Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса у детей дошкольного возраста




У детей дошкольного возраста режим дня, также, как и в преддошкольном возрасте, должен учитывать особенности высшей нервной деятельности, для которой характерными продолжают оставаться легкая истощаемость клеток коры головного мозга, а также преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Иррадиация возбуждения по-прежнему преобладает над концентрацией, но, вместе с тем, получают развитие процессы отрицательной индукции, повышающие способность ребенка к сосредоточению внимания. Помимо особенностей высшей нервной деятельности, при построении режима дня должны учитываться и особенности роста и развития других систем и органов (см. разд 3), в связи с чем в режиме дня детей дошкольного возраста особое место должно отводиться совершенствованию ходьбы, бега, лазания, овладению сложными двигательными навыками, окончательному становлению и совершенствованию речи, ознакомлению со многими предметами и явлениями, развитию логического мышления, привитию гигиенических и определенных трудовых навыков.

Режим дня в дошкольном возрасте включает следующие 6 компонентов (табл. 9.6): самостоятельную деятельность (игры, труд, подготовку к занятиям, прогулкам, личную гигиену и др.), прием пищи, занятия, включая перерывы, прогулки, сон дневной и ночной. В зависимости от возраста режим дня дифференцируется на 4 группы: младшую (дети 3-4 лет), среднюю (дети 4-5 лет), старшую (дети 5-6 лет) и подготовительную (дети 6-7 лет). Режимы сходны по структуре, последовательности и чередованию компонентов, но отличаются продолжительностью и содержанием последних.

Таблица 9.6

Длительность различных компонентов режима (час) дня детей в дошкольных группах (холодный период года)

Компонент режима Возраст детей
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Самостоятельная деятельность(игры, труд и т.п.)     4,5 4,5
Прием пищи   1,5 1,5 1,5
Занятия (включая перерывы) 40 мин. 45 мин. 1-1,5  
Прогулки     4-4,5  
Сон дневной       1,5
Сон ночной 10,5 10,5    
             

 

Сон по-прежнему занимает значительное место в режиме дня. Общая продолжительность его в младших и средних группах должна быть не менее 12,5 часов, в старшей и подготовительной – 12-11,5 часов. На ночной сон отводится соответственно 10,5 и 10 часов. Дневной сон в режиме дня остается, так как дети дошкольного возраста могут находиться в состоянии непрерывного бодрствования не более 5-6 часов вследствие того, что длительное бодрствование представляет собой чрезмерную нагрузку для центральной нервной системы и может вызвать явления астенизации и невротические расстройства. Поэтому в режиме дня предусматривается одноразовый 2-х часовой у младших детей и 1,5- часовой у старших.

Время активного бодрствования у дошкольников возрастает до 10-12 часов, оно заполняется получающими все большее разнообразие играми, занятиями, прогулками, простейшими трудовыми обязанностями. Игровая деятельность имеет весьма важное значение в решении различных задач воспитания и обучения. Игры подразделяют на подвижные и спокойные (сюжетно-ролевые, дидактические, музыкальные, со строительными материалами), индивидуальные и коллективные и др. В подвижных играх совершенствуются движения, вырабатываются ловкость, смелость, выносливость, быстрота реакций, способность ориентироваться в пространстве и ситуации, стимулируются рост и развитие организма. Кроме того, подвижные игры способствуют восстановлению работоспособности после занятий, сна и др. Другие виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, музыкально-дидактические и др.) способствуют познанию окружающего мира, развитию органов чувств, развитию внимания, мышления, речи, воображения, памяти, но являются малоподвижными. Поэтому в течение дня игры разного характера должны рационально чередоваться. Простые подвижные игры (хороводные, с мячом, пробежки и др.) нужно проводить после пробуждения в утренние часы, а также до занятий, на которых преобладает статический компонент, и между ними. Игры, имеющие спортивный характер (бег, прыжки, бадминтон, теннис, катание на санках, коньках, велосипедах и др.), лучше включать в прогулки. Подвижные эмоциональные игры перед сном и приемом пищи не рекомендуются, так как в первом случае они затрудняют засыпание и не дают возможности для глубокого полноценного сна, а во втором случае, угнетая секрецию пищеварительных желез, снижают аппетит и нарушают усвоение и переваривание пищи.

