Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размеры столов и стульев для детей преддошкольного и дошкольного возраста 1 страница




Гигиенические требования к организации внутренней среды детских учреждений.

Гигиенические требования к планировке общеобразовательных учреждений (ОУ).

Гигиенические требования к проектированию и планировке детских дошкольных учреждений (ДДУ).

Гигиенические требования к размещению, планировке, обустройству детских учреждений и предметам детского обихода.

Организация физического воспитания в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Средства, используемые для физического воспитания, многообразны. К ним относятся физические упражнения, подвижные игры и развлечения, спортивные игры и занятия спортом, естественные движения, массаж, природные факторы (солнце, воздух и вода). Разнообразны также и формы, в которых применяются эти средства. Например, физические упражнения могут проводиться в форме утренней гимнастики, урока физкультуры, физкультминуток на уроках и др., естественные движения – в форме прогулок, экскурсий, походов, выполнения трудовых операций.

Характер и содержание средств и форм физического воспитания имеют свои особенности у детей различного возраста, что объясняется их неодинаковыми морфофункциональными возможностями. У детей ясельного возраста используются массаж, воздушные ванны, водные процедуры, игры. В преддошкольном и дошкольном возрасте проводятся утренняя гимнастика, занятия по физическому и музыкальному воспитанию, подвижные игры и развлечения, прогулки, экскурсии, закаливающие процедуры.

Основной формой физического воспитания в общеобразовательных учреждениях является урок физической культуры. Кроме уроков физической культуры для физического воспитания школьников используются также физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня, внеклассные и внешкольные занятия в спортивных секциях и кружках, участие в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, самостоятельное обучение (подвижные игры, экскурсии и походы с родителями и др.).

Уроки физической культуры должны проводиться не менее 2 раз в неделю. Оптимальным является их проведение на 3-4 уроках. Если же уроки ставятся на первых и последних часах учебного дня, то в первом случае, удлиняется врабатывание в процесс обучения на следующем после физкультуры уроке, а во втором случае - снижается положительное влияние физической нагрузки на работоспособность вследствие потенцирования утомления. Уроки физкультуры не разрешается сдваивать, за исключением занятий по овладению навыками хождения на лыжах. Структура урока должна содержать вводную, основную и заключительную части. Во вводной части (5-10минут) осуществляется постепенная подготовка к предстоящей физической нагрузке. Выполняются порядковые упражнения, легкие пробежки, ходьба с дыхательными упражнениями. На основную часть отводится 25-30минут. В начале ее проводят общеразвивающие гимнастические упражнения, включающие в работу разные мышечные группы. Затем выполняется обучение новым навыкам и обязательно проводятся подвижные игры. В заключительной части (3-5 минут) обеспечивается постепенный переход организма к исходному состоянию, для чего выполняются ходьба с дыхательными упражнениями.

Для достижения тренирующего эффекта физическая нагрузка на занятиях должна быть достаточной, что обеспечивается значительной моторной плотностью уроков (удельный вес времени на физические нагрузки) - 60-80%. Контроль за адекватностью физической нагрузки чаще всего проводится по тому, насколько изменяется частота пульса при выполнении упражнений, и как быстро она возвращается к исходной. При правильно построенном занятии частота пульса во вводной части урока возрастает на 25-30%, в основной части урока – на 80-100%. Средняя частота пульса (средняя из величин пульса в каждой части занятия) должна составлять 160-180 в минуту. Возвращение к исходным величинам должно происходить через 2-3 минуты после завершения занятия.

В физкультурно-оздоровительные мероприятия входят гимнастика до учебных занятий (10 минут), физкультминутки на уроках (2-3 минуты), подвижные игры и физические упражнения на больших переменах, ежедневный час здоровья в группах продленного дня. Эти формы включаются в дополнительные виды физического воспитания, но так же, как и уроки физкультуры, являются обязательными в режиме дня школьников. Несмотря на небольшую продолжительность, они стимулируют деятельность головного мозга, повышают эмоциональный тонус учащихся, улучшают процесс врабатывания, снимают статическое напряжение и зрительное утомление, устраняют застойные явления в нижних конечностях.

