± 3 АХо Р0, 1, V1
  М 13 ± δ 7 – 10 27 ± 1 АХо Р1, V1, L 0, 1
  М 14 ± δ 7 – 10   АХ1 Р2, V1, 2F 0, 1 L 0, 1
  М 15 ± δ 4 – 7   АХ2 Р3, V2, F1, L 0, 1
  М 16 ± δ 3 – 4   АХ3 Р3, V2, F1, 2L2
  М 17 ±δ 1 – 2   АХ3 Р4, V2, F2, 3L2
Девочки
  М 7 ± δ 4 – 5 9 ± 3  
  М 8 ± δ 4 – 5 12 ± 3  
  М 9 ±δ 4 – 5 15 ±3  
  М 10 ±δ 4 – 5 19 ±3  
  М 11 ± δ 6 – 8 21 ±3 АХ0, 1Р0, 1Ма 1
  М 12 ± δ 6 – 8 25 ±2 АХ1, 2Р1, 2Ма 2
  М 13 ± δ 4 – 6   АХ2, 3,Р 2,3Ма 2,3 menses
  М 14 ± δ 2 – 4   АХ2,3Р3, Ма3 menses
  М 15 ± δ 1 – 2   ÀХ3, Р3, Ма3 menses
  М 16 ± δ 1 – 2   АХ3, Р3, Ма3, 4 menses
  М 17 ±δ 0 – 1   АХ3, Р3, Ма4 menses

 

Методом, позволяющим оценить как уровень биологического развития, так и морфофункциональные показатели детского организма в их взаимосвязи, является комплексный метод оценки физического развития. Он состоит из 2 этапов. На первом этапе оценивается биологический возраст ребенка по признакам, приведенным выше. Могут быть три варианта заключения о биологическом развитии: биологический возраст соответствует паспортному, отстает от паспортного или опережает его. Об отставании или опережении можно говорить только в том случае, когда по большинству показателей имеется отставание или опережение на 2 и более лет. На втором этапе комплексного метода по шкалам регрессии определяется гармоничность развития. Развитие может быть гармоничным, дисгармоничным и резко дисгармоничным при любом уровне биологического развития – соответствующем возрасту, отставании от него или опережении (табл.9.4).

Таблица 9.4

Схема оценки физического развития детей комплексным методом

 

Гармоничность развития Морфофункциональное состояние Уровень биологического развития
Масса тела, окружность груди Жизненная емкость легких, мышечная сила рук
  Гармоничное   М±σ R и более за счет развития мускулатуры   От М±σ и выше Соответствует возрасту
Опережает возраст
Отстает от возраста
  Дисгармоничное От М-1,1 σ R до М-2,0 σ R От М+1,1 σR до М+2,0 σR за счет повышенного жироотложения От М-1,1σ до М-2,0 σ   Соответствует возрасту
Опережает возраст
Отстает от возраста
Резко дисгармоничное От М-2,1 σR и ниже От М+2,1 σR и выше за счет избыточного жиро-отложения От М-2,1σ и ниже Соответствует возрасту
Опережает возраст
Отстает от возраста

 

К настоящему времени особую популярность приобрел центильный метод оценки физического развития. Его отличают достаточная объективность, простота и удобство в использовании, отсутствие необходимости в проведении дополнительных расчетов. Обычно применяют одномерные центильные шкалы, включающие в себя несколько признаков, рассматриваемых изолированно: длина и масса тела, ВМI, окружность грудной клетки, толщина подкожно жирового слоя, сила мышц кистей, ЖЕЛ, артериальное давление, частота пульса и др. В двумерных центильных шкалах представлены во взаимосвязи 2 ведущих признака физического развития: длина и масса тела, что позволяет определить гармоничность развития.

Сущность центильного метода заключается в том, что все значения любого признака, например, массы тела у детей определенного возраста, располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто частей (центилей). Обычно в центильных таблицах приводят не все центили, а лишь 7 фиксированных – 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97. Между фиксированными центилями образуется 8 промежутков – центильных интервалов. В первый интервал входят значения признака, относящиеся к 0-3 центилям (очень низкие), во второй – к 3 – 10центилям (низкие), в третий – к 10 – 25 центилям (сниженные), в четвертый – к 25 – 50 центилям (средние), в пятый – к 50 – 75 центилям (средние), в шестой – к 75- 90 центилям (повышенные), в седьмой – к 90 – 97 центилям (высокие) и восьмой - 97 – 100 центилям (очень высокие). Обследовав ребенка, определяют, в какой из интервалов попадают значения показателей его развития. К варианту нормы относят значения, лежащие в пределах 3-6-го интервалов, то есть расположенные в зоне от 10 до 90 центилей и встречающиеся у 80% здоровых детей. Нормальным считается физическое развитие, если показатели длины тела лежат в зонах 3-7, а массы тела – в зонах 3-6. Показатели, относящиеся к 1 и 8 центильному интервалам, свидетельствуют об отклонениях в физическом развитии, что требует диагностического обследования ребенка. Дети с показателями, попадающими во 2 и 7 интервалы, входят в группу риска и должны находиться под динамическим наблюдением.

По центильным таблицам можно судить не только об отдельных признаках, но и о гармоничности развития. Если значения массы и длины тела находятся в одном или соседних интервалах, то развитие считается гармоничным. Если разница между интервалами, в которых они оказываются, достигает 3-х, развитие признают дисгармоничным, а при большей разнице – резко дисгармоничным. Для скрининг-оценки физического развития широко используют двумерные центильные номограммы (Ю.П.Пивоваров,2001).

Несмотря на несомненные преимущества, центильный метод не позволяет оценить биологическое развитие ребенка. Однако он с успехом используется в комплексной оценке физического развития, заменяя трудоемкий метод оценки морфофункционального состояния по шкалам регрессии. Отставание или опережение биологического развития и дисгармоничность морфофункциональных показателей, как правило, свидетельствуют об отклонениях в состоянии здоровья. Риск развития заболеваний возрастает с повышением степени дисгармоничности и нарушения биологического развития. Поэтому при индивидуальной оценке физического развития детей подразделяют на следующие группы риска (В.Р.Кучма,2001, табл.9.5):

Таблица 9.5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.