В игры обязательно включают игрушки (мячи, обручи, строительные наборы, скакалки и др.), использование которых позволяет тренировать движения, вырабатывать смекалку, повышать инициативность.

Наряду с играми эффективным средством для укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма детей являются прогулки на свежем воздухе. Ежедневные и правильно организованные прогулки, продолжительностью не менее 4–х часов, почти наполовину обеспечивают потребность детей этого возраста в двигательной активности и тем самым снижают явления гипокинезии. Кроме того, свежий воздух и солнечная радиация не только стимулируют обменные процессы организма, но и оказывают благотворное эмоциональное воздействие. Прогулки необходимо проводить как в первую, так и во вторую половину дня. В их содержание должны включаться не только пешая прогулка, но и разные виды самостоятельной деятельности: спокойные и подвижные игры, физические упражнения, наблюдения за природой, труд (поливка растений, расчистка дорожек от снега и др.).

Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является развитие умственной деятельности, нервно-психического статуса и обучение элементарным знаниям и умениям, необходимым для освоения учебных программ в последующих возрастных группах и для обучения в школе. С этой целью проводятся занятия по родному языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природой, музыке, изобразительной деятельности, физкультуре, улучшению сенсорного восприятия. В младшей и средней группах проводят по 2 занятия в день ежедневно в первую и вторую половину дня, продолжительностью 15-20 минут каждое. В старших группах количество занятий и их продолжительность увеличиваются. Четыре дня в неделю проводится по 3 занятия, общей продолжительностью (включая перерывы) 1 час 25 мин., а в день, завершающий неделю, - 2 занятия, общей продолжительностью 1 час. В подготовительной группе количество занятий в каждый из дней недели увеличивается на одно занятие, а общая продолжительность возрастает до 1 часа 50 минут (включая перерывы). Трудные занятия (математика, развитие речи, обучение грамоте, природоведение) в течение дня должны чередоваться с легкими (рисование, лепка, конструирование) и динамическими (физкультура и музыка). Нецелесообразно в один день проводить два динамических занятия, а физкультуру - на первом занятии, так как развивающееся вследствие физической нагрузки утомление может усугубиться при проведении следующих за физкультурой трудных занятий. Учитывая тот факт, что показатели функционального состояния организма, будучи низкими в начале недели, достигают оптимума во вторник и среду, а затем вновь снижаются, наибольшую учебную нагрузку дают во вторник и среду. Динамика работоспособности детей должна учитываться и при проведении самого занятия. Использование на занятиях наглядных пособий, дидактических игр, наблюдения за растениями, животными и др. обеспечивают более активное восприятие и запоминание материала вследствие взаимодействия в этом процессе обеих сигнальных систем.

Домашние задания дошкольникам не задают. Дважды в год детям предоставляют каникулы, во время которых они освобождаются от занятий, но продолжают посещать дошкольное учреждение.

Трудовое воспитание детей младших групп дошкольного возраста заключается в основном в выработке простейших навыков самообслуживания: умения самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться и чистить зубы, аккуратно есть. Однако необходимо и привлечение их к более сложной деятельности: помощи в уходе за растениями, сервировке стола, подметанию пола, уборке личных вещей и др. Старших дошкольников обучают заправлять собственные постели, стирать личные вещи, чистить обувь, мыть игрушки, убирать свои шкафы и комнату. Ими также может осуществляться уход за животными и растениями, рыхление грядок, высаживание рассады, полив и прополка. Полезны занятия ручным трудом - изготовление различных поделок, работа с тканью, вязание и др., которые способствуют функциональному развитию мышц кисти. Вместе с тем, продолжительность труда должна быть посильной: при выполнении легких хозяйственно-бытовых работ - до 25-30 минут в день, а при более интенсивной деятельности - не более 7-10 минут для детей средней группы и не более 15 минут для детей старшей группы.

Прием пищи должен осуществляться в строго установленные часы, что способствует формированию пищевого стереотипа и имеет немаловажное значение для предупреждения заболевания органов пищеварения. Промежутки между приемами пищи не должны превышать 4 часов, а общая продолжительность всех приемов пищи – 2 часов в младшей и 1,5 часов в старшей и подготовительной группах. Затягивание времени приема пищи вызывает статическое утомление, возникающее при длительном положении сидя, и может способствовать развитию нейрогенной анорексии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.