Значительный двигательный компонент реализуется во внеклассных и внешкольных занятиях спортом, спортивных развлечениях и играх. Спортивные развлечения (катание на коньках, велосипеде, ходьба на лыжах, плавание) и игры (волейбол, баскетбол, футбол, теннис и др.) не носят обязательного характера и не преследуют цели повышения спортивного мастерства. Спорт же требует систематической тренировки, достижения лучших результатов и участия в соревнованиях.

Важнейшей частью физического воспитания является закаливание. Под закаливанием понимают комплекс мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма к воздействию метеорологических и других факторов окружающей среды с помощью природных средств - воды, воздуха, солнца. Закаливание обладает не только специфическим действием, заключающемся в повышении устойчивости к действию микроклиматических факторов, но и неспецифическим - повышением устойчивости к другим неблагоприятным воздействиям, в том числе, к возбудителям инфекционных заболеваний. Основные принципы закаливания аналогичны принципам физического воспитания. Для закаливания используются общие и специальные закаливающие процедуры. К общим мероприятиям относятся мероприятия, являющиеся составной частью повседневной жизни ребенка: ежедневные прогулки и сон на свежем воздухе, создание благоприятных микроклиматических условий в помещении, использование рациональной одежды, соблюдение режима дня. Специальные мероприятия состоят в проведении процедур, в которых в качестве закаливающих раздражителей используются воздух, вода и солнечная радиация: воздушные, солнечные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.

Воздух является наиболее доступным и наименее экстремальным средством закаливания для всех детей в любое время года. Воздушные ванны начинают проводить уже у 2-х-месячных детей, оставляя в одних распашонках, а затем и полностью обнажая. Дети преддошкольного и дошкольного возраста вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания – в трусах, и, если позволяют условия, босыми. В весенне-летний период воздушные ванны принимают на участке, защищенном от прямых солнечных лучей, в ненастное время и зимой – на верандах или в комнатах при открытых фрамугах. Начинать воздушные ванны нужно при комфортной для детей температуре воздуха – 18-22 ºС. В дальнейшем можно проводить их и при более низкой температуре – до 15-14ºС.

Воздушные ванны должны сочетаться с гимнастикой, подвижными играми, работой в саду и на огороде, так как тепло, выделяющееся при движениях, предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний. Начальная продолжительность воздушных ванн в младших группах должна быть не более 5 минут, в средних – 10 минут, в старшей и подготовительной группах – 15 мин. Затем каждые 3-4 дня ее увеличивают на 2-3 минуты, доводя до максимально допустимой, которая составляет для младшей группы - 30 минут, средней – 60 минут и старшей - 1-2 часа.

Солнечно-воздушные ванны проводят в утренние часы – с 9 до11 часов в средних широтах и с 8 до 10 часов – на юге при температуре воздуха в тени не выше 32 ºС и не ниже 20 ºС. Дети школьного возраста принимают их, лежа на индивидуальных подстилках или лежаках и укрывая голову. Детям дошкольного возраста во избежание перегрева лучше принимать такие ванны, играя в спокойные игры. Длительность солнечных ванн постепенно увеличивается с 3-5 минут до 30-40 минут. Чем младше ребенок, тем меньшей должна быть начальная и максимальная продолжительность закаливания солнечными лучами.

Водные процедуры отличаются наиболее сильным закаливающим эффектом, так как, вода, обладая большой теплоемкостью, оказывает более быстрое и выраженное охлаждающее действие, чем воздух. Применяются различные водные процедуры: обтирания, обливания всего тела и или ног, купание в водоемах. Принцип их проведения сходен: вначале используется вода нейтральной температуры, затем через каждые 3-4 дня температуру воды снижают на 1ºС, доводя до определенного уровня, зависящего от возраста детей и проводимой процедуры. Так, при обливании стоп температуру снижают до 20-18 ºС для детей преддошкольного возраста и 17-14 ºС – для дошкольников, при обливании всего тела – до 29 ºС в раннем возрасте и до 18-16 ºС в школьном. Одним из лучших приемов закаливания считается купание в естественном водоеме, так как при этом сочетается закаливающее действие воды, воздуха и солнца. Особенно полезны морские купания, при которых на организм детей воздействует не только температура воды, но и ее химический состав. После любой водной процедуры тело ребенка вытирают насухо до легкого покраснения кожи, что способствует тренированию сосудов.

Контроль за физическим воспитанием и закаливанием осуществляют врач и медицинская сестра детского учреждения. По результатам медицинских осмотров врач в начале учебного года распределяет учащихся по трем группам физического воспитания: основную, подготовительную и специальную. В основную группу включают детей без отклонений в состоянии здоровья и с незначительными морфофункциональными отклонениями, но имеющих достаточную физическую подготовку (дети 1-й и частично 2-й групп здоровья). Они занимаются в соответствии с учебной программой без ограничений, участвуют в соревнованиях, сдают контрольные нормативы, занимаются в спортивных секциях, участвуют в туристических походах, экскурсиях. В подготовительной группе занимаются дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья (с задержкой физического развития, реконвалесценты, имеющие компенсированные пороки сердца и др.), а также дети без отклонений в состоянии здоровья, но физически недостаточно подготовленные (2-я, частично 1 группа здоровья). Занятия детей этой группы проводят вместе с основной группой, но ограничиваются мышечные нагрузки, упражнения, требующие усилий, осваиваются постепенно, уменьшается повторяемость упражнений, исключается интенсивный бег. Разрешаются спортивные развлечения, экскурсии, походы. Закаливание проводится без снижения температуры воды и воздуха.

В третью группу – специальную входят дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера, но допущенные к учебному процессу (3-я, частично 4-я группы здоровья). Физическое воспитание проводят осторожно, по специальной программе, с учетом состояния ребенка и под постоянным контролем. Закаливание водными процедурами не проводят, разрешают прогулки, умеренно подвижные игры, индивидуальные занятия физическими упражнениями. Проводят лечебную физкультуру. К этой группе относятся больные ревматизмом в межприступном периоде, с пороками сердца в стадии субкомпенсации, со значительным отставанием в физическом развитии, с высокой близорукостью, остаточными явлениями полиомиелита, деформациями позвоночника и др.

Временно освобождаются от занятий дети, перенесшие операции, острые заболевания, обострения хронических заболеваний.

Группу физического воспитания не устанавливают раз и навсегда. В зависимости от динамики состоянии здоровья и физической подготовленности детей переводят в более сильную или более слабую группы.

8.1. Гигиенические требования к размещению детских дошкольных и общеобразовательных учреждений. Условия обучения и воспитания в детских учреждениях являются одними из важных факторов, определяющих состояние здоровья детей и подростков. Создание условий, соответствующих гигиеническим требованиям, зависит от размещения учреждения в населенном пункте, размеров земельного участка, инсоляции и аэрации территории, рациональности планировки участка и зданий, организации внутренней среды и обустройства помещений, соблюдения санитарного режима и т.д.

Детские дошкольные (ДДУ) и общеобразовательные учреждения (ОУ) должны размещаться в достаточной близости от места проживания детей, но вдали от источников химического, биологического и физического загрязнения, в частности, автомагистралей, железных дорог, гаражей, аэропортов, промышленных предприятий, рынков и т.д. Для ДДУ максимальный радиус обслуживания в городах должен быть не более 300м, в селах – 500 м. Для городских школ он устанавливается в пределах до 0,5 км пешеходной и 30 минут (в одну сторону) транспортной доступности, для сельскихшкол – до 2 км пешеходной и 15 минут транспортной доступности для младшеклассников и до 3 км пешеходной и 30 минут транспортной доступности для учащихся средних и старших классов. Наиболее оптимальным размещением для ДОУ и ОУ является внутриквартальное, при котором участок располагается внутри квартала вдали от транспортных проездов. Однако при современной плотности строительства это не всегда возможный вариант. Поэтому допускают размещение на внутриквартальных проездах, а для ОУ - и на межквартальных проездах с неинтенсивным движением. Расстояние до гаражей и открытых стоянок при количестве машин от 10 до 100 должно быть не менее 25 м, а при большем числе автомобилей – 50 м. Расстояние от промышленных предприятий определяется соответствующими нормативами и может колебаться от 50 до 1000 м в зависимости от степени вредности выбросов. Уровень внешнего шума не должен превышать 45 дБ.

Земельный участок для детских учреждений должен быть самостоятельным и по всем параметрам отвечать общесанитарным требованиям. Размеры участка должны обеспечивать размещение на нем всех необходимых зон без сокращения их размеров. Расстояние от здания учреждения до красной линии должно быть не менее 25 м. Соседние дома должны отстоять от границ земельного участка не менее чем на 12 м. Участок огораживают оградой высотой не менее 1,6 м. Вдоль него высаживают полосу деревьев или кустарников, которая выполняет ветро-, шумо-, пылезащитную функцию, а также, выделяя фитонциды, способствует снижению бактериальной загрязненности воздуха.

В настоящее время существуют разнообразные типы дошкольных учреждений, но, независимо от этого при их планировке и строительстве должны учитываться следующие принципы:

1. обеспечение групповой изоляции

2. обеспечение благоприятного воздушно-теплового режима

3. обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции

4. обеспечение условий для двигательной активности

5. обеспечение условий для организации рационального питания.

Реализация этих принципов осуществляется как на земельном участке, так и в здании учреждения. Принцип групповой изоляции является основным принципом планировки и строительства ДДУ. Групповая изоляция направлена на предупреждение распространения инфекционных заболеваний, восприимчивость к которым весьма высока среди детей преддошкольного и дошкольного возраста. Двигательная же активность, чистый воздух, солнечная радиация, оптимальные микроклиматические условия и полноценное питание являются первостепенными по значению факторами, обеспечивающими оптимальный рост и развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья и повышение сопротивляемости организма.

Площадь земельного участка для ДДУ определяется из расчета 40 м 2 на 1 место при вместимости до 100 мест, 35 м 2 - при вместимости свыше ста мест, и 30 м 2 при вместимости свыше 500 мест. На территории земельного участка ДДУ выделяют несколько зон: групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Групповая изоляция на участке обеспечивается, прежде всего, наличием у каждой группы детей своей групповой площадки, максимально приближенной к выходу из помещений этих групп. Особенно это касается площадок для детей ясельного возраста. Площадки должны иметь удобную связь с физкультурной площадкой, а пути следования детей не должны проходить через хозяйственную площадку и пересекаться между собой. Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой, которая попеременно используется группами для катания на велосипедах, обучения детей правилам движения и т.д. Размеры групповых площадок для детей ясельного возраста определяются из расчета 7,5 м 2 на одно место, а для детей дошкольного возраста – 7,2 м2. Групповые площадки изолируют друг от друга кустарником. Часть площадки предназначается для пребывания на открытом солнце, что обеспечивает необходимые условия для инсоляции. Другая часть – затеняется с помощью зеленых насаждений и теневых навесов, устанавливаемых для защиты от солнца и осадков. Теневые навесы площадью 40 м2 огорожены с 3 сторон, имеют деревянные полы. Покрытие групповых площадок для детей ясельного возраста должно быть травяным. Групповые площадки для дошкольников могут быть покрыты частично травой и частично утрамбованным грунтом или тротуарными плитками. Асфальтовое покрытие применять не рекомендуется, так как при высокой температуре воздуха из него могут выделяться токсичные вещества. На площадках устанавливают оборудование, которое используется для подвижных и спокойных игр.

Физкультурная площадка должна размещаться ближе к площадкам детей дошкольного возраста. На ней выделяют зоны для подвижных игр, спортивных игр в волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис и др., а также для гимнастических занятий, бега и прыжков. Для проведения физкультурных занятий на ней должно быть установлено необходимое оборудование. Рядом с физкультурной площадкой устраиваются открытые плавательные бассейны с переменной глубиной 0,4-0,6м и плескательные бассейны глубиной 0,25 м. Зимой их территорию можно использовать как каток. Физкультурная площадка и бассейны должны использоваться группами поочередно с целью предупреждения распространения заболеваний.

Хозяйственная площадка должна размещаться у границы участка в стороне от групповых и физкультурной площадок у входа в постирочную и загрузочную пищеблока. Площадка должна иметь твердое покрытие, иметь самостоятельный въезд, который не должен пересекать пешеходные дорожки к групповым площадкам. Все мусоросборники размещают только на хозяйственной площадке.

Процент застройки участка не должен превышать 10-12%. Площадь озеленения должна быть не менее 50%. Зеленые насаждения высаживаются между групповыми площадками, групповыми, физкультурной и хозяйственной площадками, по периметру участка. Деревья нужно высаживать не ближе 10м от стен ДДУ, а кустарники – не ближе 5 м. Кустарники и деревья должны быть не ядовитыми и без колючих шипов.В площадь озеленения включаются также газоны, цветники, огород-ягодник.

Здание ДДУ не должно превышать 2-х-этажей, хотя в отдельных случаях допускается проектирование 3-х-этажных зданий. Малоэтажность обеспечивает пожарную безопасность, облегчает проведение прогулок, уменьшает возможность травматизма среди детей. В здании также, как и на участке, должен соблюдаться принцип максимальной изоляции отдельных групп друг от друга и от административно-хозяйственных помещений. В связи с этим наиболее удовлетворяющей гигиеническим требованиям является централизованно-блочная система строительства зданий, при которой создается возможность выделить отдельные блоки для групп одного возраста и в то же время обеспечить связь между блоками с помощью переходов. Возможно использование и централизованной системы.

Каждая группа размещается в своих автономных помещениях – групповых ячейках. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны располагаться на первом этаже и иметь отдельный вход для каждой группы. Групповые ячейки детей дошкольного возраста можно размещать как на первом, так и на втором этажах, при этом разрешается иметь общий вход для четырех групп при условии поочередного пользования им. Ясельные групповые ячейки рассчитаны на 10 детей в возрасте от одного до 2 лет и 20 детей в возрасте 2-3 лет. В состав ячеек входят приемная (18м2), игральная (50м2), спальня (36м2), туалетная (12м2) и буфетная (3м2). Групповые ячейки для детей дошкольного возраста рассчитаны на 25 человек и включают в себя раздевальную (18 м2), групповую (50 м2), спальню (50 м2), туалетную (16м2), буфетную (3 м2). Групповая ячейка является местом основного пребывания группы, в ней проводятся занятия, игры, оздоровительные мероприятия, отдых, дневной сон, переодевание и кормление детей.

Кроме групповых ячеек в здании имеются специализированные помещения для поочередного проведения занятий с детьми отдельных групп (гимнастический и музыкальный залы, бассейн и др.), а также сопутствующие помещения – медицинские, пищеблок, постирочная и др. Гимнастический и музыкальный залы, предусматриваемые во всех ДДУ вместимостью 4 и более групп, размещают обычно на втором этаже. Эти помещения не должны быть проходными, а их площадь и количество определяется количеством мест в ДДУ. Медицинский пункт размещают на 1 этаже. В его состав входят медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор, имеющий отдельный выход на участок, который используется для эвакуации заболевшего ребенка.

На 1 этаже располагают также помещения пищеблока с обязательным самостоятельным выходом наружу. Это позволяет обеспечить удобную связь с другими помещениями и соблюдение санитарного режима на пищеблоке. Входы в групповые ячейки не должны располагаться напротив входов в пищеблок. Окна групповых и спален не должны располагаться непосредственно над окнами кухни. Не допускаются проходные кладовые или же проход в кладовые через кухню. Раздача пищи для групп должна осуществляться в отдельном помещении.

Гигиенические требования к проектированию и планировке общеобразовательных учреждений основываются на выполнении следующих принципов:

1. создание оптимальных условий для проведения учебно-воспитательного процесса, в том числе, трудового и всестороннего физического воспитания

2. возрастная изоляция учащихся с целью предупреждении распространения инфекционных заболеваний, обеспечения охранительного режима для учащихся младших классов

3. создание благоприятных условий внешней среды – воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, качества воздушной среды, должного санитарного состояния участка и помещений.

4. обеспечение условий для организации питания

5. создание условий для пребывания в группах продленного дня, отдыха и культурно-массовой деятельности детей.

Большое значение для полноценной организации учебно-воспитательного процесса имеют площадь земельного участка ОУ и правильное размещение его компонентов. Площадь земельного участка ОУ рассчитывается в зависимости от числа обучающихся и составляет от 35 до 72 м 2 на 1 учащегося. На территории участка выделяют несколько зон: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, зону отдыха и хозяйственную.

Учебно-опытная зона включает в себя разные участки: начальных классов, плодового сада и питомника, полевых и овощных культур, цветочно-декоративных растений, теплицу с зооуголком, парники, географическую площадку и др. Площадь этой зоны не должна превышать 25% площади участка. Она должна находиться в глубине участка между хозяйственной зоной и зоной отдыха.

Физкультурно-спортивная зона занимает около 35-40% площади участка. Ее располагают за полосой зеленых насаждений, на расстоянии не менее 25 м от здания, со стороны, на которую не выходят окна классных помещений. В этой зоне предусматривается размещение легкоатлетического спортядра с круговой беговой дорожкой, баскетбольной, волейбольной и теннисной площадок, комбинированной площадки для спортивных игр, метания мяча и прыжков в длину и высоту.

Зона отдыха, площадь которой составляет 6-8% площади участка, должна иметь площадки для подвижных игр и тихого отдыха. Площадки для тихого отдыха лучше устраивать на определенном расстоянии от спортивных зон и площадок для подвижных игр, на хорошо озелененной территории. Площадки же для подвижных игр обычно располагают вблизи выхода из здания с тем, чтобы активно использовать их во время перемен. Они должны быть отдельными для детей начальной школы и учащихся средних классов. Для активного отдыха учащихся старших классов предусматривается использование площадок физкультурно-спортивной зоны.

Хозяйственную зону размещают со стороны производственных помещений столовой и вблизи от учебно-опытной зоны. Она должна иметь свой самостоятельный въезд. На ней могут находиться различные хозяйственные постройки и мусоросборник.

Здания ОУ проектируются с учетом их планируемой вместимости, которая по гигиеническим требованиям не должна превышать 1000 учащихся (33-40 классов). Увеличение числа учащихся способствует повышению инфекционной заболеваемости, возникновению затруднений в организации учебного процесса, возрастанию числа и длительности переходов учащихся из одного кабинета в другой, невозможности обеспечить оптимальный инсоляционный режим и надлежащее качество воздушной среды во всех учебных помещениях, повышению уровня шума, ухудшению санитарного режима учреждения. Наиболее оптимальным вариантом композиции ОУ является сблокированное здание, состоящее из отдельных учебных секций-блоков, соединенных теплыми переходами.

Высота здания не должна превышать 2-3 этажей, лишь на стесненных окружающими строениями участках допускается строительство 4-х-этажных зданий (за исключением высоко сейсмичных районов). При этом на 4 этаже должны располагаться редко посещаемые учащимися кабинеты. Размещение учебных помещений на верхних этажах препятствует возможности активного отдыха на участке, так как часть времени перемены уходит на спуск и подъем по лестнице. Кроме того, удлиняются пути в учебные кабинеты, спортивный зал, столовую, возникает толчея на лестницах из-за встречных потоков учащихся, увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую дыхательную систему при подъеме на этажи.

Состав и площади помещений определяются видами и типами общеобразовательных учреждений, так как эти учреждения отличаются как соотношением возрастных групп учащихся, так и содержанием, формами и методами организации учебного процесса и направлением профильного обучения. В настоящее время выделяют 3 ступени образования: 1 ступень - начальное общее образование (1-4 классы), 2 ступень – основное общее образование (5-9 классы) и 3 ступень – среднее полное общее образование (10-11 или 8-11 классы). Образовательный процесс осуществляется различными учреждениями: начальной, основной и средней полной общеобразовательной школами, средней школой с углубленным изучением отдельных предметов, профильными школами, гимназиями, лицеями. В отличие от общеобразовательных школ, в гимназиях и лицеях идет подготовка по 2 и 3 ступеням образования, в профильных школах – только по 3 ступени. Гимназия дает среднее гуманитарное образование со знанием 2-3 иностранных языков. Лицей, проводя углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку по ним, является первой ступенью непрерывного среднего и высшего образования.

В структуре здания выделяют 2 основные группы помещений: учебную и общешкольную. К учебным относятся классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, спортивный зал, кабинеты труда. В состав общешкольных помещений входят рекреационные залы, вестибюль с гардеробом, актовый зал, библиотека, административно-хозяйственные помещения, медицинский пункт, столовая и буфет, раздевальни и душевые при спортивном зале, санитарные узлы и др.

Учебные помещения группируют в отдельные секции для 1-х, 2-4 и 5-11 классов. Учащиеся 1 ступени должны заниматься в закрепленных за ними классных комнатах, находящихся в отдельных секциях блока, обособленного от помещений 2 и 3 ступени. В каждую секцию первоклассников должны входить 3 классные комнаты, а также спальня-игровая, рекреации и санузлы. В секциях учеников 2-4 класса, помимо классных комнат, количество которых должно быть не более 6, имеются комнаты для тихих игр, группы продленного дня, компьютерный зал, методический кабинет, учительская, рекреации, санузлы.

Обучение учащихся 2 и 3 ступени осуществляется по классно-кабинетной системе, при которой изучение предметов проводится в специально оборудованных классах-кабинетах или же в специализированных кабинетах (физики, химии, биологии, информатики, черчения и др.), а также в кабинетах специализированных блоков помещений для профильного обучения (гуманитарном, физико-математическом, химико-биологическом и др.). Количество классов и кабинетов не должно быть меньше числа учебных групп. Наполняемость классов для ОУ не должна превышать 25 учащихся, а в старших классах школ, профильных школах, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости до 20 учащихся. Площадь на 1 учащегося в классах и учебных кабинетах при фронтальной форме занятий должна быть не менее 2,5м2, при групповых и индивидуальных формах – 3,5м2, при смешанных формах обучения, а также в специализированных кабинетах по естественным наукам – 2. При фронтальных занятиях все учащиеся обращены лицом к доске и учителю, при групповых - класс делится на подгруппы по 4-8человек, сидящих лицом друг к другу и выполняющих коллективное задание, в соответствии с чем и расставляются ученические столы. При индивидуальных занятиях учащиеся могут быть рассредоточены по всему помещению для самостоятельного решения задач. В соответствии с указанным, площадь классных комнат и учебных кабинетов должна составлять 62,5 - 87,5 м2. Высота помещений должна быть не менее 3 м, меньшая высота не позволяет обеспечить достаточный воздушный куб на одного учащегося и необходимую кратность воздухообмена. Наиболее оправданной с гигиенической точки зрения является прямоугольная форма класса с соотношением сторон 3:4 и размещением окон слева от учащихся. При свете, падающем слева, рабочая поверхность стола не затеняется рукой, а при размещении ученических столов в 3 ряда в прямоугольном помещении обеспечивается достаточный угол видимости (не менее 45º для первоклассников и не менее 35º для учащихся 2 и 3 ступени)классной доски (горизонтальный угол между линией взора и плоскостью доски). Если же помещение квадратное или же вытянуто в поперечном направлении, то столы расставляют в 4 ряда, и тогда угол видимости с крайних рядов резко снижается, что вызывает напряжение зрения, нарушение осанки, искривление позвоночника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.